Священник СЕРГИЙ (Сидоров Сергей Алексеевич, 10.02.1895–27.09.1937) –духовный сын оптинского старца преподобного Анатолия (Потапова), был близок к Патриарху Тихону. Его мать, урожденная грузинская княжна А. Н. Кавкасидзе, скончалась при родах. Отец – юрист, перед революцией член коллегии областного суда в Харькове, был расстрелян большевиками в 1919 году в группе заложников. Ребенок воспитывался в дворянской усадьбе его тетки В. Н. Кавкасидзе, в Курской губернии. Когда пришло время учиться, его привезли в Москву. Позднее он вспоминал: «С семи лет, то есть со времени моего приезда в Москву, я не пропускал ни одной торжественной церковной службы. Звоны Кремля, мгла ранней обедни, золотые ленты крестных ходов всегда привлекали меня, и я любил теряться в толпе, ожидая приезда Иверской, и простаивать долгие ночные моления у Пантелеймона в часовне». С детства у Сергея было какое-то заболевание спинного мозга, отчего он испытывал сильные боли в ногах. Церковная служба несколько успокаивала боль.
В Москве он близко сошелся с Сергеем Николаевичем Дурылиным, который стал водить юношу на лекции отца Павла Флоренского, на свои чтения, на доклады отца Иосифа Фуделя в религиозно-философском обществе имени Владимира Соловьева. Он не учился тогда ни в каком учебном заведении, но хорошо знал историю, богословие, литературу, философию, искусство.
В декабре 1916 года С. А. Сидоров впервые побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном старца Анатолия (Потапова). В конце 1918 года он осуществил свое намерение посвятить жизнь служению Церкви. Поступил в Киевскую Духовную академию и успел окончить два курса. В 1920 году женился на Татьяне Петровне Кандибе из старинного украинского дворянского рода. И в сентябре 1921 года был рукоположен в священника. Отец Сергий, страдая и от неустройства жизни в то трудное время, и от раскола в Украинской Церкви, решил вернуться в Москву. В 1923 году он получил место священника в Петропавловской церкви Сергиева Посада.
Скоро отец Сергий стал священником, особо почитаемым верующими не только своего прихода, но и всего города. Со многими известными аристократическими семьями, приехавшими в город после революции, он был знаком еще раньше. Нашел и новых друзей. Его духовником стал старец Гефсиманского скита Порфирий. Не сразу отец Сергий решился посетить известного на всю страну старца Зосимовой пустыни Алексия (Соловьева), жившего после закрытия Пустыни в Посаде. Но старец сам вызвал его к себе и велел взять в заштатные диаконы отца Михаила Шика, его любимого духовного сына. Сказал: «Я Вам заповедаю всегда быть близким с Михаилом Владимировичем». И наказ старца, и заповедь отец Сергий выполнил.
Тогда, в 1922 году, в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства присоединилась к раскольникам. Отец Сергий был всецело на стороне Патриарха Тихона. И у него возникла мысль пригласить Патриарха в Сергиев Посад, «чтобы его приездом укрепить православных и заставить колеблющихся пастырей раз и навсегда порвать с красной ересью». В 1924 году, как раз перед приездом Патриарха Тихона, отца Сергия арестовали и продержали в Бутырской тюрьме два месяца.
В ноябре 1925 года была арестована большая группа священнослужителей – 42 человека – по «Делу митрополита Петра (Полянского) и др.» (или делу «Даниловского синода»), их включили в состав так называемой «Сергиевской самаринской группировки». В нее вошли несколько жителей Сергиева Посада, в том числе отцы Сергий Сидоров и Михаил Шик. Отец Сергий очень страдал в тюрьме – возобновились боли в позвоночнике, в руках и ногах. Следователь грозил арестом всей семьи. А у него тогда было трое детей. Помог ему другой заключенный Бутырской тюрьмы – епископ Николай (Добронравов), запретивший властью епископа говорить что-либо следователю. По приговору Особого совещания при Коллегии ОГПУ отец Сергий получил «минус 6» сроком на три года. Вместе с семьей уехал во Владимир и вскоре получил приход в селе Волосово.
Когда кончился срок высылки, отца Сергия назначили священником в село Лукино Серпуховского района Московской области. А в 1930 году его снова арестовали. Приговорили к трем годам лагеря. Попал он в лагерь у станции Пинюг, в 150 км от Котласа, работал на строительстве дороги, на лесоповале. Потом его перевели на более легкую работу: ухаживать за свиньей начальника лагеря. Жизнь в лагере была ему особенно тяжела из-за богохульной ругани, которую он там слышал на каждом шагу.
После окончания срока он получил приход в селе Карачарово, что на окраине города Мурома во Владимирской области. Потом церковь, где служил отец Сергий, закрыли, его перевели в другой приход. Но и ту церковь закрыли. А 13 апреля 1937 года его арестовали. Обвинили в том, что он «является активным участником контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников – последователей “Истинно-Православной Церкви” и руководителем владимирского, муромского и киржачского филиалов этой организации, принимал участие в нелегальном совещании церковников в Москве, где выступал с контрреволюционными предложениями об объединении Православной Церкви на борьбу с советской властью». Расстреляли отца Сергия на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года вместе с его другом – священником Михаилом Шиком.
Основной источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). — Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. — Т. 2. — С. 96-99.
Библиография: ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 2. Л. 160–160 об.; ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У–20548; Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В. С. Бобринской. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-та, 1999. 295 с.; Мартиролог расстрелянных и захороненных... С. 313.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра