Троицкий патерик. Преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах

День памяти преподобного Алексия (Соловьева), иеросхимонаха

Старец Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился в Москве 17 января 1846 года в семье потомственного священника, настоятеля церкви Симеона Столпника за Яузой протоиерея Алексия Соловьева. Пел в церковном хоре и с самого раннего возраста прислуживал в алтаре отцу. В 1866 году окончил Московскую духовную семинарию, женился и был рукоположен в сан диакона. С 1867 по 1895 год отец Феодор служил диаконом в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Он обладал прекрасными вокальными данными, читал и возглашал четко и выразительно, так что прихожанам были хорошо слышны и понятны все слова. Вскоре отец Феодор стал одним из самых известных диаконов в Москве.

В 1872 году от скоротечной чахотки умерла его жена. На руках у диакона остался четырехлетний сын. Отец Феодор тяжело переживал обрушившееся на него горе. Овдовев, он задумал оставить мир и уйти в монастырь, но близкие убедили его не бросать сына, а сначала воспитать его, а потом привести в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и долгих раздумий он согласился и в течение 25 лет жил в Москве, с нетерпением ожидая окончания образования сына, которое тот получил в Высшем техническом училище.

В 1895 году отец Феодор принял священнический сан и перешел в Успенский собор Московского Кремля. Через два года он был единогласно избран духовником соборного причта. В 1898 году отец Феодор стал протопресвитером и был награжден камилавкой. В том же году, дождавшись женитьбы сына, он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь и принял монашеский постриг с именем Алексий в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

Первыми его монастырскими послушаниями стали клиросное пение и совершение богослужений, затем — обучение молодых монахов Закону Божию. Некоторое время спустя отец Алексий был назначен духовником обители; его духовными детьми, кроме паломников, стали многие монахи, а через несколько лет и сам игумен. В 1903 году он был награжден наперсным крестом.

Во время Великого поста 1906 года отец Алексий тяжело заболел воспалением легких и уже готовился к кончине, однако после соборования он поправился. С того времени старчество и духовничество стали его главными послушаниями.

3 февраля 1908 года старец Алексий ушел в неполный затвор. Несмотря на это, к нему приезжало все больше и больше людей всех возрастов и сословий: государственные деятели и архиереи, священники, монахи и монахини из разных монастырей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Духовными чадами отца Алексия были святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и схиигумения Фамарь (Марджанова), в 1908 году основавшая по его благословению Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Зосимову пустынь посещали члены религиозно-философского кружка М. А. Новоселова: С. Н. Булгаков, священник Павел Флоренский и другие. Под свое духовное руководство старец взял и будущего настоятеля Николо-Толмачевского храма священномученика Илию Четверухина с супругой.

Отец Алексий обладал даром прозорливости и исцеления духовных и телесных болезней. Его отличали удивительное смирение и благорасположение к людям. Любовь к ближним он ставил выше поста и молитвы.

Здоровье отца Алексия от большого напряжения со временем становилось все хуже. Он неоднократно просил у игумена Германа благословения уйти в полный затвор, на что получил разрешение 6 июня 1916 года. Но уже через год, 15 июля 1917 года, старцу пришлось выехать в Троице-Сергиеву Лавру на монашеский съезд, где он был избран членом Всероссийского Поместного Собора.

А 5 ноября того же года старец Алексий сыграл историческую роль, приняв участие в избрании Патриарха жребием и вытащив из ларца записку с именем Тихона, митрополита Московского.

Пробыв в Москве до весны 1918 года, старец вернулся в Зосимову пустынь. 28 февраля 1919 года иеромонах Алексий был пострижен в схиму с тем же именем, но в честь святого Алексия, человека Божия.

Отец Алексий остро переживал обрушившиеся на Церковь гонения. После революции Зосимова пустынь превратилась в сельскохозяйственную трудовую артель. Резко сократилось число паломников. Но монастырский устав соблюдался строго, богослужения совершались по-прежнему. В мае 1923 года пустынь была закрыта, и насельники обители разошлись кто куда.

Отец Алексий с келейником переехал в город Сергиев (так назывался Сергиев Посад в 1919–1930 гг.). Там они поселились в доме духовной дочери старца. До 1925 года отец Алексий еще немного ходил, несколько раз добирался до храма. Позже он все больше сидел в кресле, а потом полулежал на кровати.

Преподобный Алексий (Соловьев) скончался 19 сентября 1928 года и был погребен на Кукуевском кладбище города Сергиева. В 1953 году старец был перезахоронен на Старом кладбище города Загорска, а 25 июля 1994 года его честные останки перенесли в возрожденную Зосимову пустынь. Ныне они почивают в Смоленском соборе обители рядом с мощами преподобного Зосимы.

В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иеросхимонаха Алексия (Соловьева) к лику святых для общецерковного почитания. Память его совершается 19 сентября/2 октября, 5/18 ноября — в день памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября — в Соборе Московских святых.

Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 240–243.


2 октября 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.