С именем преподобного Сергия связываются два его великих подвига. «Начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси», – называет его летописец. «Благодатный воспитатель народного духа», – говорит о нем выдающийся историк. И то, и другое точно определяет заслуги Преподобного.
Сергий вышел из того времени, когда татарская власть крепко давила нашу общественную мысль. Уже зарождалась заря освобождения, но к этой борьбе нужно было подготовиться русскому человеку. Надо было выйти из состояния апатии, поверить в свои силы и свое нравственное возрождение. Показателем такого возрождения и явился преподобный Сергий. Продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, он приготовился быть руководителем других пустынножителей. Труды его увенчались успехом, когда пустынь преобразовалась в монастырь.
Преподобный Сергий вел ежедневную терпеливую работу над каждым братом и богомольцем, приходящими в его обитель. Он поучал самому важному в жизни: самоотречению, умению отдавать всего себя на общее дело, трудиться, соблюдая строгий порядок занятий, помыслов и чувств. Его монастырь был лучшей школой нравственной дисциплины. Здесь было «все худостно, нищетно, сиротинско», но зато во всех чувствовался скрытый живительный огонь. Мир, приходя к монастырю, пытливым взглядом видел всё это и уходил ободренный и освеженный, по всем углам разнося настроение нравственной сосредоточенности и братства. 50 лет совершал свой нравственный подвиг преподобный Сергий в Радонежской пустыни. Приходившие к нему вместе с водой из его источника черпали утешение и ободрение и по каплям делились ими с другими.
Русь с его благословения без колебания пошла на безбожников и Куликовским полем положила первый камень строения Московского государства. С другой стороны, оживилось стремление к иночеству. Монастыри, основанные Преподобным и его учениками, почти все были пустынные. Но, убегая от соблазнов мира, их основатели служили его насущным нуждам. Большинство монастырей в XIV-XV вв. возникло среди лесов Заволжья и стало северной Фиваидой православного Востока. Они в свою очередь становились опорными пунктами крестьянской колонизации. Так дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных подвижнической деятельностью преподобного Сергия, создавалась Великороссия. Преподобный поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, вдохнул веру в будущее. За это благодарный народ чтит его в числе славнейших святых. Основанный им Троицкий монастырь занял исключительное место в Московском государстве.
Прошло много времени по смерти основателя Троице-Сергиевой обители, но монастырь и до сих пор свято блюдет его заветы, являясь в одно и то же время плодоносным рассадником просвещения и нравственной крепости и неоскудевающим источником любви к родине и всегдашней готовности принести все свои силы на служение ей. Всякий монастырь в XV и XVI вв. самим своим положением призывался к просветительной книжной деятельности. «Яко же корабль без гвоздей не составляется, тако и инок без почитания книжного», – говорили наши предки в то время и смотрели на монастырь как на школу, как на единственный кладезь, из которого пытливая мысль русского человека только и могла почерпнуть необходимые сведения. Понятно, что такой знаменитый монастырь, как Троице-Сергиев, быстро занявший благодаря славе преподобного Сергия исключительное положение, естественно был призван к усиленной книжной деятельности. И этому делу начало положил сам Преподобный. В описях лаврской библиотеки мы находим сохранившиеся от его времени «два служебника на харатье, сверток на деревце, Евангелие в десть на бумаге, Псалтирь в полдесть на бумаге, Пятокнижие Моисеево, Паремейник, Кондакари XII в. с крюковыми нотами», по которым пели преподобный Сергий и братия, и другие богослужебные рукописи. Эта небольшая монастырская библиотека значительно увеличивается уже при ближайшем преемнике преподобного Сергия. В Лаврской ризнице поныне хранится «Евангелие преподобного Никона на харатье», служебник, переписанный им самим, а также книги, переписанные иноками Иосифом, Варлаамом и Антонием.
Доброе начало, положенное первыми игуменами Троицкого монастыря книжному делу, широко продолжается при их преемниках. Каждый новый игумен Лавры стремится закрепить свое имя на вносимых в монастырскую библиотеку книгах либо собственной надписью, либо припиской переписчика. Главным путем приобретения книг было списывание их самими монахами, видевшими в этом многотрудном послушании особый род религиозного подвижничества. Своего расцвета книгописание в Лавре достигает при преподобном Дионисии в 1-й пол. XVII в. В это время в монастыре работает знаменитый лаврский книгописец Герман Тулупов, от которого в лаврской библиотеке хранится ок. 7738 листов, а по кельям игумена «писцы добрые» занимаются перепиской и сличением книг с древними подлинниками.
Помимо списывания книг, монастырская библиотека обогащалась и добровольными пожертвованиями как со стороны простых мирян, так и со стороны митрополитов, князей и государей. В Троицкой ризнице хранится первый великокняжеский вклад в Троицкий монастырь – Евангелие XII в., пожертвованное великим князем Симеоном Ивановичем в 1344 г.
Так образовывалась «многобогатная божественных писаний книгохранительница» Лавры. Всё внимание монастырских властей, хорошо знавших, как трудно было сделать книгу, обращалось на то, чтобы приобретенные книги не выходили из монастыря. «Книгу сию никому не продать, ни отдать, ни в заклад заложить», – гласят книжные надписи того времени. Для надзора за библиотекой назначались особые книгохранители, иногда отличавшиеся большой начитанностью, как, например, Иоасаф Кириаков, составивший первую опись книгам монастырской библиотеки (1642). Старцы-хранители создали громадную ценную библиотеку, по численности превосходящую библиотеки других монастырей. По первой ее описи в ней уже значится до 742 заглавий. В XVII в. Троицкий Сергиев монастырь становится большим культурным центром Московского государства. Сюда притекали искавшие образования и беседами с «разумными мнихами», чтением и списыванием «прелюбезнейших книг» удовлетворяли свою любознательность. Монастырь широко открывал двери своей библиотеки для жаждавших книжного учения и выдавал рукописи для списывания и сличения. Также он посылал книги и в те места, где в них особенно нуждались. Таким образом, Лавра способствовала делу исправления книг.
Лаврская библиотека содержит такие важные памятники древней письменности, что человек, занимающийся славянской филологией, палеографией, церковной историей или историей русского искусства, не может пройти мимо нее, не нанеся тем ущерба своему исследованию. Кроме того, Лавра служит и рассадником высшего духовного образования, имея в своих стенах с 1814 г. Московскую духовную академию.
Источник: Спутник экскурсанта: Троице-Сергиева Лавра / Под общ. ред. А.А. Тихомирова. – М.: Центр. экс. комис. при Моск. уч. округе, 1914. – № 6.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра