Троицкий синодик. Архимандрит Александр (Богдан; † 22 октября 2021 года). «Молитва – это стержень всего. Нет молитвы, значит все, человек больной».

Архимандрит Александр (в миру Антон Емельянович Богдан) родился 30 января 1937 года в селе Новоселки Волынской области Украины в многодетной семье. Был крещен в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Головно с именем в честь преподобного Антония Великого. Мама младенца, Марфа, умерла сразу после родов, и восьмерых детей воспитывала приемная мать Евдокия, которая позднее родила еще двоих детей.

Антоний рос тихим и спокойным ребенком. Он хорошо учился и во всем старался помогать родителям. После школы получал образование в школе фабрично-заводского обучения города Челябинска, освоил специальность плотника-опалубщика. После обучения какое-то время трудился в Архангельской области на лесозаготовках, затем уехал во Владимир Волынской области, где работал слесарем-монтажником, плотником, а также обучался в вечерней школе рабочей молодежи.

Во Владимире он снимал комнату у верующей женщины. Увидев однажды у нее на полке Евангелие, заинтересовался и прочитал его. Это произвело на юного Антония такое впечатление, что он решил посвятить свою жизнь Богу и подал заявление о приеме в Одесскую духовную семинарию. Однако в тот год по семейным обстоятельствам ему не удалось поступить, и на следующий год он уже подал документы в Московскую духовную семинарию.

Обучаясь в семинарии, Антоний был принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры. 6 декабря 1968 года он был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) с именем Александр, в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. По завершении обучения в семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1973 году.

5 января 1969 года отец Александр был рукоположен во иеродиакона в Покровском академическом храме епископом Дмитровским Филаретом (Вахромеевым), 13 мая того же года архиепископом Сергием (Голубцовым) хиротонисан во иеромонаха в Трапезном храме Лавры. В 1979 году был возведен в сан игумена, в 2014 году — в сан архимандрита.

Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви отец Александр был удостоен наград: медали Преподобного Сергия Радонежского I степени (1980 г.), ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени (1981 г.), права ношения креста с украшениями (1987 г.), Патриарших грамот (1976 г., 2018 г.), Патриаршего знака «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (2014 г.).

Многие годы отец Александр нес послушание за свечным ящиком. Но основным и самым длительным его послушанием стала исповедь богомольцев Троице-Сергиевой Лавры и учащихся Московских духовных школ. Батюшка был внимателен не только ко всем приходящим, но и к самому себе, особенно в разговорах, подкрепляя свои слова выдержками из Евангелия, Апостола и творений святых отцов. Часто цитировал евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), и добавлял: «Потому что, если не будем искать, нам его никто не даст». Отец Александр особенный акцент делал на важности изучения Евангелия, его исполнении всей своей жизнью. Говорил о том, что Священное Писание нужно читать умом и сердцем, вдумываться в каждое слово, стараться жить по заповедям, укреплять веру, изучать Закон Божий. Своих духовных чад он наставлял так: «В Евангелии написано — не суди, значит — не суди. Прощай, и тебе Господь простит. И помни, что за каждое праздное слово дашь ответ». Часто говорил о том, что Бога нужно больше благодарить за скорби и болезни, чем за благодеяния, — «потому что болезнями и скорбями Господь хочет пробудить душу человека от беспечности».

По воспоминаниям братии и духовных чад, отец Александр был очень внимателен к природе, любил кормить голубей. В одном и разговоров он сказал духовному чаду: «Смотри, эта птичка меня часто провожает, не знаешь, как она называется?»

Батюшка рассказывал, как при первом посещении братской трапезной Лавры ему показалось, что он находится среди ангелов, и таким образом он понял, что это — именно его место. И добавлял, что при любом начальстве чувствовал себя в обители одинаково хорошо.

Отец Александр многие годы терпеливо нес крест болезней, но при этом никогда не жаловался. Лишь самые близкие люди знали о том, какие сильные боли он стойко переносил, возлагая все надежды на Господа. Архимандрит Александр преставился 22 октября 2021 года, после очередной продолжительной болезни.

Воспоминания протоиерея Василия Г.  и матушки Ирины

Хочется много рассказать об отце Александре. Я, честно говоря, много так и забыл этих случаев. Вот мы были у чада его, у Татианы, в Донецке. И, значит, кушает он банан. А я вспомнил, мы, когда в школу ходили… Один намажет с маслом, другой намажет с повидлом хлеб. И тот говорит: «Дай укусить у тебя!» А тот говорит: «Дай, я у тебя укушу»… А я как-то так… Значит, по-детски… как-то так кушает в банан, я себе в мыслях думаю: «Александр, дай разок кусить, как в детстве в школе». Он говорит: «На». А я так сразу опешил. Говорю: «Отец Александр, а Вы меня услышали?» Он говорит: «Бог тебя услышал». Ну через Бога ему информация в смысле пришла, ему Бог открыл, и он услышал.

Он вел блокнотик. И что касается именно твоей души. Он заранее все знает…вот батюшке читает одно, маме читает другое, мне читает третье.  В Святом Писании вот так вот это… И все что касается, все как-то вот сразу ответы….

Был как-то момент один…. Что вот я вот его как-то не записал. Был один у меня синодик… Я поменял на другой синодик… Как-то машинально или как я не записал в синодик батюшку Александра. Помина, да поминаю. Я думал, что он записан машинально. А он приехал и говорит: «Молись, Ирина, за меня, молись…. Я знаю, что ты за меня молишься. А отец Василий за меня не молится».  А я включился… Думаю… Как? Тогда смотрю… Точно… В синодике нет.

Батюшка даже знал, что я за него не молился. В некоторое моменты батюшка говорил: «Вот это не рассказывай… это не рассказывай…Когда уже меня не будет, можешь вот это рассказать»

Мне было плохо на Покров. Я не могла встать с постели. У меня был такой сильный приступ, мне так было плохо… Я говорю: «Батюшка, неужели я даже на причастие не встану…» Я говорю, уже так в душе прошу: «Батюшка, ну помолись, мне так плохо. Хоть бы себя обслужить, да хоть бы гостей встретить. Я уже не говорю, что я буду причащаться. Хоть бы ходить по дому». С Божией помощи встала как-то, мне Господь помог. Я стол накрыла, все встретила. Батюшка на следующий день приезжает: «Ну что живая? Умирать собралась. Все тебе неотложку давай, говорит…» понимаешь, это редкий случай. Никому не сообщил, сам приехал. «Ты же захотела, чтобы я приехал… Вот я и приехал. Ближний свет… В Донецк из Москвы.

Он сначала думал, говорить… не говорить, но потом все же решился сказать. Он говорит: «Отец Василий, когда я был молодой…Не помню… До армии или после армии… когда был молодой еще. Когда не был еще монахом. Ходил в церковь, молился. И однажды причастился…. Отец Василий, я все увидел, я все там увидел. А сейчас я плохой, сейчас я никуда не годный. Сейчас я ничего не вижу уже. Сейчас я никуда не годный. Раньше я молился лучше и все… Это был такой особенный момент в моей жизни. Я причастился и все увидел. Я так понял, что Ангелов на небесах… И Самого Спасителя.» Он просто сказал кратко. Батюшка какой…

Он приезжает, рассказывает про свою жизнь. У него отец и мать… У него же мама его, когда... У него же фамилия Богдан, а зовут Антоний его до монашества, до пострига. И он же родился на Антония Великого. И вот он говорит: «У меня мама была очень добрая, и такая была молитвенница. В двадцать семь лет умерла во время родов. И она все молилась, молилась. И очень добрая была. И, говорят, такая была добрая, что очень большой доброты сердце у нее было. И вот она пекла хлеб… А раньше, как жил люди – сами пекли хлеб, самим все добывали в жизни. Они в селе жили. Мама печет хлеб и говорит отцу: «Вот эту буханку, последнюю, я испеку и положишь мне на крышку гроба.» А она должна была разрешиться, батюшку носила. Отец: «Да, что ты… Как же это такое даже можно подумать и сказать…» И батюшка говорил, закончила печь хлеб и начались у нее схватки, роды начались. И отец побежал за бабой-повитухой. Приводит бабу-повитуху. Батюшка кричит, мама мертвая. Дала жизнь, сама ушла. И вот в честь матери он посвятил жизнь Богу. Жил с мачехой, отец женился. Мачеха тоже добрая у него была, не обижала. Мама у него была такая очень благочестивая, Матрона. Емельян и Матрона. У отца Кирилла -Димитрий и Параскева, а у него – Емельян и Матрона.

Он говорит: «каждый день, отец Василий, за вас молюсь, частички вынимаю. Каждый день».

Сейчас все и не вспомню. Сколько раз такие чудеса явные были. Сколько раз он и предсказывал все.

Он говорил, что надо молиться, больше надо молиться. Отец Василий мало молится, надо больше молиться. Акцент такой делал, что надо молиться.

Основное – это молитва. Молитва – это стержень всего. Все внимание на молитву. Он приехал, мы там пообедали, наставление дал, поговорили, ответил на какие-то вопросы, интересующие.

«Я пошел заниматься своим делом. Какое дело монаха? Молитва! Так и вы, в первую очередь только молитва, молитва, молитва. Молитва – это стержень всего. Нет молитвы, значит все, человек больной».

На него как посмотришь, кажется, он как рентгеном тебя проницает… И там видно… Такие глубокие такие глаза у него. Какие-то вопросы задает: ты дела это или не дела… И видишь, что он это уже знает. И видишь, что он уже знает, его не обманешь.

А мне он тоже говорит. Я ему ничего не говорю… А он:

 - Почему ты всех: прощаю, разрешаю… А почему ты никому епитимьи не даешь?

-Правда, батюшка, забыл, когда давал. Всех жалко.

- Нет, надо уврачевать епитимьей, давай епитимьи.

Я ему ничего не говорил, а он знает, что я не даю епитимьи. Многие такие разные случаи… Мы ему не рассказывали, а он уже говорил, что вот так и так вот нужно делать. Великий, конечно, старчик такой. Скрытый, скрытый раб Божий. Молитвенник великий.

Молитвенное правило батюшка никакое не давал. Утренние, вечерние молитвы. Евангелие, Псалтирь. И Покаянный канон. Каждый день.

Ну акафисты, когда хочешь. Но чтобы ежедневно Вы читали Евангелие, ежедневно читали Псалтирь, Утренние и Вечерние, Апостол, Деяния. Батюшка нас не наказывал.

Звоним ему на простой телефон, раньше мобильных не было. Он, когда в келью возвращается, уже знает, что мы ему звонили. Ну на мобильном там же отпечатывается, а на простом там же не остаётся. «Вы мне звонили?» Звонит сам.

Есть такие моменты, что все не скажешь, что я боюсь и вслух сказать при его жизни. Батюшка -высокой духовной жизни человек, раб Божий, истинный монах, воин Христов. Таких сейчас единицы. Он духа отца Кирилла, как отец Кирилл (Павлов).

Основной источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры. Годы преставления 2020–2021 / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. С. 18–21.   



Антоний Богдан. 1958 год Иеродиакон_Александр Богдан 1969 год Иеромонах Александр (Богдан) Игумен Александр (Богдан) Иеромонахи Георгий(Тертышников) и Александр(Богдан) Архимандрит Александр в Лавре на Вербное воскресенье Возведение в сан архимандрита_Святейшим Патриархом Кириллом 24 апреля Игумен Александр в келье Игумен Александр в Лавре Отец Александр в Лавре Могилка отца Александра на братском кладбище в Деулино
22 октября 2025

< Назад | Возврат к списку

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.