Благочестивые супруги происходили из знатных боярских семей. Можно полагать, что вступление их в супружество относится к концу 90-х годов XIII века или рубежу XIII–XIV веков.
Вотчина преподобного Кирилла — селение Варницы — располагалась в нескольких верстах к северо-западу от Ростова, и в конце XIII и в первой трети XIV века преподобный состоял на службе у ростовских князей. Это были тяжелые времена. Князьям приходилось часто ездить на поклон в Орду. Боярин Кирилл, как один из самых близких к ростовским правителям людей, не раз сопровождал князей в этих опасных путешествиях, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Большие скорби испытывала преподобная Мария, провожая мужа и прощаясь с ним, как перед смертью. Но Господь слышал ее молитвы и хранил преподобного Кирилла.
Супруги предпочитали суете княжеского двора простую, уединенную жизнь в загородной усадьбе. Преподобный Епифаний Премудрый и иеромонах Пахомий Логофет (Серб), первые агиографы преподобного Сергия Радонежского, не называют село, в котором проживали его родители, но отмечают, что в усадьбе Кирилла и Марии была церковь, где они вместе молились.
Преподобные Кирилл и Мария строго соблюдали церковные каноны, любили храм Божий, особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, раздавали щедрую милостыню. Не пренебрегали они и обычным сельским трудом. В Житии преподобных сохранилось свидетельство о посещении их дома ангелом. Чад своих Кирилл и Мария воспитывали в смирении, целомудрии и любви.
Под старость боярин Кирилл испытал горькую нужду. Поездки с ростовскими князьями в Орду, необходимость преподносить дорогие подарки ордынским вельможам, без чего не обходились эти путешествия, и платить непосильную дань, жестокий голод, и больше всего, как пишет преподобный Епифаний Премудрый, «великая рать», или нашествие Туралыково в зиму 1327/28 года, крайне неблагоприятно отразились на материальном положении семьи.
В 1333 году вместе с ближайшими родственниками преподобные Кирилл и Мария были вынуждены переехать из Ростова в окрестности села Радонежское. Здесь они поселились вблизи церкви Рождества Христова. Их сыновья Стефан и Петр женились и завели собственное хозяйство. Весной 1340 года после смерти великого князя Иоанна I Даниловича Кирилл получил возможность уйти со службы, чтобы вместе с женой Марией постричься в монашество. Средний сын Варфоломей (преподобный Сергий) также желал принять иноческий постриг.
Праведные Кирилл и Мария были горячими почитателями монашеского жития, но они просили Варфоломея повременить с исполнением своего намерения, и благодатный сын с великой любовью согласился остаться с родителями. Он прилагал все старания, чтобы упокоить их старость и заслужить их благословение и молитвы.
В конце жизни преподобные Кирилл и Мария, оставив всякое земное попечение, постриглись в монашество. В Покровском Хотькове монастыре провели они свои последние дни в непрестанной молитве и богомыслии, приняв схиму — великий ангельский образ. Похоронив супругу, постригся в монашество и старший брат Варфоломея — Стефан.
В течение сорока дней после смерти преподобных Кирилла и Марии братья Стефан и Варфоломей оставались в монастыре, молясь об упокоении своих родителей и совершая в их память дела милосердия. И потом святой игумен часто приходил в Хотьков монастырь, чтобы помолиться у гроба родителей, поклониться их святым мощам и совершить заупокойное богослужение.
В год 600-летия со времени преставления преподобного Сергия (1992) Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых — схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию — к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания.
Память преподобных Кирилла и Марии совершается 18/31 января, 28 сентября/11 октября, 23 мая/5 июня — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра