Лавра молитвенно почтила Рождество Господа и Спаса Иисуса Христа

7 января 2025
1649

Сегодня Церковь совершает торжества в честь двунадесятого праздника Рождества Христова. Перед ним богослужебный устав предписывает специальный сорокадневный пост. Однако не всем известна причина такого установления.

На первый взгляд может показаться, что пост перед столь радостным и светлым праздником неуместен, поскольку не соответствует духу торжества в связи с пришествием в мир Спасителя. Чтобы понять, зачем он был введен, а также достойно и осознанно встретить праздник Христова Рождества, следует обратить внимание на саму причину таинства боговоплощения.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18), — провозглашает апостол Иоанн Богослов. До момента вочеловечения невидимому Богу служили сонмы ангелов, воздавая Ему божественные почести и непрестанно воспевая Его. Также не видели Бога и люди, почитая Его особым ветхозаветным чином с жертвоприношениями животных. Однако в данном служении людей был существенный изъян и недостаток.

Кровавые жертвы Богу в виде агнцев и тельцов не спасали человечество от первородного греха. Все люди, даже праведники, находились под проклятием испорченной человеческой природы Адама и Евы и были подвержены смерти и власти ада. Для того чтобы они могли избавиться от проклятия и получить возможность спасения и прощения грехов, должно было произойти нечто доселе невиданное и неслыханное.

Бессмертный, Невидимый, Всемогущий и Непостижимый Бог должен был принять человеческую природу с разумной душой и искупить страшной, мучительной крестной смертью прародительский грех. Сын Божий должен был заклаться подобно агнцу, воскреснуть и так восстановить падшего человека в его достоинстве.

Люди тысячелетиями ждали Его пришествия в мир. С особым трепетом хранили и передавали пророчества о Нем. Следили за знамениями, предшествующими Его рождеству. По этой причине рождение Иисуса Христа стало величайшим торжеством, ознаменовавшим собой начало спасения. Однако для Бога это было сопряжено с несравненным и немыслимым уничижительным состоянием, связанным с принятием физически ограниченной человечности и последующего вольного страдания и смерти.

Именно по этой причине, несмотря на торжество и радость двунадесятого праздника Рождества Христова, Святая Церковь установила предварительный сорокадневный пост, памятуя, сколь дорогой ценой получила свое спасение. Ныне же с радостью о свершившемся обетовании и божественной милости к людям все христиане с благодарностью взывают:

«Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, вси, любящии Сиона: днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. Рай нам отверзеся. Змий упразднися, юже бо прельсти первее, ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. Младенец бо раждается из Нея, Всесовершенный Бог, и Рождеством девство печатствует, пленицы греховныя разрешаяй пеленами, и младенства ради Eвины врачует яже в печалех болезни; да ликовствует убо вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша» (Стихира на стиховне, глас 4).

6 и 7 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения в честь двунадесятого праздника Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение и ночную Божественную литургию в Успенском соборе совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

Справка:

Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева.

На ночной службе пели: справа — смешанный хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева.



Расписание богослужений

13
Июль
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918). Собор святых Биробиджанской епархии. Собор детей-мучеников Ястребарских и Сисакских (1942) (Серб.). Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Свт. Арсения, еп. Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 июня). Сщмчч. Алексия Введенского, Тимофея Петропавловского пресвитеров, прмч. Никандра Прусака (1918); прмч. Феогена Козырева (1939); мч. Иоанна Демидова (1944). Балыкинской (1711) и Горбаневской (1786) икон Божией Матери.
16:45
Вечернее богослужение
17:00
Соборно совершаемый акафист Пресвятой Троице
14
Июль
Бессребреников Космы́ и Дамиа́на, в Риме пострада́вших.
05:30
Братский молебен
06:00
Исповедь первая смена
06:00
Ранняя Литургия
06:30
Средняя Литургия
08:00
Исповедь вторая смена
08:30
Поздняя Литургия
16:45
Вечернее богослужение
13 июля
2025
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Июнь
Июль
Август
13 июля
2025
Выберите дату