Житие Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря, сочинение авторское и датированное: над его составлением трудились между 1646-1654 гг. Симон Азарьин (казначей, а затем келарь Сергиевой обители) [1] и священник Иван Наседка (служивший в то время ключарем Успенского собора Московского Кремля) [2]. В создании этого жития большая роль принадлежит строителю Богоявленского Кожеозерского монастыря Боголепу Львову, [3] часто бывавшему в Москве: это он уговорил Симона Азарьина приступить к жизнеописанию Дионисия; это ему Симон Азарьин посылал на суд черновой вариант Жития, который остался неизвестным. Все названные лица, несомненно причастные к литературному и публицистическому труду, были еще непрофессиональными писателями: их сочинительство было прежде всего христианским подвигом; при этом писание они сочетали с хлопотными обязанностями монастырской или церковной службы. Возможно, это определило интерес автора к реалиям и к свидетельствам современников и очевидцев описываемых событий.
Преподобный Дионисий архимандрит Радонежский.
Икона из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Включение в текст Жития Дионисия обширной записки Ивана Наседки вызвано стремлением Симона Азарьина убедить читателей в достоверности приводимых известий, и это выходит за рамки принятой в агиографии традиции ссылаться на «самовидцев» — субъектов чудесных видений или исцелений. Скорее всего, здесь сказывается привычка опираться на документы. Примечательно, что наиболее авторитетные списки Жития Дионисия (ГИМ. Синод, собр. № 416 и РГБ. Троицкое собр. № 700) сопровождаются списками грамот, направлявшихся в монастырь от царя и от патриархов, московского и вселенских, а также направлявшихся из монастыря в различные города, где формировалось народное ополчение против польско-литовских интервентов, начала XVII в. Об этих патриотических грамотах говорится и в тексте Жития, в разделе, составленном Иваном Наседкой.
При комментировании текста Жития Дионисия, который подготовлен нами для публикации в серии томов «Библиотеки литературы Древний Руси»[4], обращает на себя внимание упоминание реальных исторических лиц, знакомых нам по Вкладным книгам Троице-Сергиева монастыря, по «Истории», или Сказанию Авраамия Палицына, по Книге о новоявленных чудесах Сергия Радонежского и по Другим источникам.
В Житии Дионисия отражен монастырский быт. Уже во 2-й главе Жития сообщается: «И при его архимандричестве много церковников бысть, якоже и священников до 30, дияконов же иногда 15, а головщиков и крылошан на обеих крылосах до 27 на крылосе, а иногда и больши бываху. И тако церковь цветяше при нем устроением и чины церковными»[5]. В той же главе упоминаются иноки — уставщик и головщики, клирошане, будильники, старцы; в последующих главах — монастырские слуги, келарь (иногда «иконом»), калугер, пономарь, конархист, книгохранитель, священноинок, строитель (монастыря), святители, дьяконы, пустынник, постриженик, игумен, казначей, соборные старцы, священноиерей, протопоп, братия, служебники, отец духовный, лавра, клирики, сельские попы, трегубое пение (троестрочное), келия, обитель, уставы, аналой, посох пастырский, еретики, латынники, кадила, иконы, трапеза, многолетие, всенощное пение, бдение, святая литургия, молебен, святые мощи... чудотворца Сергия, клобук и другие обозначения обитателей монастыря и сопутствующих им явлений и предметов. Предложенная выборка, своего рода терминологический словник, разумеется, не исчерпывает всего многообразия представленной в Житии Дионисия монастырской жизни, тем более что она дается не только в обычных, но и в экстремальных условиях осады иностранными интервентами.
Заметим, что в Житии названы монастырские слободы: Клементьева, Сдужняя, Пушкарская; упоминаются приписные монастыри (Алатырский, под Симбирском, Троицкий в Казани, а также расположенные поблизости: Нижний, или Подольский с Пятницкой церковью, Хотьковский. Неоднократно фигурирует Старицкий Богородичный монастырь, Кожеозерский Богоявленский монастырь, Троицкое подворье в Богоявленском монастыре Московского Кремля; называются монастыри Рождества Богородицы во Владимире, Толгский в Ярославле, Печерский в Пскове, Кирилло-Белозерский, Новоспасский, Андрониев и Вознесенский в Москве.
Эти обозначения рассыпаны по всему тексту и извлечены нами из всех 32-х глав. Встречаются между тем перечни, которые принадлежат составителям Жития. Во 2-й главе, например, Симон Азарьин с большим знанием так характеризует оснащение храмов после снятия осады: «...книги же и кадила и кресты, сосуды, патрахели, ризы, стихари и прочая утвари церковная строяше и в церкви отдаяше». Далее он сообщает: «Но и по смерти его (Дионисия. — О.Б.) крестов, кадил, сосудов церковных и к ризному делу камок, тафт, дорогое, выбоек, крашенин, полотен преизлишек осталося...» Приведенные перечисления составлены так, как составлялись монастырские описи, описи имущества — церковной утвари и некоторых запасов. Здесь проявляется опыт работы Симона Азарьина в должностях (казначея и келаря), причастных к учету и статистике.
В то же время Симон Азарьин показывает способность оценить значение архимандрита Дионисия как начитанного, книжно образованного человека. Он сообщает, что Дионисий «грамоте научен бысть» книгописцем Германом Стариченином (он известен как Герман Тулупов)[6] и Гурием Ржевитином; что он (Дионисий), будучи в Москве, «посетил торг, идеже книги продают»; что Дионисию доводилось в Москве служить литургию вместе с патриархом Гермогеном. Подробно биограф описывает образ жизни Дионисия в монастыре: «всегда в церкве первый обреташеся и з братиею зжидашеся, образ всем дая собою»; приводится круг соблюдаемых Дионисием чтений и молитвословий: от псалтырного пения к чтению из Апостола и Евангелия, по частям, из акафистов, из Октоиха, Миней на весь год, из Триоди и т.д. Представляется мотивированным поручение московского царя Михаила Федоровича Дионисию с помощниками выполнить правку Требников и других богослужебных книг.
В главе 23-й читается в конце перечень произведений, возникших в связи с обвинениями Дионисия с помощниками в еретичестве при проведении правки Требника. Среди этих сочинений царская грамота с поручением провести правку [7]; оправдательная речь архимандрита Дионисия [8], речь Арсения Глухого [9], речь Ивана Наседки [10], обличение Антония Подольского [11], и два послания («епистолии») 1625 г. от патриарха александрийского Герасима [12] и от патриарха иерусалимского Феофана [13]. Подборка перечисленных произведений, как упоминалось выше, присоединялась к Житию Дионисия в списках полной его редакции.
В главе 30-й сообщается, что архимандрит Дионисий, «якоже молитвы, такоже и чтению прилежа... и не отлагаше от себя никогда же Бесед евангельских и апостольских». Это были «Беседы» в переводе Максима Грека и Силуана, его ученика, причем «До сего же Дионисия в дому Сергия чудотворца мало любили Максима Грека» [14]. Но Дионисий не только читал эти книги, он организовал их переписку и рассылку по монастырям и храмам вплоть до книгохранительницы Успенского собора Московского Кремля [15]. Здесь же рассказано о сопротивлении со стороны «ленивых скаредников» — уставщика Филарета и головщика Лонгина, выступавших против вводимых Дионисием нововведений.
Когда Дионисий был обвинен в ереси (за исключение слов «и огнем» в конце молитвы на Богоявление), ему пришлось защищать свою правоту «в железах стоя» на длительных допросах; здесь он уверенно ссылался на «Богословие» Василия Великого и указывал на опечатки, допущенные в Служебниках, выпущенных в Москве в 1602 г. печатником Андроником Невежей [16]. В дальнейшем, в главе 29-й Дионисий проявляет незаурядную эрудицию, когда советует консервативному уставщику Филарету обратиться к творениям Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина, чтобы найти в них ответы на сложные богословские вопросы, в частности, о Троице. Этот совет был облегчен наличием книг названных авторов в монастырском книгохранилище.
В разделе, написанном Иваном Наседкой, охарактеризована ведущая роль архимандрита Дионисия в организации помощи беженцам и раненым, пострадавшим во время осады монастыря-крепости: «отведены и даны были болницы на раненых людей...поставлены были дворы и избы разные на странноприятельство». «И тех всех людей к душевному спасению и телесному здравию вина есть и промысленик Дионисий архимарит, а не келарь Аврамей Палицын». Это противопоставление, возможно, объясняется тем, что Авраамий Палицын находился долгое время в Москве, а Дионисий неотступно пребывал в осажденном монастыре. Наиболее известное место Жития из данного раздела — о написании патриотических грамот: «Писцы борзыя имеяша в келии, и от Божественных Писаний собираху учительныя словеса и писаша послания многая в смутныя городы...» Недаром лучшие списки полной редакции Жития сопровождались грамотой от 6 октября 1611 г., текст которой, под разными заглавиями, публиковался неоднократно начиная с издания Канона и Жития Дионисия (1808) [17].
В этом же разделе необходимо отметить тревогу Ивана Наседки за судьбу грамот, широко рассылавшихся по «смутным городам» и уже требовавших специальных розысков. Иван Наседка пишет Симону Азарьину: «И о таковых грамотах тебе, господину, допросити Алексея Тихонова [18]... он болши всех писывал такие грамоты — и на Рязань и на Север, и в Ярославль, и в Нижней Новъгород князю Димитрею Михайловичу Пожарскому, и к Кузме Минину, и в понизовские городы, и ко князю Дмитрею Тимофеевичу Трубецкому, и к Заруцкому под Москву, и в Казань, к строителю Амфилофию...» Далее следует совет искать те грамоты «в монастыре у вас» или в казне или «в Розряде в соборной келье...а в годех иска- ти во 7119-м и во 7120-м и во 7125-м» (то есть в 1611, 1612 и 1617 гг.). Далее Иван Наседка поясняет, для чего необходимы розыски грамот — через сорок лет после их составления, и рассылки. Заметим, что опасения Ивана Наседки оказались оправданными: уже в XIX в. ученые могли разыскать весьма редкие единичные списки грамот, притом переписанные с оригиналов в более поздние годы.
Житие Дионисия позволяет обогатить представления о Троице-Сергиевом монастыре как о книгописном центре, в котором переписывались сочинения Максима Грека, правились богослужебные книги, создавались певческие сборники, подобные Стихирарю на крюках: в нем назван инок Дорофей, которому посвящена глава 8-я Жития. Здесь о нем говорится: «по вся дни Псалтырь всю глаголаше... межи тем книги писаше; и многи книги оставив по себе своея руки» [19]. Писавший патриотические грамоты Алексей Тихонов, упомянутый Иваном Наседкой, был современником составителей Жития Дионисия — он дожил до 1654 г. в отличие от Дорофея, скончавшегося в результате жестокого поста еще в 1614 г. Примечательно присущее Алексею Тихонову библиофильство: в числе его вкладов в монастырь Сочинения Дионисия Ареопагита и две лицевые рукописи: Апокалипсис и Книга Козьмы Индикоплова. Судя по упоминанию имени распевщика и головщика Логина (Лонгина) в рукописях Троицкого собрания, его сочинения и интерпретации переписывались на месте и распространялись за пределами Сергиевой обители [20].
В Житии Дионисия содержатся редкие по ценности сведения о троицких писцах, вернее, книгописцах и книжниках: оказывается, грамоты, рассылавшиеся по городам, переписывал подьячий, а не монах Алексей Тихонов (иноческое имя Авраамий он принял, видимо, перед смертью: это следует из записи во Вкладной книге, где он назван монастырским слугой) [21]. Что касается, головщика и распевщика Логина, который «в хитрости пения и чтения первый бяше», он был наделен неуживчивым характером, тщеславием, заносчивостью и способен был на оскорбительные поступки: в приступе ярости вырвал книгу из рук Дионисия, уронил аналой, поломал его посох — и все это во время литургии! Он вместе с уставщиком Филаретом грубо обличал Дионисия, упрекая его в еретичестве и т.д.
Симон Азарьин приводит диалог между Логином и Дионисием в главе 29-й. Заслуживает пояснения совет, данный здесь Дионисием дерзкому Логину: «...и то, отче Логин, не тщеславие ли, не гордость ли, что твои ученики, да где ни сойдутся, тут и бранятца? И ты прочти себе в Никонской книге, когда был Асина пустынник, и трегубое пение, еже и доныне есть троестрочное, от аггел Божиих навык, и потом возгордеся, и отступила от него благодать Божия, и дияволским прелщением взят бысть от бесов, яко Илья, на небо, и долу извержен бысть яко Симон волхв». Это место Жития Дионисия было давно замечено, его процитировал А.И. Рогов в известной хрестоматии «Музыкальная эстетика Древней Руси» (М.,1973. С.66-68). Как оказалось, Дионисий советует гордецу Логину принять во внимание горький пример жестокого наказания за гордыню составителя песнопений пустынника Асину, рассказ о котором он приводит из сборника «Пандекты» Никона Черногорца (часть 2, Слово 43). Следует учесть, что в библиотеке Троицкого монастыря издавна находилась эта книга, в списке XIV и XVI вв. [22]
Требует пояснения еще один из «безумных противников» архимандрита Дионисия — это уставщик Филарет, весьма пожилого возраста. За последние годы эта фигура привлекала к себе внимание историков. Б.М. Клоссу удалось установить, что еще при царе Иване Грозном дьякон Фома, впоследствии уставщик Филарет, служил в церкви Покрова в Александровской слободе, а в Троице-Сергиеве монастыре иночествовал более 50 лет [23]. С.К. Росовецкий усмотрел в позициях Филарета черты вольнодумства и стремился пояснить мотивы его противостояния архимандриту Дионисию. При этом он нашел в «Повести о царе Иване и старце» полемический подтекст, позволивший исследователю увидеть в реальном Филарете прототип безымянного головщика «Повести» [24].
Реальными лицами, названными не только в Житии Дионисия, но и во Вкладной книге Троицкого монастыря, оказались «слуга именем Никита Кучин» (его вклады записаны под 1630, 1643 и 1660 гг.) [25], «слуга именем Иван Баборыкин» (денежный вклад под 1622 г.) [26], инок Антоний Корсаков (вклад 1630 г.) [27], Антоний Крылов, «что был на Москве в книжных справщиках», записан посмертно под 1630 г.[28], в 1630 г. записан также вклад черного дьякона Закхея [29].
Некоторые имена встречаются не только в Житии Дионисия, но и Книге о чудесах Сергия Радонежского, над которой Симон Азарьин работал ранее и продолжал ее пополнять до конца жизни. Среди этих имен отметим инока Антония Яринского и Дионисия Бирягина [30].
Кроме того, общие персонажи оказались и в Житии Дионисия, и в Истории, или Сказании Авраамия Палицына. Это Томила Яганов и Роман Базлов [31]. Кроме того, у Авраамия Палицына назван еще Афанасей Ощерин, конюший, прогнавший трех слепых меринов из монастыря в надолбы «скудости ради корма» [32]. В Житии Дионисия «Офонасей Ощерин» является в предпоследней, 31-й главе, в числе других монахов, которым, с оружием в руках, довелось во время осады монастыря «ратоватися крепце». Этих монахов пожелал видеть приехавший в Троице-Сергиев монастырь иерусалимский патриарх Феофан, незадолго перед тем заступившийся за осужденного архимандрита Дионисия. Афанасий, «зело стар сый и весь уже пожолтел, в сединах», отвечал смело на вопросы вселенского патриарха и даже показал шрамы на голове и упомянул о шести свинцовых пулях, полученных от врагов. Патриарх благословил Афанасия и остальных ветеранов.
Как оказалось, Афанасий Ощерин был не чужд книжных интересов: в 1613/14 г. он делает в свой монастырь вклад: Устав, московской печати (видимо, это издание 1610 г. [33]). И в том же 1613 г. он делает еще один книжный вклад в Старицкий Богородицкий монастырь. Это Евангелие среднешрифтное, издание Анонимной типографии, около 1555-1559 гг. На полях Евангелия владельческая запись 1577 г. и более поздняя, начала XVII в.: «Лета 7121/1613 г. генваря 28 дал вкладу в дом Пречистые Богородицы в Старицкой монастырь евангелие тетро печатное старицкой строитель Афонасей Ащерин по своей душе и по своих родителех, а поминати и в сенаник и в литию, но писати убиеннаго Ондрея, убиеннаго Алексея, убиеннаго Иякима, иноку Поросковью, инока Феодорита, инока Афонасея, рабу Божию Феодосью. И вы, служа божественныя литоргеи, Бога ради, не забудите мене, грешнаго, воспоминайте во святых своих молитвах, да и сами помиловани будете вовеки. Аминь» [34]. Скорее всего, названные «убиенные» были жертвами польско-литовской интервенции и Смутного времени.
При всей достоверности приведенных известий, в Житии Дионисия встречаются некоторые несообразности. Например, перевод Бесед евангельских Максима Грека, 1524 г., отнесен к более позднему времени [35]. Здесь допущен анахронизм. Воевода Петр Петрович Головин поименован «дворянином государевым» — в документах его приход в Троице-Сергиев монастырь как будто не отражен. В монастырских описях также не записан клобук патриарха Феофана.
Особую роль в сочинении Симона Азарьина играют некоторые эвфемизмы. Например, автор с возмущением сообщает о злоупотреблениях некоторых «совладеющих», допускавших ложные земельные купли-продажи. Но ни одно имя здесь не названо, хотя Дионисий в документах — грамотах и купчих — отмечает серьезные нарушения: в них то и дело «дворы пусты показоваху», хотя это были населенные деревни и т.д. В главе 7-й появляется безымянный персонаж, которого автор называет греческим термином «иконом» (аналогичным по значению «келарю»). Сообщается, что у иконома имелся некий «сродник», влиятельный и могущественный. По остроумному предположению Д.И. Скворцова, автора монографии о Дионисии, здесь подразумевался келарь Александр Булатников и его родственник Лаврентий Григорьевич Булатников [36]. Очевидно, Симон Азарьин избегал имен, опасаясь преследования со стороны богатых нарушителей или их покровителей.
Вместе с тем Симон Азарьин строго придерживался официальной политической легенды о посылке в Москву патриарха иерусалимского Феофана, якобы избранного вселенскими патриархами для поставления патриархом московским в 1619 г. Филарета. На самом деле приехавший в Москву патриарх Феофан добивался получения помощи («милостыни») восточным монастырям, и он ее получил, а заодно, по просьбе московских властей, вмешался в судьбу осужденного на церковном соборе архимандрита Дионисия и восстановил на патриаршем престоле отца царя Михаила Федоровича Филарета Никитича, только что вернувшегося из польского плена. Заметим, что эта версия об особой роли патриарха Феофана не нашла подтверждения даже в таком официальном сочинении Николая Спафария, каким был его «Титулярник», 1672 г.
Составленное в середине XVII в. Житие Дионисия обычно воспринимается как один из поздних памятников литературы Смутного времени. В самом деле, описание тягот осады Троице-Сергиева монастыря перекликается с Сказанием Авраамия Палицына, с рядом известных памятников, но все же это прежде всего агиографическое сочинение, в котором достоверное и реальное непременно должно сочетаться с чудесным, идеальным. В Житии Дионисия идеальной доминантой представляется почитание Сергия Радонежского, который охраняет свою обитель и ее наставников. Но, пожалуй, возможно найти еще одну реалию, которая настойчиво повторяется на протяжении всего Жития. Это образ Богоявления. Так, став священником, Дионисий служил в церкви Богоявления в селе Ильинском, под Старицей. При исправлении богослужебных книг Дионисий вносит правку в концовку молитвы на освящение Богоявленской воды. Наконец, он бывает на Троицком подворье Богоявленского монастыря в Кремле. И даже его отпевание состоялось в церкви Богоявления за Ветошным рядом в Москве, хотя погребение совершилось в Троице-Сергиевой обители. В Кожеозерском Богоявленском монастыре Житие Дионисия правил Боголеп Львов по просьбе Симона Азарьина.
[1] Белоброва О.А. Клитина Е.Н. Симон Азарьин. Писатели и книжники XI-XVII вв. (Исследовательские материалы для «Словаря книжников и книжности Древней Руси»)//ТОДРЛ. Л., 1985.Т. 40. С. 161-162; то же// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. XVII в. Ч.З. «П-С». СПб., 1998. С. 382-382. Следует назвать еще две ценные работы о писателе: Смирнова Е.И. Сборники с автографами Симона Азарьина// Русская книга в дореволюционной Сибири: Рукописная и печатная книга на востоке страны, Новосибирск, 1992. С. 134-155; Клосс Б.М. Симон Азарьин: Сочинения и автографы // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. М„ 1995. С. 49-55.
[2] Зиборов В. К. Иоанн Васильевич Шевелев Наседка // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. 4.2. «И-О». СПб. 1993. С. 63- 65. XVII в.
[3] Понырко Н.В. Боголеп // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. 4.1. «А-3». СПб., 1992. С. 140-141.
[4] Библиотека литературы Древней Руси. Т. 00. (в печати).
[5] Здесь и далее цитируется текст Жития Дионисия по списку ГИМ. Синод, собр., № 416. При передаче текста соблюдаются правила, принятые в ТОДРЛ.
[6] Понырко Н.В. Герман (в миру Георгий Тулупов) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. XVII в. Ч.1. «А-3». СПб., 1992. С. 196-198.
[7] Эта грамота от 8 ноября 1616 г. опубликована: ААЭ. СПб., 1836. Т.З. С. 483.
[8] Свою речь Дионисий адресовал «всем православным христианом». Текст речи опубликован в кн.: Скворцов Д. И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицко-Сергиева монастыря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 415-421.
[9] Это послание старца Арсения боярину Б.М. Салтыкову. Опубликовано там же. С.421-441. См.: Панченко A.M. Арсений Глухой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. XVII в. 4.1. «А-3». СПб., 1992. С. 103-105.
[10] Речь Ивана Наседки адресована патриарху Филарету; здесь же еще два сочинения Наседки, втом числе против неразысканного труда Антония Подольского. См.: Зиборов В.К. Иоанн Васильевич Шевелев Наседка // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З.XVII в. 4.2. «И-О». СПб., 1993. С. 63-65;
[11] Панченко A.M. Антоний Подольский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.З. XVII в. Ч.1.«А-3». СПб., 1992. С. 91-94.
[12] Два послания вселенских патриархов относятся к 1625 г. В обоих посланиях (грамотах) подтверждается правота «книжной справы», проведенной над Требником с участием архимандрита Дионисия. Русский перевод греческой грамоты патриарха александрийского Герасима опубликован в качестве приложений, в кн.: Канон преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергеевы лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением жития его. М., 1808. С. 88-97. То же в переизданиях 1817,1824,1834 и 1855 г.
[13] См.: Фонкич Б.Л. Иерусалимский патриарх Феофан в России // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 212-218.
[14] См.: Буланин Д.М. Максим Грек// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2.Ч.2. Л., 1989. С. 89-93.
[15] Таковы, например, две книги Бесед Иоанна Златоуста в переводе Максима Грека, переписанные Ионой Колобом в Троице-Сергиевом монастыре.
[16] См.: Зернова А.С. Книга кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв. М., 1958 г. В экземплярах Служебника и Требника отмечены вычеркнутые слова «и огнем» — это результат правки, введенной архимандритом Дионисием.
[17] Канон преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиеву лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением жития его. М.,1808. С.98-104. То же в переизданиях М., 1817, 1824, 1834 и 1855 г.; СГГД. 4.2. М„ 1819. С. 577-579.
[18] Алексей Тихонов, названный в Житии подьячим, во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря именуется троицким слугой. Его вклады от 1627 по 1638 гг. — кони и ценные рукописные книги (Вкладная книга. М., 1987. С. 246).
[19] Дорофей был книгохранителем, запись о нем читается на крюковом Стихираре XVI в. См.: Арсений, иером. Описание славяно-русской библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Предисловие. С. 6-7; Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собрания Троице- Сергиевой лавры и Московской духовной академии // Записки ОР ГБЛ. М., 1960. Вып.22. С. 129. Дата смерти Дорофея названа в «Списке погребенных...» М.,1880. С. 79. № 832.
[20] Морохова Л.Ф. Лонгин // Писатели и книжники XI-XVII вв.: ТОДРЛ. Л., 1985. Т.40. С. 125-126.
[21] См. примечание 18. На гробе Алексея Тихонова была принесена в 1654 г. Богородичная икона XVI в., в окладе. См.: Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 107. № 157.
[22] Ср. ОР РГБ. Ф.304. № 210: Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878.Ч.1. С. 342-345. Нами привлекался пергаменный список XV в. из собрания Пушкинского Дома: ИРЛИ. Древлехранилище. Оп.23.№ 191.
[23] Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 252.
[24] Росовецкий С.К. Повесть о царе Иване и старце как памятник демократической «смеховой» культуры XVII в. //ТОДРЛ. Л., 1988. T.41. С. 241-267.
[25] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Издание подг. Е.Н. Клитина, Т.Н. Манушина, Т.В. Николаева. М., 1987. С. 247 и 254.
[26] Там же. С. 245.
[27] Там же. С. 203.
[28] Там же. С. 203.
[29] Там же. С. 195.
[30] Там же. С. 208-209. Книга о чудесах преподобного Сергия. Творение Симона Азарьина / Сообщил С.Ф. Платонов. СПб., 1888 / ПДП. Вып. 70. С. 128 и 68.
[31] Сказание Авраамия Палицына. Подг. текста и коммент. О.А. Державиной и Е.В. Колосовой. М.; Л., 1955. С. 214. Оба персонажа названы здесь стрелецкими сотниками.
[32] Там же. С. 186.
[33] Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв. М., 1958. С.25, № 28.
[34] Мудрова Н.А. Старопечатные книги XVI в. в собрании Уральского университета //Из истории духовной культуры до революционного Урала XVIII - начала XX века. Свердловск, 1979. С. 10-11.
[35] Вместо великого князя Василия Ивановича и митрополита Даниила в Житии названы здесь царь Иван Васильевич и митрополит Макарий.
[36] Скворцов Д.И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого- Сергиева монастыря (ныне лавИсточник: О.А. БЕЛОБРОВА. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной России. – М.: Покрова, 2000. 132-146с.)
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра