Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Святые страдания Господа нашего Иисуса Христа производят в душе благоговейного человека умиление, рождают слезы и приводят душу в великое смирение. Особенное воздействие они оказывают на христианина в эти святые дни, в которые совершилось спасение человека. Что же было? Беззаконный совет, составленный об убиении Его, связание, когда взяли Его и повлекли на суд, как преступника, предстояние на суде пред Пилатом, истязание и допрос, когда водили Его по прочим судам к Ироду, Анне и Каиафе; заушения, оплевания, поношения, поругания, восшествие на крест, пригвождение рук и ног, «вкушение желчи и оцта» [1], прободение ребра и прочее - все, что просияло и воссияло, чего весь мир не может вместить, о чем сказать, как должно не могут не только люди, но и ангелы.
«Сия глаголет Господь иудеом: людие мои, что сотворих вам или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам или что Мне воздаете? За манну - желчь, за воду - оцет; за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Мои языки» [2] и «тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный» [3].
Вникнем, дорогие братья и сестры, в величие этой неизреченной тайны. Против Того, Кому открыты советы сердечные и от Кого не таится ни один помысл человеческий, составляют совет, чтобы умертвить Его. Тот, Кто управляет миром повелением Своим и силой Своей Божественной, предается в руки грешных людей. Того, Кто повелевает облакам дождить на землю, влекут связанным на суд. Тот, «Кто пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» [4], заушается рабом. Главу Того, Кто украсил землю цветами и растениями, деревьями и травами, увенчали ныне терновым венцом. Того, Кто насадил в раю древо жизни, облекли в червленую одежду и пригвоздили к древу казни. Какое великое и сверхъестественное зрелище! Увидело это солнце - и сокрыло свои лучи; увидела луна - и помрачилась; ощутила земля - и от страха затрепетала и поколебалась; увидели камни - и распались; весь мир смутился и все творение пришло в смятение от страданий Творца Своего.
Святитель Афанасий Александрийский пишет, что Спаситель удерживал ангелов от отмщения распинателям и врагам Христовым, когда был распят на Кресте.
Когда Христос Спаситель шел на казнь и изнемогал под тяжестью Креста Своего, множество народа окружало Его, и многие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали, тогда Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе ... ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утро бы неродившие, и сосцы непитавшие! ...если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» [5]
Эти слова Спасителя имеют вечное значение и относятся ко всем нам, и теперь говорит Спаситель: «... дети Нового Сиона, Моей Церкви, Я Своими страданиями купил вам вечную славу на все времена и для всех христиан ...» В самом деле, когда видим все увеличивающееся неверие, богохульство, кощунство, ненависть, оскудение любви ко всему святому, чистому, как не плакать о себе и о грядущем поколении; ныне более чем когда-либо наступает время плача, покаяния, молитвы. О Господи, знаем, что наступит время Страшного суда, о котором так мало многие думают, который стараются отрицать; наступит время, когда скажут «горам: падите на нас! - и холмам: покройте нас» [6] от лица Сидящего на престоле! - ибо пришел день Господень и кто может противостать Ему? И тогда горы не падут и холмы не покроют ... Но теперь, пока есть время, должны молиться слезно: «Умягчи, Сладчайший Владыка, сердца наши, дай нам покаяние, умножь нашу веру, дай нам полюбить эту новую заповедь, которую Ты дал нам; пусть наша молитва будет о всех братиях - ожесточенных, неверующих. Некогда Ты принял покаяние разбойника, ныне прими и нас, вопиющих Тебе от чистого сердца: Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Аминь.
Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.
Примечания
[1] Оцет (ц.-сл.) -винный уксус. - Примеч. ред.
[2] Язычники. - Примеч. ред.
[3] Утреня Великой пятницы. Антифон 12, глас 8.
[4] Ис. 40, 12.
[6] Лк. 23, 30.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра