Сегодня Церковь совершает торжества в честь двунадесятого праздника Рождества Христова. Перед ним богослужебный устав предписывает специальный сорокадневный пост. Однако не всем известна причина такого установления.
На первый взгляд может показаться, что пост перед столь радостным и светлым праздником неуместен, поскольку не соответствует духу торжества в связи с пришествием в мир Спасителя. Чтобы понять, зачем он был введен, а также достойно и осознанно встретить праздник Христова Рождества, следует обратить внимание на саму причину таинства боговоплощения.
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18), — провозглашает апостол Иоанн Богослов. До момента вочеловечения невидимому Богу служили сонмы ангелов, воздавая Ему божественные почести и непрестанно воспевая Его. Также не видели Бога и люди, почитая Его особым ветхозаветным чином с жертвоприношениями животных. Однако в данном служении людей был существенный изъян и недостаток.
Кровавые жертвы Богу в виде агнцев и тельцов не спасали человечество от первородного греха. Все люди, даже праведники, находились под проклятием испорченной человеческой природы Адама и Евы и были подвержены смерти и власти ада. Для того чтобы они могли избавиться от проклятия и получить возможность спасения и прощения грехов, должно было произойти нечто доселе невиданное и неслыханное.
Бессмертный, Невидимый, Всемогущий и Непостижимый Бог должен был принять человеческую природу с разумной душой и искупить страшной, мучительной крестной смертью прародительский грех. Сын Божий должен был заклаться подобно агнцу, воскреснуть и так восстановить падшего человека в его достоинстве.
Люди тысячелетиями ждали Его пришествия в мир. С особым трепетом хранили и передавали пророчества о Нем. Следили за знамениями, предшествующими Его рождеству. По этой причине рождение Иисуса Христа стало величайшим торжеством, ознаменовавшим собой начало спасения. Однако для Бога это было сопряжено с несравненным и немыслимым уничижительным состоянием, связанным с принятием физически ограниченной человечности и последующего вольного страдания и смерти.
Именно по этой причине, несмотря на торжество и радость двунадесятого праздника Рождества Христова, Святая Церковь установила предварительный сорокадневный пост, памятуя, сколь дорогой ценой получила свое спасение. Ныне же с радостью о свершившемся обетовании и божественной милости к людям все христиане с благодарностью взывают:
«Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, вси, любящии Сиона: днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. Рай нам отверзеся. Змий упразднися, юже бо прельсти первее, ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. Младенец бо раждается из Нея, Всесовершенный Бог, и Рождеством девство печатствует, пленицы греховныя разрешаяй пеленами, и младенства ради Eвины врачует яже в печалех болезни; да ликовствует убо вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша» (Стихира на стиховне, глас 4).
6 и 7 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения в честь двунадесятого праздника Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение и ночную Божественную литургию в Успенском соборе совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.
Справка:
Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева.
На ночной службе пели: справа — смешанный хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева.
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться