Есть обычай при погребении именитых людей чтить их надгробными словами, изображать их нравственный облик, сравнивать с другими и делать о них заключение.
Если мы дерзнем сделать нечто подобное при гробе Сего Божественного Мертвеца, то да не осудит нашу немощь Он, приявший хвалу от грудных младенцев и внимающий лепету детей (Пс. 8, 3). Да дарует Он силу изволению нашему!
Сравнивать Господа нашего Иисуса Христа с кем бы то ни было из величайших людей или основателей религий — значит сравнивать несравнимое, ибо на земле не было, нет и, конечно, не будет никого, кто мог бы быть сравниваем с Тем, имя Которого выше всякого имени (Флп. 2, 9) и род Которого кто исповестъ? (Ис. 53, 8). Лице Господа настолько выше всех величайших людей, насколько сияние солнца превосходнее мерцания звезд.
Даже при поверхностном сопоставлении этого Божественного Лица с великими людьми с первого раза можно видеть несравнимое Его превосходство как пред всеми вообще, так и пред каждым из них отдельно.
Попытаемся, сколько для нас возможно, показать это превосходство.
Появление великих людей можно уподобить появлению метеоров, внезапно показывающихся и оставляющих после себя некоторый след, скоро исчезающий, а пришествие Христа Сына Божия на землю вполне прилично уподобить явлению солнца, задолго ранее предваряемого явлением зари и утренней звезды.
Явление великих людей ничем не было предваряемо так, чтобы их где-либо заранее знали или ожидали. Пришествие на землю Сына Божия как Спасителя было предвозвещено за тысячи лет ранее самого события, возвещено многими, возвещено многообразно, возвещено с такой ясностью и подробностью, что даже указывалось место, время и почти год Его явления. Ко времени явления Спасителя уже весь Восток знал и ожидал, что из Иудеи явится Кто-то необыкновенный, Которому должны покориться все народы.
О Лице Иисуса Христа и деле Его великого служения было заранее предвозвещено прообразами и пророчествами, посредством которых был как бы написан точный облик Богочеловека, по которому легко было узнать, когда Он явился; как бы начертан был план великого домостроительства, сделавшийся вполне понятным, когда он был приведен в исполнение Божественным Домостроителем. Пророчества и преобразования имели такое же значение в отношении к Лицу Христа Спасителя и совершенному Им делу спасения людей, какое значение имеют черты и линии, налагаемые живописцем на картину, прежде чем он начнет красками изображать лица и их действия, имеющие войти в состав этой картины. Укажем на некоторые прообразы и пророчества Ветхого Завета, относящиеся к Лицу Спасителя. Предречение о семени жены, имеющем стереть главу змия (Быт. 3, 15), указывало, что змей-искуситель будет поражен в голову, что имеющий поразить его произойдет от жены, без участия мужа. Жертвоприношение Авраама (Быт. 22, 1-13) должно было указать на любовь Отца, отдающего Сына Своего на смерть, и послушание Сына, добровольно приемлющего смерть, чтобы исполнить волю Отца. Моисей, как вождь, законодатель и освободитель народа еврейского от работы фараону, указывал собой на Христа как имеющего освободить род человеческий от духовного фараона — диавола. Медный змей в пустыне (Числ. 21, 9) должен был служить образом Креста Христова, которым верующие спасаются от смертельных угрызений мысленных змей.
Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Чем более приближалось время пришествия Христова на землю, тем яснее и подробнее пророки предвозвещали черты Его пришествия, способы исполнения Им Своего великого дела служения и последствия сего. Так, одни пророки предвозвещают место (Мих. 5, 2), время и чудесный образ Его рождения (Ис. 7,14), другие — Его Божественный род (Ис. 53, 8), Его чудные дела, Его страдания (Ис. 53, 4-5), смерть и воскресение; наконец один пророк (Даниил) назначает и время Его явления — через семьдесят седьмин, то есть 490 лет (Дан. 9, 24-27).
Кроме Иисуса Христа, не было на земле лица, на котором бы исполнилась вся совокупность этих прообразов и пророчеств. Пророчества Исаии о страданиях Христовых настолько ясны, что пророк как бы стоял сам у креста и описывал голгофские события как очевидец, за что и назван он отцами Церкви ветхозаветным евангелистом.
Если прообразы и пророчества о Христе были предвестниками Его пришествия, как заря пред восхождением солнечным, то явление Его в мир было светозарно, как солнце. Когда среди народов было общее ожидание из Иудеи необыкновенного Царя, тогда на небе явилась необыкновенная звезда, приведшая на поклонение новорожденному Спасителю, как Царю иудейскому, мудрецов с востока (Мф. 2:1-2, 9). Там же, на небе, слышится пение Ангельское, возвещающее славу Божию на небе и мир на земле; один светоносный Ангел нисходит на землю и возвещает смиренным пастырям о рождении в Вифлееме Богомладенца, Спасителя мира (Лк. 2, 9-15).
Уже на двенадцатилетнем возрасте Христос проявляет сознание Своего Богочеловечества, присущее Ему от рождения как личное свойство, а не как приобретенный дар. Своими мудрыми вопросами и ответами Он приводит в недоумение старцев — учителей народных (Лк. 2, 46-47), а словами, обращенными к Деве-Матери: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49) — Он ясно указывает на Свое сознание Своего Божественного происхождения и отношения к храму как к наследию Своему по праву Сына Того, Кому принадлежит храм.
Свое великое служение Он совершает вполне сознательно, как делает архитектор с предначертанным планом в руках. В нем нет нетерпеливой поспешности, какая допускается иногда и великими людьми, стремящимися достигнуть предназначенной цели, в ущерб их делу; нет и медлительности, бывающей плодом нерешительности вследствие неизвестности будущего. Когда ученики хотели Божественного Учителя своего удержать от исполнения намерения Его идти в Иудею, где ожидали Его страдания, то ответом Своим Он дал им знать, что они напрасно опасаются за Него, как бы не знающего, что с Ним должно быть, что будущее для Него ясно как день и что в отношении к делу, которое Он пришел совершить, не существует таких случайностей, которых Он не предвидел бы и не мог бы предотвратить: Он знает, что Его ожидает в Иудее, куда они боятся идти, и однако же пойдет туда, чтобы исполнить то, что должен исполнить как волю Отца Своего (Ин. 11, 7-10).
Вот наступают последние дни Его служения, дни крайнего уничижения, ужасных страданий в Гефсимании, позора в доме Каиафы, страдания и позора вместе в претории Пилата, и всё закончится позором крестной смерти. Всё это Он предвидит — и идет твердо, как исполин, для которого нет ничего страшного. Он знает, откуда Он, для чего пришел, куда идет и какие должны быть последствия Его подвига, и предвозвещает об этом (Мф. 20, 28; Мк. 10, 45; Ин. 8, 14; 16, 28).
Величайшему уничижению Его предшествует прославление имени Его, выразившееся в проявлении чрезвычайного множества чудес, во главе которых стоит воскрешение Лазаря, с торжественным входом в Иерусалим. А верх позора послужил началом величайшей славы Божественного Страдальца. Земля, небо и преисподняя восстали как бы на защиту гонимой правды. Солнце скрывает лучи свои, на землю спускается тьма; земля колеблется, камни распадаются, завеса церковная раздирается (Мф. 27, 51 и др.); гробы открываются, мертвецы восстают, чтобы свидетельствовать, что Распятый на кресте разорил ад и вывел оттуда заключенных в него (Мф. 27, 52). Злоба умолкает, враги бегут; смотревшие на позор голгофский удаляются, ударяя себя в грудь (Лк. 23, 48); стоявший у креста римский сотник открыто исповедует в Распятом Сына Божия (Мф. 27, 54 и др.). Наконец, весь мрак позора и страданий Богочеловека покрывается блистанием света Его воскресения. В этом событии по преимуществу открылось несравнимое величие Господа — о нем Он предвозвестил заранее (Мф. 16, 21; 17, 23; 20, 19 и др.). Тридневное воскресение Его засвидетельствовано было очевидцами этого величайшего события, великими чудесами, сопровождавшими таковое, и другими доказательствами, в течение двадцати веков остающимися для самих врагов христианства неопровержимыми. Последующие за ним события — вознесение на небо, ниспослание Святого Духа, чудесное распространение Евангелия по всей вселенной — служат ручательством за достоверность истины как воскресения Христова, так и всего домостроительства спасения рода человеческого, совершенного через пришествие на землю Сына Божия, Его страдания и воскресение из мертвых.
Всё сказанное доселе о Лице Спасителя нашего: исполнение на Нем вещаний пророческих, исполнение предречений о будущем — служит достоверным ручательством того, что в свое время несомненно исполнится и то исповедуемое нами чаяние воскресения мертвых, когда Господь Иисус Христос явится со славой, и все святые Ангелы с Ним, судить живых и мертвых (Мф. 16, 27; 25, 31).
Жизнь Иисуса Христа сопровождалась такими великими событиями, какие не встречались в жизни ни одного из великих людей, и столь великими делами, каких не совершал никто ни из основателей религий, не исключая иудейского законодателя, ни из других великих людей.
Во-первых, к чрезвычайным событиям в жизни Господа Иисуса Христа относятся те, кои заключают в себе посторонние свидетельства о Его Божественном достоинстве. К таковым принадлежат, во-первых, свидетельства о том, что Он есть действительно Тот, Кем Он признавал Себя,— Сын Божий, пришедший от Отца для спасения мира. Три раза свидетельствовал о Нем Отец голосом с неба: при крещении на Иордане (Мф. 3, 17; Мк. 1, 11; Лк. 3, 22), во время преображения на Фаворе (Мф. 17, 5; Мк. 9, 7; Лк. 9, 35) и пред наступлением дней Его страдания (Ин. 12, 28). Затем, во время земной жизни Богочеловека о Нем свидетельствовали величайшие из пророков: из мертвых — Моисей, из рая — Илия (Мф. 17, 3) и на земле — Иоанн (Ин. 1, 29-34 и др.). О Нем свидетельствовали и Ангелы, воспевшие славу Богу и возвестившие пастырям о рождении Его (Лк. 2, 9-14). Он, будучи еще в младенческих пеленах, когда на руках Матерних принесен был в храм, то здесь встречен был ветхими деньми старцами Симеоном и Анной, которые по внушению свыше узнали в Нем всеми ожидаемого Христа — Мессию, и первый из них называет Его Владыкой, во власти Которого его жизнь и смерть, светом для язычников и славой для Израиля, а вторая — Анна — проповедовала о Нем всем чающим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 25-38).
Во-вторых, о превосходстве Иисуса Христа пред всеми величайшими из сынов человеческих свидетельствуют дела, совершенные Им, ихже ин никтоже сотвори (Ин. 15, 24), дела, засвидетельствованные сторонними беспристрастными свидетелями. Слава о них распространяется далеко за пределы Иудеи. Царь Едесский посылает к Нему посольство, прося Его придти к нему и исцелить его. Правитель Иудеи доносит римскому сенату о Иисусе Христе как о Человеке необыкновенном, великом чудотворце, как о Сыне Божием. Римский сотник, язычник, стоявший у креста и видевший знамения, совершившиеся во время Его страдания и смерти, признал в Нем Сына Божия (Мф. 27, 54; Мк. 15, 39; Лк. 23, 47). Римский император предлагает сенату внести изображение Иисуса Христа в число богов Пантеона.
В-третьих, Иисусу Христу служат как Богу и слову Его повинуются все стихии: море и ветры, звери и древа, Ангелы и демоны, смерть и ад — Он всем повелевает Своим именем или именем Отца, как Единородный Сын Его. В этом отношении Он стоит выше всех чудотворцев, выше и величайшего из пророков — Моисея, который действовать мог только именем Божиим, которому нужно было вопиять к Богу, прежде чем совершить какое-либо вышеестественное дело, и которому возможно было согрешить пред Богом сомнением или маловерием.
Наконец, в-четвертых, Иисус Христос несравнимо выше стоит всех великих людей, всех пророков, чудотворцев и праведников, совершивших силой Божией великие дела, тем, что Он не только обладал Божественной силой для совершения вышеестественных дел, но имел Божественную власть сообщать эту силу и другим. Он дает власть апостолам наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражию, оставаясь невредимыми (Лк. 10, 19); дает обетование для всех верующих: именем Его изгонять бесов, говорить новыми языками, исцелять недужных через возложение руте (Мк. 16, 17-18) и, наконец, вообще совершать именем Его дела, большие сотворенных Им (Ин. 14, 12). История Церкви свидетельствует об исполнении этого обетования во всей точности.
Кратко изложив события, предшествовавшие явлению Христа, сопровождавшие Его пребывание на земле и последовавшие затем, как несравненно превосходящие явления на земле, жизнь и смерть величайших людей и основателей религий, мы попытаемся еще изобразить умственный и нравственный облик Христа Спасителя, чтобы и в этом отношении видеть несравнимое превосходство Его пред всеми другими великими людьми, каких знает история.
Были на земле великие люди по всем отраслям человеческих знаний и искусств, были основатели религий, отличавшиеся напряженностью религиозного чувства, были великие законодатели, завоеватели, философы, естествоиспытатели. Все они более или менее обладали каждому прирожденным дарованием — но не было ни одного из них, который бы совмещал в себе все совершенства человеческой природы.
В одном Иисусе Христе, как Богочеловеке, проявилось дивное сочетание совершенств ума, сердца и воли, и в этом отношении на земле не было подобного Ему.
Гениальнейшие люди в одном отношении явились далеко не таковыми в другом. Военные гении бывали плохими философами. Философы немногие занимались законодательством. Художники и ораторы не отличались искусством управлять народами. Величайшие политики нередко были людьми бессердечными. Завоеватели бывали рабами страстей. Все великие люди, более или менее, не всегда были нравственно безупречными в своем поведении. Если Моисей стоит выше всех основателей естественных религий Индии, Китая, Аравии и других, насколько богооткровенная истина выше гаданий человеческого ума, то Господь Иисус Христос был настолько выше Моисея, насколько Богочеловек выше человека, владыка выше раба, учитель — ученика.
Некоторые великие люди известны были своей мудростью как законодатели, знаниями — как мужи науки, государственной прозорливостью — как политики, далеко вперед прозиравшие и указывавшие будущие судьбы народов. Но кто может сравниться в мудрости с Тем, Кто несравнимо мудрее мудреца израильского? Кто может сравниться прозорливостью с Тем, Кто говорил о событиях, совершающихся вдали, как бы совершающимися пред глазами Его? С Тем, Кто не требовал, чтобы кто свидетельствовал Ему о человеке, зная Сам, что в нем есть (Ин. 2, 25)? Кто из великих людей обладал таким предведением, какое было свойственно Христу — Богочеловеку? Кто из пророков обладал таким всеведением, какое проявил Господь Иисус Христос? Он говорит с поразительной ясностью о событиях как близких, так и отдаленных по месту и времени; возвещает о событиях, имеющих совершиться не скоро, с такой же ясностью, с какой предрек о предательстве одного ученика (Мф. 26, 21 и др.), об отречении другого за несколько часов до события (Мф. 26, 34 и др.).
Кто из основателей религий Востока и Запада предрек о событиях, имеющих совершиться в близком или далеком будущем, так, чтобы предречения эти исполнились, как Иисус Христос, предвозвестивший о скором послании на учеников Святого Духа, имеющего даровать им просвещение, мудрость, предведение и силу к исполнению их мирового служения? Кто из основателей религий возвестил о судьбе своего учения, своих последователей, как Господь Иисус Христос, предрекший, что Он созиждет Церковь Свою и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18)? Кто так предрекал о судьбах городов, народов и всего мира, как Богочеловек, возвестивший о Капернауме, возвысившемся до неба и имеющем низринуться до ада (Мф. 11, 23; Лк. 10, 15), о судьбе Иерусалима и народа иудейского (Мф. 23, 37-38 и др.) и, наконец, о воскресении мертвых и будущей жизни (Ин. 6, 40)? Где теперь Капернаум? И следов его не осталось! Где храм Иерусалимский? Разрушен, и от него не осталось камня на камне, а на месте его стоит мечеть Омара, как мерзость запустения! Иерусалим, по предречению Господню долженствовавший быть попираемым язычниками, доколе кончатся времена язычников (Лк. 21, 24), теперь попирается мусульманами; иудеи отведены в плен и рассеяны по всей земле. Евангелие Царства Божия распространено по всей вселенной (Мф. 24, 14; Мк. 13, 10).
Некоторые великие люди обладали даром слова, способностью привлекать к себе сердца людей. Но кто из них может сравниться с Тем, о Котором слышавшие учение Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7, 46), слово Которого было со властью (Мк. 1, 22; Лк. 4, 32), о Котором самые враги говорили: откуда у Него такая премудрость?.. и как Он знает Писания, не учившись? (Мф. 13, 54; Ин. 7, 15).
Ни один из основателей религий не выдавал свое учение как всеобщее, предназначенное для всех людей и всех времен. Свое религиозное учение они предназначали прежде всего только для своего народа. Только один Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он пришел от Отца, чтобы спасти род человеческий (Мф. 18, 11 и др.), быть светом для всего мира (Ин. 8, 12; 9, 5), преподать учение, которое должно быть проповедано от Иерусалима до последних пределов земли (Мк. 13, 10). Он не основатель только новой религии, не преподаватель нового религиозного учения, нет: Он — Искупитель рода человеческого, Он — Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира (Ин. 1, 29), Он — Сын Божий, на Которого Отец возложил вину всех (Ис. 53, 6), чтобы через Него примирить с Собою мир посредством Креста Его (Кол. 1, 20). Он — Разоритель ада, отверзший двери рая, наполняющий его обитателями земли и возвращенными пленниками ада. Он — Истребитель греха, Победитель смерти, Обновитель твари, Отец будущего века, второй Адам, от Которого происходит обновленное человечество, предназначенное для жизни в обителях Отца Небесного, где не будет болезни, печали и воздыхания. Он — Бог, имеющий придти со славою, чтобы судить живых и мертвых (1 Пет. 4, 5; 2 Тим. 4, 1).
Прошло девятнадцать столетий со дня явления на земле Краснейшего паче всех сынов человеческих (Пс. 44, 3), и как никто из современников не мог обличить Его в грехе, так и впоследствии, даже до дня сего самая строгая критика не может обрести в Нем ни малейшего нравственного недостатка. Фаворский свет был отблеском Его величайшей святости. Он был не только Самосвятостью, но и Виновником освящения других: Он — Праведник, имеющий даровать оправдание многим (Рим. 5, 18).
Для великих людей превосходство их пред другими иногда служило поводом к гордости, превозношению. Но взгляните пристально на Лицо Богочеловека — и вы удивитесь необычайному среди людей сочетанию в Нем величия со смирением. Не считая для Себя хищением быть равным Богу (Флп. 2, 6), Он смиренно именует Себя Сыном Человеческим (Мф. 8, 20 и др.). После воскрешения Лазаря, войдя в столицу Иудеи, при шумных восклицаниях народа Он не радуется воздаваемой Ему царской почести, но плачет о несчастном городе, обреченном на погибель (Мф. 23, 37-38). Он вскоре после этого смиренно, как слуга, умывает ноги учеников (Ин. 13, 4-5).
Некоторые великие люди отличались геройством, мужеством в борьбе с препятствиями к достижению цели, великим самоотвержением. Давид, в жажде, не захотел пить воду, добытую воинами с опасностью для жизни (2 Цар. 23, 15-17); известно геройство Александра Македонского среди военных походов. Но кто может из таковых сравниться с Тем, Кому предлагаемы были все царства мира и слава их и Который презрел это с величием Богочеловека (Мф. 4, 8-10)? Кто, ища спасения людей, не имел где главу преклонить (Лк. 9, 58)? Кто, предведая и предвещая о Своих ужасных страданиях, которые готовили Ему враги Его, твердо и неуклонно шел навстречу им? Кто веден был, как Агнец, на заклание, а не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7)? Целитель болезней — терпит болезни ада! Врач прокаженных — покрывается язвами бичевания! Седящий на престоле славы — висит на Древе! Праведник — приемлет казнь со злодеями и вводит в рай разбойника (Лк. 23, 43)!
Что касается способности обладать умами и сердцами людей, то свидетельством этого служат тысячи тысяч людей, почти в течение двадцати веков последовавших за Ним с такой любовью и преданностью, что, когда нужно было, они оставляли всё ради возлюбленного и возлюбившего их Христа, не щадя и самой жизни своей. Кто укажет такого великого человека, из любви к которому последователи его жертвовали бы всем своим имуществом и своей жизнью, как делали это мученики и христианские подвижники? И теперь есть много самоотверженно идущих за Ним. Скажут: но Христос не был ни царем, ни завоевателем. Да, Он говорил, что Он — Царь, но что Царство Его не от мира сего (Ин. 18, 36). Он не царствовал во дни великого уничижения Своего, но царствует, восседая одесную Отца на престоле славы. В Его руках судьбы народов и царей; исполнители Его веления — величайшие, умнейшие Духи, мироправители — Власти и Господства, исполняющие веления Его. Он не был завоевателем, но уже теперь вся вселенная в Его руках: Он владеет ею через Церковь, через христианских царей и правителей, которые всегда готовы повиноваться Его мановению, сердца которых в руках Его, как Бога.
Из сказанного можно видеть, как велик Тот, для воспоминательного погребения Которого мы собрались ко гробу Его, чтобы не только воздать честь Божественному Мертвецу, но с благоговением облобызать этот рукотворенный образ погребения Его, это изображение язв на пречистых руках и ногах Его, из которых истекла очистительная от грехов наших кровь Его; облобызать эту книгу Завета Нового, вечного, в которой заключено Божественное слово Его; вместе с Никодимом воспеть исходные песни и воздать величие этому величайшему из великих Сыну Человеческому, через воскресение из мертвых открывшемуся Сыном Божиим,— Тому, при имени Которого не могут быть сравнительно именованы величайшие из сынов человеческих, подобно тому как ни одна из звезд небесных не может быть поставляема для сравнения с лучезарным солнцем, пред которым меркнет свет всех звезд, взятых в совокупности.
Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем погребение и страдания Твоя, имиже спасл ecu нас от истления! Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех (Пс. 81, 8)!
Источник: святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра