К концу XV – началу XVI вв. при Введенском храме (что на подоле) Сергиева Посада образуется богадельня, приют для немощных («лежней»). Появление богадельни объясняется, прежде всего, необходимостью оказать христианскую любовь тем странникам и немощным, которые смотрели на Троицкий монастырь как на последний оплот надежды. С другой стороны, удобное расположение храма на перекрестке дорог могло способствовать достаточному материальному обеспечению богадельни. Как верно отмечает иером. Арсений, появление богадельни было точным исполнением духовного завещания прпп. Сергия и Никона Радонежских о страннолюбии и нищелюбии как основе иноческой жизни.
Прп. Епифаний пишет, что преподобный Сергий «заповедал насельникам обители давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим. Он говорил: "Если вы сохраните мою заповедь без роптания, то получите награду от Господа, и по моем отшествии от этой жизни обитель процветет и нерушимо простоит многие годы благодатью Христовою". Рука его была простерта к просящим, как полноводная тихо струящаяся река. ...Странники и нищие, особенно болящие, по многу дней оставались в обители, пользуясь полным довольством и покоем и получая еду, сколько ни попросят, как заповедал святой старец, – обычай сохраняется в монастыре и поныне».
Проф. Е. Е. Голубинский считает, что «есть немалая вероятность усвоять заведение богадельни при монастыре самому Сергию. Заведенная преподобным или же спустя некоторое время после него, богадельня была поставлена под монастырем у Пятницкой церкви при большой Московской дороге».
Есть следующие свидетельства о существовании богадельни в начале XVI в. Это, прежде всего, упоминание в рукописном обиходнике лаврской библиотеки № 269: «В неделю сырную ходит игумен [Троицкий] ко Введению на Подол прощатися, а делит нищих по две меры меда белаго да по две меры пива обычнаго». Пергаментный синодик лаврской ризницы № 2, л. 79 за 1544 г. свидетельствует о двух иноках – Феодосие и Кирилле, что они «От Введения Пречистыя с Подола». В том же синодике за 1542 г. (л. 193 об.) упоминается Евдоким – «из богадельны с Подола». В записях 1531 г. и 1536 г. отмечены «иноки Селиван и Пафнутий – подольные старосты», т. е. подольные строители или смотрители.
Иеромонах Арсений относит возникновение богадельни на Подоле ко 2-ой половине XV в., говоря о посещении в 1478 г. прп. Иосифом Волоцким Троицкого Сергиева монастыря. Он полагает, что, заметив здесь богадельню на Подоле с Введенской церковью, преп. Иосиф то же самое учредил и при своем монастыре. Далее приводится цитата из жизнеописания преподобного, составленного П. С. Казанским: «Преподобный Иосиф Волоколамский построил подле монастыря странноприимницу и при ней церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, велел покоить болящих и страждущих, кормить всех бедных, поставил здесь особого смотрителя, и эта странноприимница получила название Богорадного монастыря». В то же самое время из оригинального текста П. С. Казанского сделать такой вывод крайне затруднительно. Приведем цитированный иером. Арсением текст полностью.
«В один год в Волоколамской области был голод. Не имея насущнаго пропитания, поселяне стеклись к Обители Иосифа, прося хлеба. В продолжение всего этого несчастнаго времени Иосиф питал около семисот человек, кроме детей. Чтобы дать приют некоторым из них, и особенно детям, Иосиф построил подле монастыря странноприимницу и при ней церковь в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы, велел покоить болящих и страждущих, кормить всех бедных, поставил здесь особаго строителя, и эта странноприимница получила название Богораднаго монастыря».
Очевидно, что поводом к построению богадельни послужил голодный год, а не предполагаемое иером. Арсением впечатление от виденного подле Троицы странноприимного дома.
Источник: Гедеон (Губка), игум. Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, Пятницкое подворье, 2007.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра