У стен Лавры

    Троице-Сергиева Лавра. Достаточно лишь упомянуть об этом до­стославном месте, как целая вереница событий, образов, воспомина­ний – одно ярче другого – приходит на ум и волнует сердце. Действи­тельно, есть ли еще в нашей стране такая обитель, которой православ­ные люди могли бы гордиться больше, чем детищем преподобного Сер­гия Радонежского? Есть ли в Греции или любой стране Ближнего Во­стока монастырь, имеющий такую же мировую славу? Проходят де­сятки лет, совершаются великие перемены, жизнь то бурлит, то входит в более или менее спокойное русло – а Лавра, как твердыня правосла­вия, красуется в центре необъятного и могучего государства, и гряду­щие поколения будут подобно нам, с восхищением и любовью взирать на эти святые стены.


    Значение Лавры и ее великого основателя широко и многосторонне. Общеизвестно, что прп. Сергий – один из наиболее почитае­мых в Русской Церкви святых – был деятельным участником в про­цессе собирания русских земель под власть Москвы и духовным руко­водителем наших предков в борьбе их с поработителями – татарами. Троицкий монастырь представлял собой несокрушимую кре­пость, охранявшую пути с севера к Москве, и явился родоначальником многих других монастырей, расположенных в различных уголках Руси. Хозяйственная и просветительная деятельность русских монастырей яв­ляется также одной из неоспоримых заслуг их перед историей, и Троицкая оби­тель занимала и в этом деле одно из первых мест. Лавра представляет собой, наконец, редчайшую национальную сокровищницу архитектуры и искусства, где на небольшом простран­стве сконцентрированы памятники мировой известности. Будет спра­ведливо сказать, что своей многогранной ценностью Троице-Сергиева Лавра прекрасно отобразила неиссякаемые творческие силы и выдаю­щиеся черты нашего великого народа: Лавра – это творение светлых умов и талантливых рук.

    Но в какой бы связи ни думать о Лавре, обязательно унесешься мыслью в феодальную Русь XIV столетия, когда московские земли еще терялись малыми своими размерами в хаосе остальных княжеств. Небольшой городок, которому суждено будет сыграть выдающуюся роль в мировой истории, постепенно возвышает­ся. Умные и энергичные князья умело действуют в трудной обстановке. Православная Церковь в лице Московских митрополитов оказывает им постоянное и необходимое содействие. Вот снова путешествует в орду Первосвятитель Алексий, мудрый старец, разрушающий уже в который раз хитросплетения недругов и завистников. Вот с важными поручениями направляется то в Нижний-Новгород, то в Рязань сам игумен- патриот. Каменные стены, только что сменившие деревянную ограду вокруг Московского Кремля, служат многообещающим символом. И уже недалек тот день, когда под знаменем Москвы зародится на Ку­ликовом поле русская военная слава.

    Стоит только представить себе мысленным взором первые дни оби­тели, полной молитвы, труда и благочестия, как в самую смятенную душу снизойдет умиротворение. Кругом леса и перелески. Столетние деревья горделиво устремили ввысь свои раскидистые вершины. Не­умолчное пение птиц встречает каждое утро. Порой проберется сквозь чащу бурый медведь, промчатся по полянам быстроногие лоси. И среди этого мира девственной природы уже несколько лет жительствует пре­подобный Сергий, от юности возлюбивший Бога паче всего и 23 лет приявший ангельский образ. Смиренный молитвенник соорудил соб­ственноручно маленькую церковь во имя Живоначальной Троицы. В ней деревянные сосуды, облачения из простой ткани, лучины вместо све­чей.

    Сурова подвижническая жизнь, и малолюдна еще братия. Тесные кельи служат убежищем для короткого сна и укрытием от непогоды. И сам зачинатель обители бывший «в пениях, бдениях и пощениях» примером своим ученикам, самоотверженно трудится топором и лопа­той, ободряя и согревая лаской каждого из монашествующих.

    Несмотря на все старания Преподобного остаться в безвестности, растет слава небольшой обители, все новые и новые строения воз­двигаются неподалеку от первой кельи. Негромкие удары в чугунное било собирают братию в низенькую и тесную Троицкую церковь. С по­мощью христолюбцев из мирян монастырь обносится сперва деревян­ным тыном, а потом и стеной. Над вратами сооружается вторая цер­ковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, ангела вел. кн. Дмитрия Ивановича, с которым прп. Сергий был особенно духовно близок.


    Около обители и маленьких городков Радонежа и Хотькова возни­кают селения и починки – Клементьево, Подсоснино и другие. Широкая дорога, связывающая северные города с Москвой, пролегла совсем близко от монастыря. Великий патриот и бессребреник кончает свое земное странствование с пророческой уверенностью в том, что место, избранное им для спасения христианских душ, украсится и процветет.

    Начало XVII в. Троице-Сергиев монастырь – первоклассная кре­пость Московского государства. Неприступные каменные стены и мас­сивные башни, возле которых раскинулись крохотные низкие домики посада и соседних сел, производят внушительное впечатление. Широ­кий и глубокий ров, пролегающий перед восточной и отчасти северной стенами, отграничивает укрепления от местности. Крепость снабжена всеми видами тогдашнего оружия и сурово возвышается в полной готовности. Вот появились в окрестностях польско-литовские шайки вместе с изменниками – «богоборцами», переметнувшимися к «темному державцу». Яростно, но тщетно бросаются они на штурм. Воеводы и защитники монастыря начеку. Резкий звук сполошного колокола, и на головы озверевших врагоов обрушиваются камни и скатываются бревна, льется смола и кипяток. Из одного за другим окошек бойниц в стенах вылетают многофунтовые ядра. Широкоплечий монастырский служка, наспех отирая рукавом подрясника струящийся по лицу пот, зачерпывает громадным ковшом булькающий в котле вар.

    Осаждающие дрогнули. Тогда распахиваются внезапно малые во­рота, и, предводительствуемые монахами в шлемах и кольчугах, броса­ются русские люди преследовать неприятеля. Любовь их к родной зем­ле так велика, ненависть к супостатам так клокочет в их груди, что простой клементьевский мужик-тяглец Никон Шилов, простоволо­сый, в заплатанной крестьянской одежде, не имевший прежде понятия о ратном деле, бежит в первом ряду и яростно размахивает вилами, величественный в своем гневе и отваге. А архим. Иоасаф и старцы преклонили колени перед ракой Преподобного и молятся горя­чо, со слезами об одолении врагов. И верится, что сам основатель оби­тели незримо присутствует среди героев, вдохновляя их на правое дело.

    Время идет своим чере­дом, старое и новое оказываются в непосредственной близости. Посад превратился в го­род, который растет и ширится с каждым годом. Дома и строения стали подступать к монастырю, тесниться около его стен. Тем не менее Лавра не утратила своей монумен­тальности, внешний вид ее красочен и интересен. Пе­ред приближающимся к ней с юго-восточной стороны по дороге, ведущей от железнодорожной станции, предстает удивительное зрелище. Белые крепостные стены, солидные башни, и схожие одна с другой и разные одновременно, пыш­ные главы куполов, сказочная пестрота трапезной, многоэтажные кор­пуса позднейших строений и над ними, как некий венец, изумительная колокольня – все это составляет чудесный и своеобразный ансамбль. Тем и оригинальна Лавра в архитектурном отношении, что в ней в те­чение XV–XVII вв. собрались лучшие образцы русского церковного зодчества, созданные первоклассными мастерами, такие как Троицкий и Успенский соборы, упомянутая выше колокольня и др.

    Весьма интересно, выйдя из Святых или расположенных рядом Успенских врат, обойти территорию Лавры по направлению крестного хода. Кстати, Успенские ворота сооружены в сер. XVII в. для прохож­дения богомольцев и называются так потому, что находятся практически на­против Успенского собора. С их построением Святые врата стали от­крываться только в торжественных случаях, например, при патриаршем или царском посещении. На северо-восточном углу ограды высится кра­сивейшая из всех, почему еще и называемая Красной, Уточья башня. Суровое и величественное строение заканчивается ажур­ным каменным парапетом и увенчивается изящным трехъярусным вер­хом, на шпиле которого укреплена уточка. Существует предание, что Петр Великий по время своего пребывания в Лавре забавлялся стрельбой в эту утку.

    Под горой, которая довольно круто обрывается к западу, что выну­дило сделать эту стену монастыря и некоторые секторы северной и южной гораздо большими по высоте, чем восточная часть, вьется крохотная р. Кончура. Берега речки, как и соседние участки, возделываются местными жителями. Как всегда, у воды нашли себе раз­влечение ребятишки, потомки детворы, рассыпавшей некогда но доро­гам, ведущим к Лавре, знаменитый железный «чеснок», чтобы преградить путь коннице.

    Конюшенная или Каличья, Плотничная в северо-западном углу, Водяная, Пятницкая  башни, помимо оборонного назначения, использовались для хозяйственных целей. В настоящее время сохранилось всего 9 башен. К Пятницкой велся во время осады вра­жеский подкоп, который был совершенно разрушен замечательным подвигом крестьян-героев Шилова и Слоты. В 50-х гг. XVII в., после разгрома польско-шведской интервенции, все башни монастыря были перестроены так что не сохранили первоначального облика.

    Патриотическая деятельность Троице-Сергиева монастыря проходит красной нитью через всю его историю и у нас, переживших Великую Отечественную войну с немецкими захватчиками, вызывает особенное восхищение. Молитвами, напутствиями, воззваниями, людь­ми, деньгами, ценностями – всем, чем только могли, безотказно и ши­роко помогали руководители Лавры Родине и своему народу. Духовное руководство прп. Сергия в одержанной блестящей Куликов­ской победы не подвергается никакому сомнению. И почти каждый из нас, едва научившись читать, воспринял этот факт через известную картину, на которой великий молитвенник Руси благословляет на по­двиг коленопреклоненного московского князя. Как восхищаемся мы .по­ступком келаря Авраамия Палицына, который предложил строптивым казакам атамана Заруцкого, стоявшим под стенами столицы и требовавшим немедленного вознаграждения за ратную службу, лаврские со­суды и драгоценные предметы в уплату, лишь бы сохранить столь необ­ходимое в тот момент единство! От страдальца-патриарха Гермогена через Лавру тянутся нити в Нижний Новгород, к доблестному ополче­нию Минина и Пожарского. Можно еще и еще развертывать хартию славных дел монастыря: не говоря уже о том, что Лавра никогда не принимала сторону самозванцев и всяких претендентов против закон­ных правителей, чем грешили в ту пору многие видные представители феодальной знати, ею оказывалась щедрая помощь государству во вре­мя справедливых войн России. Так в годы Великой Северной войны со шведами монастырь передал Петру I 400 тыс. руб. В войну 1812 г. Лавра пожертвовала 70 тыс. руб. ассигнациями, 2, 5 тыс. руб. сереб­ром, слитки металла и т.п.

    Так через прекрасную историю Троицкой обители героическое прошлое перекликается с величественным настоящим, когда наш великий народ в братском союзе с другими народами, населяющими громадное и многонациональное государство, снова не щадит сил и поступается многим, чтобы сделать Отечество могущественнейшей и богатейшей страной в мире.


Александров Г.

Источник: Журнал Московской Патриархии. – М.: Изд-во МП РПЦ, 1946. – № 7.


31 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.