Троице-Сергиева Лавра. Достаточно лишь упомянуть об этом достославном месте, как целая вереница событий, образов, воспоминаний – одно ярче другого – приходит на ум и волнует сердце. Действительно, есть ли еще в нашей стране такая обитель, которой православные люди могли бы гордиться больше, чем детищем преподобного Сергия Радонежского? Есть ли в Греции или любой стране Ближнего Востока монастырь, имеющий такую же мировую славу? Проходят десятки лет, совершаются великие перемены, жизнь то бурлит, то входит в более или менее спокойное русло – а Лавра, как твердыня православия, красуется в центре необъятного и могучего государства, и грядущие поколения будут подобно нам, с восхищением и любовью взирать на эти святые стены.
Значение Лавры и ее великого основателя широко и многосторонне. Общеизвестно, что прп. Сергий – один из наиболее почитаемых в Русской Церкви святых – был деятельным участником в процессе собирания русских земель под власть Москвы и духовным руководителем наших предков в борьбе их с поработителями – татарами. Троицкий монастырь представлял собой несокрушимую крепость, охранявшую пути с севера к Москве, и явился родоначальником многих других монастырей, расположенных в различных уголках Руси. Хозяйственная и просветительная деятельность русских монастырей является также одной из неоспоримых заслуг их перед историей, и Троицкая обитель занимала и в этом деле одно из первых мест. Лавра представляет собой, наконец, редчайшую национальную сокровищницу архитектуры и искусства, где на небольшом пространстве сконцентрированы памятники мировой известности. Будет справедливо сказать, что своей многогранной ценностью Троице-Сергиева Лавра прекрасно отобразила неиссякаемые творческие силы и выдающиеся черты нашего великого народа: Лавра – это творение светлых умов и талантливых рук.
Но в какой бы связи ни думать о Лавре, обязательно унесешься мыслью в феодальную Русь XIV столетия, когда московские земли еще терялись малыми своими размерами в хаосе остальных княжеств. Небольшой городок, которому суждено будет сыграть выдающуюся роль в мировой истории, постепенно возвышается. Умные и энергичные князья умело действуют в трудной обстановке. Православная Церковь в лице Московских митрополитов оказывает им постоянное и необходимое содействие. Вот снова путешествует в орду Первосвятитель Алексий, мудрый старец, разрушающий уже в который раз хитросплетения недругов и завистников. Вот с важными поручениями направляется то в Нижний-Новгород, то в Рязань сам игумен- патриот. Каменные стены, только что сменившие деревянную ограду вокруг Московского Кремля, служат многообещающим символом. И уже недалек тот день, когда под знаменем Москвы зародится на Куликовом поле русская военная слава.
Стоит только представить себе мысленным взором первые дни обители, полной молитвы, труда и благочестия, как в самую смятенную душу снизойдет умиротворение. Кругом леса и перелески. Столетние деревья горделиво устремили ввысь свои раскидистые вершины. Неумолчное пение птиц встречает каждое утро. Порой проберется сквозь чащу бурый медведь, промчатся по полянам быстроногие лоси. И среди этого мира девственной природы уже несколько лет жительствует преподобный Сергий, от юности возлюбивший Бога паче всего и 23 лет приявший ангельский образ. Смиренный молитвенник соорудил собственноручно маленькую церковь во имя Живоначальной Троицы. В ней деревянные сосуды, облачения из простой ткани, лучины вместо свечей.
Сурова подвижническая жизнь, и малолюдна еще братия. Тесные кельи служат убежищем для короткого сна и укрытием от непогоды. И сам зачинатель обители бывший «в пениях, бдениях и пощениях» примером своим ученикам, самоотверженно трудится топором и лопатой, ободряя и согревая лаской каждого из монашествующих.
Несмотря на все старания Преподобного остаться в безвестности, растет слава небольшой обители, все новые и новые строения воздвигаются неподалеку от первой кельи. Негромкие удары в чугунное било собирают братию в низенькую и тесную Троицкую церковь. С помощью христолюбцев из мирян монастырь обносится сперва деревянным тыном, а потом и стеной. Над вратами сооружается вторая церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, ангела вел. кн. Дмитрия Ивановича, с которым прп. Сергий был особенно духовно близок.
Около обители и маленьких городков Радонежа и Хотькова возникают селения и починки – Клементьево, Подсоснино и другие. Широкая дорога, связывающая северные города с Москвой, пролегла совсем близко от монастыря. Великий патриот и бессребреник кончает свое земное странствование с пророческой уверенностью в том, что место, избранное им для спасения христианских душ, украсится и процветет.
Начало XVII в. Троице-Сергиев монастырь – первоклассная крепость Московского государства. Неприступные каменные стены и массивные башни, возле которых раскинулись крохотные низкие домики посада и соседних сел, производят внушительное впечатление. Широкий и глубокий ров, пролегающий перед восточной и отчасти северной стенами, отграничивает укрепления от местности. Крепость снабжена всеми видами тогдашнего оружия и сурово возвышается в полной готовности. Вот появились в окрестностях польско-литовские шайки вместе с изменниками – «богоборцами», переметнувшимися к «темному державцу». Яростно, но тщетно бросаются они на штурм. Воеводы и защитники монастыря начеку. Резкий звук сполошного колокола, и на головы озверевших врагоов обрушиваются камни и скатываются бревна, льется смола и кипяток. Из одного за другим окошек бойниц в стенах вылетают многофунтовые ядра. Широкоплечий монастырский служка, наспех отирая рукавом подрясника струящийся по лицу пот, зачерпывает громадным ковшом булькающий в котле вар.
Осаждающие дрогнули. Тогда распахиваются внезапно малые ворота, и, предводительствуемые монахами в шлемах и кольчугах, бросаются русские люди преследовать неприятеля. Любовь их к родной земле так велика, ненависть к супостатам так клокочет в их груди, что простой клементьевский мужик-тяглец Никон Шилов, простоволосый, в заплатанной крестьянской одежде, не имевший прежде понятия о ратном деле, бежит в первом ряду и яростно размахивает вилами, величественный в своем гневе и отваге. А архим. Иоасаф и старцы преклонили колени перед ракой Преподобного и молятся горячо, со слезами об одолении врагов. И верится, что сам основатель обители незримо присутствует среди героев, вдохновляя их на правое дело.
Время идет своим чередом, старое и новое оказываются в непосредственной близости. Посад превратился в город, который растет и ширится с каждым годом. Дома и строения стали подступать к монастырю, тесниться около его стен. Тем не менее Лавра не утратила своей монументальности, внешний вид ее красочен и интересен. Перед приближающимся к ней с юго-восточной стороны по дороге, ведущей от железнодорожной станции, предстает удивительное зрелище. Белые крепостные стены, солидные башни, и схожие одна с другой и разные одновременно, пышные главы куполов, сказочная пестрота трапезной, многоэтажные корпуса позднейших строений и над ними, как некий венец, изумительная колокольня – все это составляет чудесный и своеобразный ансамбль. Тем и оригинальна Лавра в архитектурном отношении, что в ней в течение XV–XVII вв. собрались лучшие образцы русского церковного зодчества, созданные первоклассными мастерами, такие как Троицкий и Успенский соборы, упомянутая выше колокольня и др.
Весьма интересно, выйдя из Святых или расположенных рядом Успенских врат, обойти территорию Лавры по направлению крестного хода. Кстати, Успенские ворота сооружены в сер. XVII в. для прохождения богомольцев и называются так потому, что находятся практически напротив Успенского собора. С их построением Святые врата стали открываться только в торжественных случаях, например, при патриаршем или царском посещении. На северо-восточном углу ограды высится красивейшая из всех, почему еще и называемая Красной, Уточья башня. Суровое и величественное строение заканчивается ажурным каменным парапетом и увенчивается изящным трехъярусным верхом, на шпиле которого укреплена уточка. Существует предание, что Петр Великий по время своего пребывания в Лавре забавлялся стрельбой в эту утку.
Под горой, которая довольно круто обрывается к западу, что вынудило сделать эту стену монастыря и некоторые секторы северной и южной гораздо большими по высоте, чем восточная часть, вьется крохотная р. Кончура. Берега речки, как и соседние участки, возделываются местными жителями. Как всегда, у воды нашли себе развлечение ребятишки, потомки детворы, рассыпавшей некогда но дорогам, ведущим к Лавре, знаменитый железный «чеснок», чтобы преградить путь коннице.
Конюшенная или Каличья, Плотничная в северо-западном углу, Водяная, Пятницкая башни, помимо оборонного назначения, использовались для хозяйственных целей. В настоящее время сохранилось всего 9 башен. К Пятницкой велся во время осады вражеский подкоп, который был совершенно разрушен замечательным подвигом крестьян-героев Шилова и Слоты. В 50-х гг. XVII в., после разгрома польско-шведской интервенции, все башни монастыря были перестроены так что не сохранили первоначального облика.
Патриотическая деятельность Троице-Сергиева монастыря проходит красной нитью через всю его историю и у нас, переживших Великую Отечественную войну с немецкими захватчиками, вызывает особенное восхищение. Молитвами, напутствиями, воззваниями, людьми, деньгами, ценностями – всем, чем только могли, безотказно и широко помогали руководители Лавры Родине и своему народу. Духовное руководство прп. Сергия в одержанной блестящей Куликовской победы не подвергается никакому сомнению. И почти каждый из нас, едва научившись читать, воспринял этот факт через известную картину, на которой великий молитвенник Руси благословляет на подвиг коленопреклоненного московского князя. Как восхищаемся мы .поступком келаря Авраамия Палицына, который предложил строптивым казакам атамана Заруцкого, стоявшим под стенами столицы и требовавшим немедленного вознаграждения за ратную службу, лаврские сосуды и драгоценные предметы в уплату, лишь бы сохранить столь необходимое в тот момент единство! От страдальца-патриарха Гермогена через Лавру тянутся нити в Нижний Новгород, к доблестному ополчению Минина и Пожарского. Можно еще и еще развертывать хартию славных дел монастыря: не говоря уже о том, что Лавра никогда не принимала сторону самозванцев и всяких претендентов против законных правителей, чем грешили в ту пору многие видные представители феодальной знати, ею оказывалась щедрая помощь государству во время справедливых войн России. Так в годы Великой Северной войны со шведами монастырь передал Петру I 400 тыс. руб. В войну 1812 г. Лавра пожертвовала 70 тыс. руб. ассигнациями, 2, 5 тыс. руб. серебром, слитки металла и т.п.
Так через прекрасную историю Троицкой обители героическое прошлое перекликается с величественным настоящим, когда наш великий народ в братском союзе с другими народами, населяющими громадное и многонациональное государство, снова не щадит сил и поступается многим, чтобы сделать Отечество могущественнейшей и богатейшей страной в мире.
Александров Г.
Источник: Журнал Московской Патриархии. – М.: Изд-во МП РПЦ, 1946. – № 7.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра