Лавра молитвенно почтила Рождество Господа и Спаса Иисуса Христа

7 января 2025
1211

Сегодня Церковь совершает торжества в честь двунадесятого праздника Рождества Христова. Перед ним богослужебный устав предписывает специальный сорокадневный пост. Однако не всем известна причина такого установления.

На первый взгляд может показаться, что пост перед столь радостным и светлым праздником неуместен, поскольку не соответствует духу торжества в связи с пришествием в мир Спасителя. Чтобы понять, зачем он был введен, а также достойно и осознанно встретить праздник Христова Рождества, следует обратить внимание на саму причину таинства боговоплощения.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18), — провозглашает апостол Иоанн Богослов. До момента вочеловечения невидимому Богу служили сонмы ангелов, воздавая Ему божественные почести и непрестанно воспевая Его. Также не видели Бога и люди, почитая Его особым ветхозаветным чином с жертвоприношениями животных. Однако в данном служении людей был существенный изъян и недостаток.

Кровавые жертвы Богу в виде агнцев и тельцов не спасали человечество от первородного греха. Все люди, даже праведники, находились под проклятием испорченной человеческой природы Адама и Евы и были подвержены смерти и власти ада. Для того чтобы они могли избавиться от проклятия и получить возможность спасения и прощения грехов, должно было произойти нечто доселе невиданное и неслыханное.

Бессмертный, Невидимый, Всемогущий и Непостижимый Бог должен был принять человеческую природу с разумной душой и искупить страшной, мучительной крестной смертью прародительский грех. Сын Божий должен был заклаться подобно агнцу, воскреснуть и так восстановить падшего человека в его достоинстве.

Люди тысячелетиями ждали Его пришествия в мир. С особым трепетом хранили и передавали пророчества о Нем. Следили за знамениями, предшествующими Его рождеству. По этой причине рождение Иисуса Христа стало величайшим торжеством, ознаменовавшим собой начало спасения. Однако для Бога это было сопряжено с несравненным и немыслимым уничижительным состоянием, связанным с принятием физически ограниченной человечности и последующего вольного страдания и смерти.

Именно по этой причине, несмотря на торжество и радость двунадесятого праздника Рождества Христова, Святая Церковь установила предварительный сорокадневный пост, памятуя, сколь дорогой ценой получила свое спасение. Ныне же с радостью о свершившемся обетовании и божественной милости к людям все христиане с благодарностью взывают:

«Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, вси, любящии Сиона: днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. Рай нам отверзеся. Змий упразднися, юже бо прельсти первее, ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. Младенец бо раждается из Нея, Всесовершенный Бог, и Рождеством девство печатствует, пленицы греховныя разрешаяй пеленами, и младенства ради Eвины врачует яже в печалех болезни; да ликовствует убо вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша» (Стихира на стиховне, глас 4).

6 и 7 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения в честь двунадесятого праздника Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение и ночную Божественную литургию в Успенском соборе совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

Справка:

Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева.

На ночной службе пели: справа — смешанный хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева.



Расписание богослужений

23
Январь
Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Павла (Комельского) Обнорского.
Свт. Григория, еп. Нисского (после 394). Прп. Дометиана, еп. Мелити́нского (601). Прп. Маркиа́на пресвитера (V). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Прп. Макария Пи́семского (XIV). Блж. Фео́звы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Сщмч. Зиновия Сутормина пресвитера (1920); сщмч. Петра Успенского пресвитера (1930); сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).
05:30
Братский молебен
06:00
Исповедь первая смена
06:00
Ранняя Литургия
06:30
Средняя Литургия
08:00
Исповедь вторая смена
24
Январь
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника
05:30
Братский молебен
06:00
Исповедь первая смена
06:00
Ранняя Литургия
06:30
Средняя Литургия
08:00
Исповедь вторая смена
08:30
Поздняя Литургия
17:00
Всенощное бдение
23 января
2025
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Январь
Февраль
23 января
2025
Выберите дату