Митрополит Вениамин (Федченков)
Из святого Иоанна Кассиана
(Добротолюбие, т. 2)
«Некогда собрались старцы к св. Антонию Великому и с вечера до утра рассуждали о разных духовных предметах, и особенно о том: КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ БОЛЬШЕ ВСЕХ, которая могла бы сохранять нас неуловимыми для сетей обольщения диавольского и прямым путем вести на верх совершенства. Предлагались разные мнения: одни выставляли пост и бдение; другие – нестяжательность и презрение всех вещей; иные отшельничество или удаление в пустынь; иные — человеколюбие. Когда, таким образом, все высказались, стал говорить блаженный Антоний.
“Все сказанное вами – спасительно и необходимо для ищущих Бога и желающих прийти к Нему. Но дать первенство какой-либо из указанных вами добродетелей не позволяют опыты падения преуспевавших в них. Ибо и отличавшиеся строгими постами и бдениями, и пребывавшие неисходно в пустынном уединении, и доходившие до крайней степени нестяжательности, и щедрые милостынодавцы попадались в сети врага и падали. И причина этому, думаю, не другая какая была, как НЕДОСТАТОК РАССУДИТЕЛЬНОСТИ. Ибо она научает человека идти царским путем, избегая опасных крайностей... В Евангелии она называется оком и светильником души: “светильник телу, говорит Господь, есть око. Аще убо будет око твое просто (цело, здраво), все тело твое светло будет; аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет” (Мф. 6, 22-23).
...Когда же у кого недостает такой рассудительности, тогда дела его и помышления, не будучи строго обсуждаемы, текут, как течется, и тут враг успевает подставить ему кажущееся добро вместо истинного, и, прикрывая им ров или сеть, ввергает в них и погубляет его”.
Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин
Решение св. Антония подтверждается бесчисленными примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона (отшельника)... Еще: в Месопотамии одного воздержника и уединенника враг довел до беспрекословной веры снам и, представив ему в сновидении два народа: христианский с апостолами и мучениками во мраке, бесславии, скорби и плаче, – и иудейский с Моисеем, патриархами и пророками в лучезарном сиянии, в славе и радовании, – склонил перейти в иудейство и принять обрезание. Довольно и этих примеров, чтоб убедиться, что нерассудительность есть открытая дверь к падениям и пагубе».
Как приобрести рассудительность?
«Рассудительность есть дар Божий, который, однако ж, надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все свое – на рассуждение опытнейших отцов. Это – самая мудрая школа рассудительности, в которой научаются добре рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют особой к тому способности...
Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коею первым доказательством служит – открывать отцам не только то, что делаем, но и то, о чем думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу... Такое действование и способствует безопасно пребывать на правом пути и охраняет от всех сетей диавольских. Тому, кто свою жизнь располагает не по своему суждению, а по совету преуспевших, невозможно пасть от прельщения бесовского. Так предание рассуждению отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей.
Враг не любит света; почему откровение злых помыслов тотчас, как они открываемы бывают, разгоняет их и истребляет... Это подтверждается многими и премногими примерами и опытами».
Авва Серапион, в новоначалии, тайком от аввы брал себе сухой хлеб и съедал. «Я делал это очень долгое время; и страсть овладела мною так, что я не мог одолеть ее. Совесть осуждала меня; я же стыдился сказать об этом авве».
(И лишь после он, случайно услышав от старца наставление другим братьям о вреде утаивания помыслов, раскаялся, упал к его ногам, вынул из-за пазухи хлебец, который обыкновенно крал, и просил о помиловании.)
Бес оставил его, и «показалось, будто горящий факел вышел из недр моих и наполнил всю келлию зловонием, так что присутствующие думали, что горит сера... И с тех пор даже на мысль мне не приходило прежнее пожелание».
И сам Павел, хотя «Господь Сам призвал его», отсылается к Анании, «чтобы у него научиться пути истины... Так очевидно, что Господь никому не открывает пути к совершенству, кроме руководимых к оному духовными отцами, как и чрез пророка говорит: “вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе” (Втор. 32, 7)».
Еще из святого Варсонофия Великого
(Добротолюбие, т. 2)
О борьбе помыслов
«Когда тебе представляется какое-либо дело по Богу, а противоположный помысл сопротивляется ему, то из этого самого познается, что дело то действительно есть по Богу. Но приложи молитву – и смотри: если в то время, когда будешь молиться, сердце твое утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется; тогда, – будет ли оставаться противоположный помысл, докучающий тебе, или нет, – знай, что дело то – по Богу, ибо благому непременно бывает прискорбное сопротивление по зависти диавольской; но оно (благое) молитвою берет над этим верх.
Если же кажущееся добро будет внушено диаволом, а притом будет и сопротивление, от него же происходящее, тогда молитвою и самое мнимое добро умаляется, и вместе с ним мнимое сопротивление. В таком случае очевидно, что враг сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез это самое обольстить нас принять сей помысл за добро».
(См. еще о смущении – после аввы Дорофея.)
Трижды помолиться
«Когда не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле; и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, – так и поступить, ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.
...Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова (Мф. 26, 39-44)».
Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948. – М.: Правило веры, 2008.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра