Иконописание в Троице-Сергиевом монастыре — тема, которая давно привлекает внимание исследователей и в то же время до сих пор остается мало разработанной. Специфика организации художественного производства, особенности стиля, иконографии, технико-технологических приемов и их эволюция на протяжении столетий, характеристика художественных качеств произведений и их атрибуция — далеко не полный перечень проблем, стоящих перед исследователями.
В предлагаемом сообщении рассматриваются некоторые особенности икон монастырского происхождения XVI- XVII столетий. Работа выполнена по материалам сравнительно-исторического и технико-технологических исследований икон троицкого письма.
Об иконописании в Троице-Сергиевом монастыре упоминают почти все исследователи, изучавшие историю или художественные коллекции монастыря. Однако до сего дня единственной специальной работой по теме является статья иеромонаха Арсения «Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой Лавре», написанная в 1868 г. (Арсений 1873. С. 119-133). Приводимые в статье сведения касались главным образом документов монастырского архива, которые ранее хранились в самом монастыре, а в настоящее время находятся в разных государственных фондохранилищах — РГАДА, РГБ, СПМЗ. Основное внимание в статье уделялось материалам синодального периода, сведения о более раннем времени ограничивались небольшим кругом источников. После работы иеромонаха Арсения в литературе утвердилась гипотеза, что «иконописание в Троицко-Сергиевой Лавре существует с давних пор; начало его едва ли не современно основанию монастыря» (Арсений 1873. С. 119).
За более чем вековой период изучения проблемы новых данных о монастырском иконописании публиковалось немного, источниковедческая база исследований расширилась незначительно. В работах в основном использовался круг письменных документов, введенных в научный оборот иеромонахом Арсением. Что же касается самих памятников, то исследователи приписывали собственным монастырским мастерам произведения XV- XVII вв., происходящие из различных художественных собраний.
В XIX столетии иеромонах Арсений в качестве достоверных средневековых икон монастырского письма называл лишь подписные работы XVI в.: две иконы троицкого келаря Евстафия Головкина — триптих «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» и «Преп. Сергий Радонежский с житием», а также икону Давида Сираха «Богоматерь Владимирская» (хранятся в Сергиево-Посадском музее. — Николаева 1977. №№ 236, 237, 165). Из памятников XVII в. он указывал монументальные произведения — росписи Троицкого собора и Никоновского придела (1635), Духовской церкви (1655), Успенского собора (1684), Трапезной церкви Преп. Сергия (1691) (Арсений 1873. С. 121).
О.А. Белоброва работой троицких мастеров предположительно считала келейную икону Сергия Радонежского «Богоматерь Одигитрия», которую датировала XIV в., и несколько икон XVI-XVII вв. (Белоброва 1968. С. 73). Ю.А. Лебедева писала о «возможной принадлежности к числу старых иконописцев Троице-Сергиева монастыря» мастера «Тайной вечери» из праздничного чина иконостаса Троицкого собора (Лебедева 1968. С. 91).
Т.В. Николаева относила к произведениям троицкой иконописной мастерской большую группу икон XV- XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Среди них — «Троица Ветхозаветная», которую она датировала концом XV в. (Николаева 1977. С. 25-26. № 127). (Большинство исследователей эту икону относят к рубежу XIV и XV вв. или к началу XV в. и связывают ее происхождение с Москвой. — Белоброва 1968. С. 78; Вздорнов 1970. С. 115-154; Троица 1989. Ил.29; Смирнова 1988. № 62-63.) Работами местных троицких мастеров Т.В. Николаева считала иконы из Троицкого собора «Богоматерь Одигитрия», «Преп. Сергий Радонежский с житием», «Богоматерь Владимирская» (все — XV в.), «Архистратиг Михаил с бытием» (XVI в.). Среди музейного собрания XVI в. к работам троицких иконописцев она относила иконы «Преп. Ксения с житием», «Святитель Николай, с избранными святыми на полях», подписные произведения Давида Сираха и Евстафия Головкина (Николаева 1977. №№ 197, 238, 165, 236, 237), среди памятников XVII в. — иконы из церквей села Новая Шурма и села Городок (Николаева 1966. С. 182; Николаева 1977. №№ 339, 340, 341, 328). Т.Н. Манушина, помимо указанных икон, возможной работой местных троицких мастеров середины XVI в. называет икону «Преп. Сергий Радонежский» (Балдин, Манушина 1996. С. 307), которую исследователи ранее относили к памятникам XV в. (Олсуфьев 1920. С. 95. №35/167; Николаева 1977. С. 90. № 123). К числу икон троицкого письма из собрания Сергиево-Посадского музея также относят несколько вновь открытых памятников XVII в. — «Св. Николай и Преп. Сергий Радонежский», «Преп. Никон Радонежский, предстоящий Богоматери», «Преп. Сергий Радонежский, предстоящий Богоматери», «Явление Богоматери Преп. Сергию Радонежскому», «Преп. Сергий Радонежский с учениками», «Радонежские чудотворцы», «Троица Ветхозаветная», «преп. Сергий Радонежский» и двустороннюю икону «Богоматерь Знамение — Св. Николай» (Воронцова, Зарицкая, Шитова 1992. №№ 10, 12, 13, 16, 18, 19; Воронцова 1996. №№ 15, 16, 17).
Помимо Сергиево-Посадского музея-заповедника, иконы, происхождение которых исследователи связывают с художественной мастерской Троицкого монастыря, хранятся в других собраниях — ГТГ, ГИМе, ГРМ, Эрмитаже, ЦМиАР, музеях Костромы, Рыбинска, Переславля-Залесского и других, коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной академии. В «Каталоге древнерусской живописи» Государственной Третьяковской галереи работами троицких мастеров называется группа икон XVI в., различных по стилю и иконографии: «Покров», «Богоматерь Одигитрия», врезок «Никон Радонежский и братия», «Чудо о Флоре и Лавре», «Богоматерь Умиление», «Артемий мученик, с житием», «Избранные святые», «Огненное восхождение пророка Ильи», «Спас Нерукотворный» и «Не рыдай мене, мати» (Антонова, Мнева 1963. №№ 581,582, 583, 584, 585, 586, 587, 588, 589). Ряд икон работы троицких мастеров хранится в Музее им. Андрея Рублева: «Богоматерь Знамение», «Преп. Сергий Радонежский» из Успенского собора города Дмитрова (Иванова, Куклес, Попова 1968. С. 75, 73; 1000-летие... /Каталог/1988. № 139, 140), деисусный чин из с. Семеновского под Москвой (1000-летие... /Каталог/ 1988. № 141-149; Сорокатый 1998. С. 61-62). Несколько икон XVI-XVII вв. с характерным сюжетом «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому», авторство которых приписывается троицким иконописцам, находится в собраниях Русского музея («Пречистому образу...» 1995. № 141, 196), Эрмитажа (Косцова 1992. № 49, Косцова 1995. С. 71-78) и других музеев.
В определенные периоды истории изучения исследователи отдавали предпочтение различным критериям для атрибуции произведений троицкой иконописной мастерской. Авторы начала XIX-XX вв. достоверно троицкими считали только подписные произведения XVI в. В 60-е годы нашего столетия к иконам монастырского происхождения относили произведения преимущественно по иконографическому признаку — главным образом с изображением местночтимых святых (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. С. 180-186). В 70-е годы главенствующими становятся стилистические качества, однако признаки отбора были достаточно условными и размытыми. Строго говоря, более или менее определенных критериев для отнесения того или иного произведения к работам троицких иконописцев выработано не было. В какой-то мере это объясняется тем, что большинство исследователей не выделяли каких-либо особых стилистических качеств, присущих только троицким иконам. Так, Арсений писал, что «до XVIII в. лаврская иконопись в художественном отношении не имела никакого своего особенного отличительного характера» (.Арсений 1873. С. 123). О.А. Белоброва отмечала, что можно ощутить «тесную связь местной троицкой иконописи с московской художественной школой» в XVI в. (Белоброва 1968. С. 99), а для монументальных работ троицкой мастерской XVII в. преимущественно «архаичный характер» (Белоброва 1960. С. 80).
Связь с традициями московской живописи и архаизирующие черты для местных троицких икон выделяет также Г.В. Попов, правда, не всегда последовательно. Например, одна из икон, атрибуируемая им как троицкая, по его мнению, «выполнена в традициях московской живописи», а в авторе другой он видит «художника, приехавшего из провинции и не затронутого влиянием московского искусства» (Попов 1973. С. 133, 147). «Подражательность» и «архаичность» в качестве преимущественных признаков троицких икон отмечала и Т.В. Николаева, которая дала наиболее развернутую характеристику монастырских мастеров. Она пришла к выводу, что «среди троицких иконописцев в XV-XVII веках не было ведущих мастеров, равных Андрею Рублеву, Дионисию, мастерам годуновским или знаменитым царским изографам. Среди них были отдельные талантливые художники, но они никогда не возвышались над знаменитыми московскими мастерами. У троицких мастеров мы не находим новаторства в искусстве или хотя бы желание идти в ногу с веком. В большинстве своем их иконы имеют характер подражательный и более архаичный. По-видимому, иконописание в троицком монастыре, особенно в XVII веке, было скорее ремеслом, чем искусством» (Николаева 1977. С. 28).
В последнее время наметилось новое направление исследовательского поиска. Источниковедческий, иконографический и стилистический анализ используется в сочетании с тщательным технико-технологическим изучением произведений иконописи. В Сергиево-Посадском музее эта работа проводится в сотрудничестве с Центром исследования исторических и традиционных технологий Российского НИИ культурного и природного наследия РАН (Институт Наследия) при поддержке РГГФ (авторский коллектив Л.M. Воронцова, В.П. Голиков, Д.Л. Воскресенский, З.Ф. Жарикова, К.В. Холодилина). Комплексное исследование позволяет более конкретно говорить о художественных качествах и технико-технологических особенностях икон, которые по тем или иным признакам атрибуируются как произведения троицкой иконописной мастерской (Воскресенский, Воронцова, Голиков, Жарикова, Холодилина 1998г. С. 62-65).
О монастырском иконописании в XVI-XVII столетиях сохранился обширный корпус многочисленных и разнообразных источников. Он включает материалы делопроизводства (акты, писцовые, описные, переписные, вкладные, копийные книги Троице-Сергиева монастыря), указные грамоты, богослужебные и литературные памятники, храмовые летописи, надписи на иконах.
Комплекс ценнейших сведений по иконописному делу в монастыре содержится в Описи 1641 г. — единственной дошедшей до настоящего времени средневековой описи имущества Троице-Сергиева монастыря (Опись 1641 года. СПМЗ Инв. 289 рук.; Клитина 1990. С. 7). Опись, имеющая характер своеобразной ревизии, составлялась специальной «государевой» комиссией. Как свидетельствует келарь Симон Азарьин, комиссия была назначена «...по наносу некоторых, не боящихся Бога, ту сущих» (Книга о новоявленных чудесах... 1888. Л. 77об.), то есть, говоря иными словами, на основании доносов. Этим объясняется полный и исчерпывающий характер Описи — она содержит подробный «счет и изыскание», всеобъемлющее фактическое описание всего имущества монастыря по отдельным службам в определенном порядке: в пределах монастырских стен и за их пределами, в подмонастырских слободах и приписных монастырях.
По интересующей нас проблеме в Описи 1641 г. содержатся следующие сведения:
— количественный и качественный состав монастырских иконописцев, их местожительство;
— количественный и качественный запас материалов для иконописного дела в монастырской казне;
— характер и объемы использования отдельных материалов иконного письма в определенные периоды;
10 Троице-Сергиева лавра
— некоторые количественные параметры создаваемых в монастыре произведений;
— материалы о назначении и употреблении икон троицкого происхождения;
— некоторые данные об иконографических особенностях произведений монастырского письма;
— даты создания и имена вкладчиков отдельных произведений.
Опись 1641 г. называет имена «в иконной слободе иконников: Козма Ильин, Иван Тихонов, Федор Денисов, Офонасей Григорьев, Онофрей Макарьев, Герасим Тихонов, (..) Никитин, Василей Улитин, Богдан Осипов, Ондрюшка Кондратьев, Ондрей Иванов, Яков Лo- выря, Федотко Самойлов, Титко Парфеньев, Михаило Осипов... Да в той же слободе сусальников: Иван Елу- ферьев, Иван Юрьев, Семен Михайлов» (Опись 1641. Л.628oб.-629). Кроме того, Опись указывает имена иконописцев в числе монашеской братии: старец Перфилей Ларионов и старец Феофан иконник, который жил в Больничных палатах (Опись 1641. Л. 51 боб.).
Согласно Описи 1641 г., в монастырской казне хранилось «к иконному письму красок:
— бакану виницейского два фунта,
— бакану ж в картонках фунт,
— яри медянки полчетверти пуда,
— камеди полпуда,
— голубцу лазори тринадцать фунтов,
— вохры грецкие осьмнадцать фунтов,
— сурьмы пятнадцать фунтов,
— лазури четыре пуда с полпудом,
— сурику три пуда,
— киновари полпуда,
— белил десять пудов,
— пять пудов с полупудом охры немецкие,
— семь пудов охры полевые,
— празелени пуд без чети,
— черлени полпуда,
— купоросу четыре пуда с полупудом,
— нашатыря три фунта,
— квасца пять фунтов,
— ртути тридцать фунтов,
— ладану сорок три пуда и четырнадцать гривенок,
— ладану ж росново четырнадцать фунтов.
В палате под казенной кельей:
— двести четыре пуда с полупудом воску,
— меди вощатое (.......... ) двадцать четыре пуда,
— меди листовые восмидесят два пуда тридцать гривенок». В ризной же казне хранилось «олифы двадцать пуд» (Опись 1641. Л.361, 364).
Опись 1641 г. содержит сведения о расходовании иконописных материалов за предшествующий составлению документа период. В распоряжении «государевой» комиссии имелась более ранняя монастырская опись, составленная до 1635 г. (Клитина 1990. С. 11). По свидетельству Описи 1641 г., «по сравнению со старыми отписными книгами не достает:
— киноварь четыре пуда с четью и тои киноварь изошла на монастырское дело — на сосудцы, иконописцом и судописцам на образки,
— сурмы четырнадцать фунтов, вохры грецкие одиннадцать фунтов и та вохра вышла в росход на иконное писмо, которые иконы подносятця государю и на стенное писмо,
— баклану виницейского фунт изошел иконником и судописцом на монастырские дела,
— яри медянки с полпуда изошла в росход иконником и судописцом на монастырские дела и коновалом для конские дела» (Опись 1641 г. Л.468-4б8об.).
О масштабах производства икон в Троицком монастыре позволяет судить следующее известие Описи: «В казенных же верхних палатах тысяча сто шестьдесят три образа Сергиева Видения, писаны на золоте и на красках» (Опись 1641 г. Л.365).
Неоднократно и достаточно определенно в Описи указывается назначение икон троицкого письма — подавляющая часть создавалась и использовалась как «раздаточные». Рукопись упоминает иконы, которые «под- носятця государю» (Опись 1641. Л. 468), а также иконы «Видение чудотворцу Сергию», подаренные при «казначее старце Симоне» в разные места. «Образ «Видения чудотворца Сергия» отпущен к Москве во 144 (1636)-м году. А на Москве поднесен вы приезжему иноземцу. Пять образов «Видения чудотворца Сергия» обложены серебром, басмою, венцы резные. Роздато. Оныя пять образов розданы вы приезжем властем в прошлом году, во 144 (1636)-м, и во 145 (1637)-м, и во 146 (1638)-м, и во 147 (1639)-м, и во 148 (1640)-м году. Семнадцать образов «Видения чудотворца Сергия» на золоте, и те образы поднесены Господне в розные приходы» (Опись 1641. Л. 459об.-460).
Дошедшие до настоящего времени источники XVII в., в совокупности с документами предшествующего периода, свидетельствуют об определенной эволюции монастырского иконописания на протяжении столетия. Сохранившиеся материалы дают основания говорить о принципиальных изменениях в иконописной службе Троице-Сергиева монастыря — и количественных, и качественных. Одно из них заключается в том, что на протяжении XVII столетия качественно меняется состав троицких иконописцев. К моменту создания Описи 1641 г. иконописцы из числа братии составляли лишь малую часть работавших на монастырь живописцев. Подавляющее число мастеров-иконописцев жили «в миру» — в подмонастырской Служней слободе и селе Клементьеве. Опись 1641 г. упоминает двух старцев-иконописцев,
Икона. Троица Ветхозаветная. Фрагмент.
XVII в. В процессе реставрации
| Икона. Троица Ветхозаветная. Первая треть XVII в. |
одного послушника-«судописца» и одного инока-книгописца, в то время как в Служней слободе — 15 дворов иконописцев, 3 двора сусальников, 2 двора книгописцев, 14 дворов «судописцев» (последние проживали и в других слободах). По писцовым книгам 1678 г. в подмонастырских слободах известно: 24 двора иконников (50 человек мужского пола), 9 дворов судописцев (27 человек мужского пола), 5 дворов сусальников (12 человек), 1 двор олифленника. Очевиден факт перехода иконописания из монастыря в «мир» — в руки мастеров подмонастырских сел и слобод. Этот переход означал превращение иконного дела в характерное для культуры Нового времени «массовое ремесленное производство», своего рода «массовую культуру» (Тарасов 1995. С. 155). Его характерными отличительными признаками становятся масштабность и количественные показатели.
Вместе с тем, документальный материал, сохранивший достаточно большую информацию по организации иконописного производства, далеко не всегда содержит сведения для атрибуции произведений. Проблема заключается в идентификации произведений монастырского письма. Некоторую дополнительную информацию по этому вопросу содержат материалы технико-технологических исследований.
Для технологических исследований были отобраны иконы XVI-XVII вв., которые по тем или иным признакам (документальным, стилистическим, иконографическим) предварительно атрибуировались как работы троицких мастеров. Приведем некоторые результаты исследований.
1. В целом ряде икон конца XVI — первой половины XVIII вв., очень разных по своим стилистическим и художественным качествам, — триптих Евстафия Головкина «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» 1588 г. (СПМЗ Инв. 236), «Преп. Сергий Радонежский» XVI в. (СПМЗ Инв. 2640),
«Троица Ветхозаветная» первой трети XVII в. (СПМЗ Инв. 10559), «Троица Ветхозаветная» XVII в. (СПМЗ Инв. 2615), «Царь Константин» XVII в. (СПМЗ Инв. 2630), «Василий Великий» конца XVII в. (СПМЗ Инв. 2739), «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» конца XVII в. (СПМЗ Инв. 2837), «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» XVIII в. (СПМЗ Инв. 2868) — были обнаружены специфические особенности грунта, не отмеченные в других памятниках из музейного собрания:
— левкас состоит из нескольких меловых слоев с разным содержанием протеинового связующего на основе коллагена (типа рыбьего клея),
— во втором сверху слое с наиболее высоким содержанием протеина присутствуют шаровидные пустоты.
Во всех меловых грунтах троицких икон XVI-XVII вв. приблизительно одна и та же стратиграфическая система со сходным составом компонентов в каждом слое этой системы. Не исключено, что перечисленные выше признаки можно отнести к технологическим особенностям икон троицкого происхождения. Получение статистически достоверных данных о грунтах других троицких, а также «нетроицких» икон связано с дальнейшими исследованиями. Подтверждение полученных данных позволит говорить о том, что выявленные технологические особенности являются дополнительным и немаловажным критерием для атрибуции произведений монастырского происхождения.
Характерный пример — икона «Троица Ветхозаветная» (СПМЗ Инв. 10559). Она поступила в музей до 1951 г. Документальных сведений о ее происхождении и бытовании не сохранилось. В иконе воспроизводится иконографический вариант, характерный для московских памятников первой трети XVII в. В качестве одного из ближайших пртоотипов можно назвать одноименную икону Назария Истомина, написанную в 1627 г. для церкви Ризоположения Московского Кремля (Смирнова 1988. № 192).
Икона. Св. Василий Великий.
Последняя четверть XVII в. В процессе реставрации
О том, что создание иконы из собрания Сергиево- Посадского музея было связано с Троице-Сергиевым монастырем, косвенно свидетельствует следующий факт. В материалах иконописной мастерской монастыря позднего периода сохранились образцы прорисей 80- 90-х годов XIX в., которые использовались при создании произведений. Среди этих образцов — довольно близкий иконографический список с иконы «Троица Ветхозаветная». То есть в XIX столетии данный иконографический вариант был не только хорошо известен в Троице-Сергиевом монастыре, но и постоянно воспроизводился. Это позволяет предположить, что сам прототип, по-видимому, находился в одном из монастырских храмов и в XIX столетии стал образцом для создания в Троице-Сергиевом монастыре новых иконописных произведений.
Икона сохранилась не в первоначальном виде, с многочисленными утратами и переделками: утрачен авторский золотой фон, имеются разновременные поновления, полностью скрывающие авторскую живопись на некоторых участках фона или значительно ее искажающие (например, на одеждах ангелов). Выявлено несколько периодов поновлений и художественных корректировок — конец XVII в., середина XVIII в., середина XIX в., — которые заметно меняли цветовые характеристики целого ряда сюжетных деталей (фон, одежды, горки, деревья). Вместе с тем, несмотря на обилие поновительских записей, икона в определенной степени не утратила своей художественной выразительности. Она явно не лишена определенного эстетизма, свойственного многим столичным памятникам первой трети XVII в. В произведении присутствуют основные художественные атрибуты строгановской иконописи: несколько манерно изогнутые силуэты, изрезанные дробными линиями драпировки, здания и скалы. Однако, в отличие от «Троицы» Назария Истомина, икона имеет иное цветовое решение и несколько упрощенный характер рисунка.
Икона. Явление Богоматери преподобному
Сергию Радонежскому. Первая четверть XVIII в.
В процессе реставрации
|
Икона. Явление Богоматери преподобному
Сергию Радонежскому. Первая четверть XVII в.
В процессе реставрации
|
Результаты технико-технологического исследования памятника говорят о том, что авторская живопись в целом соответствует канону русской технологической иконописной традиции XVI-XVII вв. Об этом свидетельствуют следующие признаки:
— каноническая стратиграфическая система, состоящая из определенной последовательности грунтовочных, красочных, проклеивающих и покровных слоев;
— традиционный набор красных, желтых, красно-коричневых, желто-коричневых, коричневых, зеленых и белых пигментов, включая широкое использование различных земляных пигментов;
— канонический набор органических связующих: протеина (белка) — в грунтах, желтка яйца — в красочных слоях, а также смол, масел и их смесей — в покровном лаке;
— отсутствие органических хроматических материалов — цветных лаков и органических пигментов;
— наличие металлических покрытий — золота, серебра.
При этом в иконе была выявлена указанная особенность: многослойный грунт с характерными шаровидными пустотами во втором сверху слое. Этот признак может служить дополнительным фактором, свидетельствующим о монастырском происхождении памятника.
1. В иконах триптиха «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» (СПМЗ Инв. 552), «Троица Ветхозаветная « (СПМЗ Инв. 10559), «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» (СПМЗ Инв. 2837) во всех пробах живописи между верхними грунтовочными слоями и нижними расочными слоями обнаружены тонкие подготовительные слои с мелкодисперсными сильно измельченными минеральными наполнителями и протеином, который содержится в этом слое в большем количестве, чем в грунтах. Судя по всему, этот слой выполняет функции имприматуры:
— тонко выравнивает неровности верхней части грунта, что позволяет получить максимально «гладкую» живопись,
— дополнительно увеличивает сцепление грунта и красочного слоя,
— служит «гидроизолятором», то есть предохраняет впитывание жидких компонентов из невысохшего красочного слоя в пористый грунт.
Обнаружение слоев такого типа позволяет по-новому взглянуть на монастырское иконописание и более высоко оценить степень совершенства его технологической традиции.
3. Примечательные результаты дало детальное исследование иконы «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» (Инв. 2837). Икона происходит из основного монастырского собрания. Ее сюжет, иконографический извод, стилистическая близость целому ряду аналогичных памятников из собрания музея (ранее хранившихся в монастырской ризнице или казне) дают основания для предположения о монастырском происхождении произведения. По своему типу она относится к так называемым «раздаточным» иконам, которые на протяжении всего XVII столетия производились в Троицком монастыре в огромных количествах.
Технологические признаки рассматриваемой иконы в целом типичны для русской иконописной традиции, однако в ней можно отметить некоторые особенности, характерные для техники европейской масляной живописи:
— присутствие масла в качестве связующего в черных лессировочных слоях (поверх других красочных слоев),
— присутствие асфальта в качестве прозрачного черного пигмента в тех же слоях, в некоторых случаях черные слои с асфальтом можно отнести к авторским лессировочным слоям, применяемым для наложения теней,
— использование кобальтовой смальты и искусственного азурита в синих красочных слоях, иногда в смеси с асфальтом (одеяния апостола Петра, архитектурные детали),
— применение красных органических пигментов («баканов»), а также розовых лаков на основе протеина (коллагена) и природного красителя в красочных и лессировочных слоях (мафорий Богоматери).
Таким образом, в произведении используется так называемая «смешанная техника»: в большинстве сюжетных деталей красочные слои выполнены темперой, но в некоторых деталях в авторских красочных слоях найдено масло в качестве связующего и черный органический пигмент битум в качестве хроматического материала. Благодаря применению этих новых импортных материалов и технологических приемов художественный строй иконы приобретает новые качества. Ему свойственно совершенно иное сочетание декоративных характеристик, нежели в памятниках предыдущего периода: более гладкие глянцевые поверхности с прозрачными и полупрозрачными красочными слоями и высокой чистотой тона, иная система моделировки ликов и притенений в письме доличного.
Подобные особенности иконы свидетельствуют о том, что ее автор был достаточно хорошо знаком с технологическими традициями европейской живописи. Можно даже предположить, что он проходил обучение у европейских мастеров. Сопоставление полученных в процессе
исследования данных с материалами документальных источников приводит к любопытным результатам.
1. Известно, что со второй трети XVII в. иконописцы Троице-Сергиева монастыря, наряду с традиционной для русской иконописи технологией использования главным образом минеральных красителей, широко использовали такие материалы, как баканы, то есть органические хроматические пигменты. Об этом свидетельствует Опись 1641 г., упоминающая в монастырской казне «к иконному письму красок: бакану виницейского два фунта, бакану ж в картонках фунт» (Опись 1641. Л. 361), а также указывающая, что за период с 1635 по 1641 годы «баклану виницейского фунт изошел иконником и судописцом на монастырские дела» (Опись 1641. Л. 468-468об.).
Известно также, что в русской иконописи до начала XVII в. различные варианты баканов встречаются нечасто и, как правило, связаны с иностранными мастерами (Лелекова, Наумова 1997. С. 455-457). Применение баканов начинает возрастать в первые десятилетия XVII в., а к концу столетия баканы становятся одним из основных хроматических материалов иконописи (Голиков, Воскресенский, Жарикова, Воронцова 1997. С. 25-28; Голиков, Жарикова, Воскресенский, Холодилина, Воронцова 1998 а. С. 23-27; Голиков, Жарикова, Воскресенский, Холодилина, Воронцова 1998 б). Не случайно сам термин «бакан» впервые, по сведениям лингвистов, упоминается в Геннадьевской Библии 1499 г., затем эпизодически встречается в рукописях XVI столетия и только в XVII веке получает широкое распространение в памятниках русской средневековой письменности, в том числе содержащих рецепты приготовления красок (Замятина 1997. С. 197-202). Широкое использование баканов в рассматриваемый период — признак достаточно высокого технологического уровня иконописного производства в Троице-Сергневом монастыре. Кроме того,
использование различных вариантов баканов может служить дополнительным хронологическим признаком для атрибуции произведений.
2.Принято считать, что «иконописные службы даже самых крупных монастырей в общем и целом не предполагали системы обучения иконному делу мирян. В XVII-XVIII вв. эти службы были заняты собственными проблемами: починкой и поновлением храмовых иконостасов, написанием подносных икон и т.д.» (Тарасов 1995. С. 160). Однако документальный материал Троице-Сергиева монастыря свидетельствует об ином. Уже с середины XVII в. жители подмонастырских сел и слобод целенаправленно обучались живописному делу в Москве. В царских грамотах встречаются чрезвычайно редкие и ценные упоминания об обучении троицких учеников живописному ремеслу в столице. Эти сведения касаются позднесредневекового периода. Так, Указом царя Алексея Михайловича, посланным в Троице- Сергиев монастырь 17 июня 1659 г., велено прислать в Москву «сбежавших троицких учеников», которые были отправлены «для обучения живописному письму к живописцу Станиславу Лопуцкому» (Забелин 1850. С. 17-18). Живописная школа в Москве была организована в середине XVII в. Известно, что на протяжении всей второй половины XVII в. в ней преподавали иноземные мастера, главным образом немцы и поляки (Павленко 1994. С. 52). В частности, учителями этой школы были с 1643 г. немец Иван Детерс, с 1656 г. — «шляхтич г. Смоленска» Станислав Лопуцкий, а после него с 1667 г. — «иноземец цесарские земли» живописец Данило Вухтерс (Забелин 1850. С. 17-18, 43, 75-77, 81, 108). Именно к таким европейским мастерам были посланы обучаться живописному делу «троицкие ученики». Практика профессионального обучения живописному ремеслу у иностранных мастеров способствовала тому, что уже с середины XVII столетия троицкие иконописцы достаточно активно использовали в своих иконописных произведениях передовые европейские технологии. Это оказало существенное влияние на дальнейшее развитие иконописного дела в Троице-Сергиевом монастыре и привело к качественным изменениям в иконах троицкого письма на пороге Нового времени.
Источник: Л.М. ВОРОНЦОВА. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной России. – М.: Покрова, 2000. 283-308 с.
БИБЛИОГРАФИЯ
Антонова, Мнева 1963—Антонова В.И., МневаЕ.Н. Государственная Третьяковская галерея (Каталог древнерусской живописи). М., 1963.
Арсений 1873—Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре //Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее под редакцией Г. Филимонова. М., 1873.
Балдин, Манушина 1996 — Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М., 1996.
Белоброва 1968 — Белоброва О.А. Живопись XIV века. Живопись XVI-XVII веков//Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 73-77,94-107.
Вздорнов 1970— Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троица» из Троице-Сергиевой Лавры и «Троица» Андрея Рублева // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С. 115-154.
Вкладная книга 1987— Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987.
Воронцова, Зарицкая, Шитова 1992— Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV-XIX веков. Каталог. Авторы-составители Воронцова Л.М., Зарицкая О.И., Шитова Л.А. (Б.м.), 1992.
Воронцова 1996— Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника. Новые поступления и открытия реставрации. Альбом-каталог. Автор текста и составитель Л.М. Воронцова. Сергиев Посад, 1996.
Голиков, Воскресенский, Жарикова, Воронцова 1997— Голиков В.П., Воскресенский Д.Л., Жарикова З.Ф., Воронцова Л.М. Русская иконопись второй половины XVII века: технологические предпосылки // Филевские чтения. Тезисы конференции 22-25 декабря. 1997 г. Москва, 1997. С. 25-28.
Голиков, Жарикова, Воскресенский, Холодилина, Воронцова 1998а — Голиков В.П., Жарикова З.Ф., Воскресенский Д.Л., Холодилина К.В., Воронцова Л.M. Баканы и русская иконопись: применение сведений о баканах для экспертизы и атрибуции иконописи //III Научная конференция «Экспертиза произведений изобразительного искусства». Материалы. 1997. Москва, 1998. С. 23-27.
Голиков, Жарикова, Воскресенский, Холодилина, Воронцова 1998 б — Голиков В.П., Жарикова З.Ф., Воскресенский ДЛ.,Холодилина К.В., Воронцова Л.М. «Колористическая революция» в русской иконописи второй половины XVII века и ее технологические предпосылки // Реставрацiя музейних памяток в сучасних умовах. Проблеми та шляхи ix вирiшення. Мiжнародна науково-практична конференцiя, присвячена 60-рiччю Национального науково-дослiдного реставрацiйного центру Украiни. Тезита матерiалы доповiдей. 27-29 травня 1998 року. Киiв, 1998. С. 33-38.
Воскресенский, Воронцова, Голиков, Жарикова, Холодилина 1998 в — Воскресенский Д.Л., Воронцова Л.M., Голиков В.П., Жарикова З.Ф., Холодилина К.В. О некоторых особенностях троицких икон XVII в. // Международная конференция. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. 29 сентября - 1 октября 1998 г. Тезисы докладов. Сергиев Посад, 1998. С. 62-65.
Забелин 1850— Забелин И.Е. Материалы для истории русской иконописи // Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн.7. М., 1850.
Забелин 1894— Забелин И.Е. Перечень иконописных и живописных московских дворцовых и городовых мастеров XVII столетия // Русский художественный архив. 1894. Вып. 2.
Замятина 1997— Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. М., 1997.
Иванова, Куклес, Попов 1968— Иванова И., Куклес А., Попов Г. Музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. М., 1968.
Клитина 1990— Клитина Е.Н. Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. / Древнерусское и народное искусство. СЗМ. М., 1990. С. 7-16.
Книга о новоявленных чудесах... 1888— Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия, творение келаря Симона Азарьина. Сообщил С. Ф. Платонов/ОЛДП. СПб., 1888.
Косцова 1992— КосцоваА.С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб., 1992.
Косцова 1992— Косцова А.С. Иконы «Сергиево Видение» XVII века из собрания Государственного Эрмитажа — памятники иконописания Троице-Сергиева монастыря / У истоков русской культуры XII-XVII века. Государственный Эрмитаж. Сборник статей. СПб., 1995. С. 71-78.Лебедева 1968— Лебедева Ю.А. Андрей Рублев и живопись XV века / Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 77-94.
1000-летие.../Каталог/1988— 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988.
Лелекова, Наумова 1997— К изучению материалов и техники средневековой живописи /Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 454-465.
Манушина 1990— Из новых поступлений древнерусского искусства/Древнерусское и народное искусство. СЗМ. М., 1990. С. 75-82.
Николаева 1966— Николаева Т.В. Троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин / Культура Древней Руси. М., 1966. С. 177-182.
Николаева 1969— Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969.
Николаева 1977— Николаева Т.В. Древнерусская живопись в собрании Загорского музея. М., 1977.
Олсуфьев 1920— Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев Посад. 1920.
Павленко 1994— Павленко А. А. Иконописное и живописное дело в Москве на рубеже XVII-XVIII веков / Филевские чтения. Вып. VII. М., 1994. С. 52-61.
Пречистому образу... 1995— «Пречистому Образу Твоему поклоняемся...» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995.
Смирнова 1988— Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII веков. Л., 1988.
Сорокатый 1998— Сорокатьгй В.М. Иконы мастеров Клементьевской слободы в собрании музея им. Андрея Рублева. Международная конференция. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. 29 сентября — 1 октября, Сергиев Посад. Тезисы докладов. (Москва), 1998. С. 59-61.
Тарасов 1995— Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в Императорской России. М., 1995.
Троица 1989— Троица Андрея Рублева. Антология. Сост. Г.И. Вздорнов. М., 1989.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра