Священник МИХАИЛ (Шик Михаил Владимирович, 20.07.1887–27.09.1937)
Духовный сын старца Зосимовой пустыни преподобного Алексия (Соловьева), один из самых близких старцу.
Отец Михаил был родом из семьи купца первой гильдии, почетного потомственного гражданина Москвы. Окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум кафедрам: всеобщей истории и философии (1912). Прослушал курс лекций по философии во Франкфуртском университете. Входил в религиозно-философский кружок, созданный детьми В. И. Вернадского Георгием и Ниной. Его глубоко интересовали религиозные вопросы. В соавторстве с поэтессой В. Г. Мирович (Малахиевой) перевел и издал книгу У. Джеймса «Многообразие философского опыта».
В 1914–1918 годах находился в армии, занимался эвакуацией населения из районов военных действий в Западном крае. В 1918 году принял крещение в православной церкви. Его крестной матерью стала В. Г. Малахиева-Мирович, крестным отцом – художник В. А. Фаворский. Он женился на княжне Наталье Дмитриевне Шаховской, с которой познакомился в религиозно-философском кружке еще до войны, и поселился с ней в Сергиевом Посаде.
В 1919–1920 годах был членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Ему поручали работы по охране памятников в крае. Для сборника «Троице-Сергиева Лавра» он написал две отличающиеся удивительной поэтичностью статьи: «Колокольня и колокола» и «Митрополичьи покои». При реорганизации Комиссии ему пришлось перейти на преподавательскую работу в Институт народного образования (позднее – Сергиевский педагогический техникум). В июле 1925 года был рукоположен Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) в сан диакона, служил в Петропавловской церкви Сергиева Посада.
В декабре 1925 года его арестовали по делу «Даниловского синода» и включили в состав так называемой «Сергиевской самаринской группировки». Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к двум годам высылки в город Турткуль Каракалпакской АССР. Там, в ссылке, 12 июня 1927 года он принял сан священника. Вернувшись в Сергиев Посад, снова служил в Петропавловской церкви, но вскоре семья вынуждена была уехать, так как в мае 1928 года в городе начались аресты. Поселились под Москвой, близ станции Томилино Казанской железной дороги. Отец Михаил служил сначала в храме во имя святителя Николая на Маросейке (он был близок с его настоятелем отцом Сергием Мечевым), а с 1930 года – в храме во имя святителя Николая у Соломенной сторожки в Петровско-Разумовском.
Отличительной чертой этого священника было нежелание кого-либо осуждать. «Когда при отце Михаиле начинали осуждать кого-нибудь за какие-нибудь слова или поступки, – вспоминала В. Г. Малахиева-Мирович, – он с досадой, а иногда с гневом говорил: “Почем вы знаете, что у него на душе было в это время? Какие мотивы заставляли его поступать так или иначе?”». Он вносил с собою дух миротворчества, незлобия и того «невидения лукавства ни в каком человеке», которое считается высочайшей ступенью христианской добродетели в святоотеческой литературе.
Летом 1931 года вновь нависла угроза ареста. И семья переехала из Подмосковья в город Малоярославец Калужской области (за 101-й км от Москвы). Отец Михаил совершал богослужения дома, тайно принимал приезжавших из Москвы духовных детей и местных жителей. На жизнь зарабатывал переводами технической литературы с английского. Детей (их было пятеро) воспитывали дома и только духовно окрепшими отдавали в школу.
Отец Михаил был арестован в Малоярославце 25 февраля 1937 года. Проходил по делу «Контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников-последователей ИПЦ». На следующий день жена в последний раз видела его. Это было в вагоне поезда, когда она поехала в Москву сообщить родным о его аресте. Случайно в этот же вагон сели конвоиры с арестованным. Он переговаривался с женой взглядами. Потом нарисовал на запотевшем стекле крест – последнее благословение.
В конце 1937 года жене в тюремном справочном окошке ответили, что М. В. Шик осужден на «на десять лет без права переписки». Тогда не понимали, что это означает расстрел. Она ждала до самого конца. Умерла в 1942 году. Дети отца Михаила только в 1994 году узнали, что он был расстрелян 27 сентября 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой, в один день с его другом – отцом Сергием Сидоровым.
Основной источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). — Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. — Т. 2. — С. 83-86.
Библиография: ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 1. Л. 135–135 об.; Шик Е. М. Воспоминания об отце // Альфа и Омега. 1997. № 1. С. 175–188; Каледа-Амбарцумова Л. Соломенная Сторожка: о храме святителя Николая и его последних настоятелях // Московский журнал. 1992. № 10. С.57–59; Мартиролог расстрелянных и захороненных... С. 387.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра