Одним из выразителей лучших устремлений народа явился наш вечно чтимый Радонежский пустынник Сергий. Чем же более всего велик и знаменит наш Преподобный? Ответ – в его имени. Он – подобен Господу. В чем же сходство? Какие качества уподобляют игумена Сергия Господу? На каждом братском молебне у мощей великого аввы Сергия читается Евангелие от Матфея, в котором Спаситель мира призывает нас: Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Итак, кротость и смирение – вот к чему должен стремиться человек. Сама Царица Неба говорит о причине Ее избрания Господом: Яко призре на смирение рабы Своея (Лк. 1, 48).
Своим смирением преподобный Сергий в какой-то степени уподобился Самой Богоматери. Можно предполагать, что Пресвятая Богородица оказала ему великую милость Своим посещением и назвала избранником за его смирение.
Смирение отличало Преподобного еще на заре его духовного строительства. Архимандрит Никон (Рождественский) пишет:
«Обстановка пустынного братства Сергиевой обители уже поучает посетителя правилам, которыми крепко было христианское общежитие. Сколько недостатков в обиходе обители, сколько заплат на сермяжной рясе игумена, но все дружно трудятся, так же усердно молятся. Незаметно, подобно закваске, о которой говорит Спаситель в Своей притче, это благотворное и назидательное впечатление ложится на душу посетителя и уносится им в родную семью как светлый пример жизни по заповедям Божиим».
С преподобным, сказано, преподобен будеши (Пс. 17, 26).
В мысленном и духовном общении с Преподобным любил пребывать митрополит Филарет, откуда черпал великую силу. В слове его – беззаветная любовь к самому месту обитания Сергиева:
«Прости мне, о великая Лавра Сергиева, если мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергиеву. Чту и в красующихся ныне храмах твоих дела святых, обиталище святыни, люблю чин твоих богослужений, взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся, когда колебалась было Россия, но при всём том желал бы я узреть пустыню, которая стяжала сокровище, унаследованное потом Лаврою.
Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошел бы я на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи, и пламень их досягает до неба, и ангелы их восходят в пламени их жертвы духовной.
Дайте мне облобызать праг (порог) сеней жилища Сергиева, через который переступали стопы Царицы Небесной. Откройте мне ковчег, покажите мне сокровище: оно непохитимо и неистощимо, из него без ущерба можно заимствовать благопотребное – например, безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования!»
Смирение не покидало Сергия и тогда, когда его руками Сам Создатель творил дивные дела. У одного благочестивого поселянина был единственный сын, который опасно заболел. Поселянин с надеждою понес отрока к Преподобному. Пока игумен готовился совершить молитву, отрок скончался. Сжалился угодник Божий над несчастным родителем. Пока отец ходил за гробом для погребения сына, Преподобный пал на колени подле отрока. Не окончил Авва своей молитвы, как дитя ожило и протянуло ручки к молитвеннику. Когда пришел отец отрока, игумен встретил его словами: «Напрасно ты, человече, не рассмотрев, так возмутился духом: видать, отрок твой вовсе не умирал». Когда отец стал уверять, что сын его был мертв, то преподобный Сергий строго сказал ему: «Если ты осмелишься рассказать об этом кому-нибудь, то вовсе лишишься сына».
Братия возрастала. Воды в обители не стало хватать на всех. Преподобный взял с собой одного келейника, пошел с ним в лесной овраг близ монастыря, нашел там немного дождевой воды и горячо помолился о том, чтобы Господь даровал здесь источник. Едва произнес он молитву и осенил крестным знамением это место, как из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды. Ученик Сергиев Епифаний свидетельствует, что от этой воды бывали случаи исцеления. Источник получил прозвание «Сергиевой реки». Смиренный чудотворец, узнав об этом, призвал к себе старейших из братии и строго запретил употреблять это название. «Господь милосердный утешил нас. При чем тут я, грешный?»
О, достолюбезное святое смирение! Как далеки мы от него! Мы, как малые дети игрушкой, забавляемся людской похвалой. Нет у нас этого некрадомого сокровища небесного, а без смирения всё наше добро – мишура одна.
К Сергиеву источнику смиренномудрия притекали многие русские люди. Сам великий князь Дмитрий перед решением трудных государственных задач спешил заручиться благословением аввы Сергия.
иеросхимонах Моисей (Боголюбов),
насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Источник: Филадельф (Боголюбов), иером. Заступница Усердная. Слово о деяниях Пресв. Богородицы. – М.: Русский духовный центр, 1992. С. 145-147.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра