«Всегда старался обнять всех своей любовью…». Памяти преподобного Алексия (Соловьева)

Старец Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве, в семье потомственного священника, настоятеля церкви Симеона Столпника за Яузой – протоиерея Алексия Соловьева. Пел в церковном хоре и с самого раннего возраста прислуживал в алтаре отцу.

В 1866-м году окончил Московскую духовную семинарию. В следующем году Федор Алексеевич заключил брак с 16-летней дочерью священника церкви Святителя Климента на Варварке – Анной Павловной Смирновой – и вскоре был рукоположен в сан диакона. С 1867 по 1895 год отец Феодор служил в храме Святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Он обладал прекрасными вокальными данными, читал и возглашал четко и выразительно, так что прихожанам были хорошо слышны и понятны все слова. Вскоре отец Феодор стал одним из самых известных диаконов в Москве.

27 января 1872 г. жена отца Феодора Анна Павловна скончалась от скоротечной чахотки, оставив мужу 4-летнего сына Михаила. Отец Феодор тяжело переживал обрушившееся на него горе. Овдовев, он задумал оставить мир и уйти в монастырь, но близкие убедили его не бросать сына, а сначала воспитать его, а потом привести в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и долгих раздумий он согласился и в течение 25 лет жил в Москве, с нетерпением ожидая, когда сын закончит свое образование в Высшем техническом училище.

В 1895-м году отец Феодор принял священнический сан и перешел в Успенский собор Московского Кремля. Через 2 года он был единогласно избран духовником соборного причта. В 1898-м году отец Феодор стал протопресвитером и был награжден камилавкой. В том же году, дождавшись женитьбы сына, он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь и принял монашеский постриг с именем Алексий, в честь святителя Алексия, Митрополита Московского.

Первыми его монастырскими послушаниями стали клиросное пение и совершение богослужений, затем – обучение молодых монахов Закону Божию. Некоторое время спустя отец Алексий был назначен духовником обители; его духовными детьми, кроме паломников, стали многие монахи, а через несколько лет и сам игумен. В 1903-м году он был награжден наперсным крестом.

Во время Великого поста 1906 года отец Алексий тяжело заболел воспалением легких и уже готовился к кончине, однако после Соборования он поправился. С того времени старчество и духовничество стали его главными послушаниями.

3 февраля 1908 года старец Алексий ушел в неполный затвор. Несмотря на это, к нему приезжало все больше и больше людей всех возрастов и сословий: государственные деятели и архиереи, священники, монахи и монахини из разных монастырей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Духовными чадами отца Алексия были святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и преподобноисповедница схиигуменья Фамарь (Марджанова), в 1908-м году основавшая по его благословению Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Зосимову пустынь посещали члены религиозно-философского кружка М. А. Новоселова: С. Н. Булгаков, священник Павел Флоренский и другие. Под свое духовное руководство старец взял и будущего настоятеля Николо-Толмачевского храма – священномученика Илию Четверухина с супругой.

Отец Алексий обладал даром прозорливости и исцеления духовных и телесных болезней. Его отличали удивительное смирение и благорасположение к людям. Любовь к ближним он ставил выше поста и молитвы.

Здоровье отца Алексия от большого напряжения со временем становилось все хуже. Он неоднократно просил у игумена Германа[1] благословения уйти в полный затвор, на что получил разрешение 6 июня 1916 года.

Прощаясь со своими духовными чадами, старец сказал:

«Я всегда старался, именно старался о том, чтобы обнять всех своей любовью и каждого обращающегося ко мне удовлетворить, каждому найти доброе слово. Но это мне не всегда удавалось: или недоставало мне времени, или физических сил... Самые горькие минуты были те, когда я видел, что кто-нибудь уходил от меня неудовлетворенным, и, придя в свою келлию, я только один знал, что чувствовало тогда мое сердце... Искренно прошу прощения, если я кого-нибудь из вас когда-нибудь огорчил, как и я всех прощаю».

15 июля 1917 года старцу пришлось посетить монашеский съезд в Троице-Сергиевой лавре, где он был избран членом Всероссийского Поместного Собора. А 5 ноября того же года старец Алексий сыграл историческую роль, приняв участие в избрании Патриарха жребием и вытащив из ларца записку с именем Тихона, митрополита Московского.

Пробыв в Москве до весны 1918 года, старец вернулся в Зосимову пустынь. 28 февраля 1919 года иеромонах Алексий был пострижен в схиму с тем же именем, но в честь святого Алексия, человека Божия.

Отец Алексий остро переживал обрушившиеся на Церковь гонения. После революции Зосимова пустынь превратилась в сельскохозяйственную трудовую артель. Резко сократилось число паломников. Но монастырский Устав соблюдался строго, богослужения совершались по-прежнему.

30 января 1923 г. скончался настоятель Зосимовой пустыни схиигумен Герман, а в мае пустынь была закрыта. Старец Алексий со своим верным келейником отцом Макарием (Моржовым)[2] переехали в город Сергиев (так назывался Сергиев Посад в 1919–1930-м гг.). Там они поселились в доме духовной дочери старца. До 1925 года отец Алексий еще немного ходил, несколько раз добирался до храма. Позже он все больше сидел в кресле, а потом полулежал на кровати. Старец из последних сил старался вычитывать все дневные службы, кроме литургии. Когда он уже не мог стоять, то вычитывал службы сидя. Однажды, когда отец Алексий лежал от недомогания в постели, его приехал навестить Святейший Патриарх Тихон. Батюшка был глубоко тронут вниманием Святейшего и чувствовал себя крайне неловко оттого, что встречал его и беседовал с ним лежа. Он несколько раз пытался вставать, но Святейший снова укладывал его на кровать. После 1927 года отец Алексий уже только лежал, с трудом поднимая голову и шевеля пальцами правой руки.

Преподобный Алексий (Соловьев) преставился ко Господу 19 сентября 1928 года и был погребен на Кукуевском кладбище города Сергиева. В отпевании старца участвовали 5 архиереев и около 30 священнослужителей.

В 1953-м году старец был перезахоронен на Старом кладбище города Загорска (так назывался Сергиев Посад в 1930–1991-м гг.), а 25 июля 1994 года его честные останки перенесли в возрожденную Зосимову пустынь. Ныне мощи преподобного Алексия почивают в левом приделе Смоленского собора рядом с мощами преподобного Германа (Гомзина).

В 2000-м году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иеросхимонаха Алексия (Соловьева) к лику святых для общецерковного почитания. Память его совершается 19 сентября/2 октября, 5/18 ноября – в день памяти отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября – в Соборе Московских святых.

Молитва старца Алексия Зосимовского

«Господи мой, Господи! Прими смиренное сие моление мое. Избави мя от внезапной смерти, но пред наступлением кончины моея, ради очищения множества грехов моих, ради принесения истинного покаяния и напутствия святыми таинствами, ради христианскаго перехода в жизнь вечную, блаженную, в мире душевном сподоби мя, Преблагий Господи, потерпеть болезнь предсмертную, без непосильных страданий, без ропота, с благодарностью. Сподоби и окружающих мя разумно и во благодушии послужити мне при одре моей болезни во имя Твое и через сие святое дело обрести себе благоволение Твое и вечное спасение. Ты бо еси хотяй всем спастися, Всемилостивый и Благословенный во веки. Аминь».

Иеромонах Пафнутий (Фокин)



2 октября 2025

< Назад | Возврат к списку

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.