В каноне троицкому архимандриту пр. Дионисию (1610-1633) повествуется о наличии в Троице-Сергиевом монастыре крупного художественного центра. «Многая имый мастеры прехитры закормлены у себя, иконописцы, и книгописцы, и среброточцы и швецы...» [1] Средневековый период развития троицкого ремесла многократно привлекал исследователей русского прикладного искусства. Задача же данной работы — первичное выявление наличия и художественного потенциала местного центра сереброделия в поздний период истории, именуемый Новым временем. Среди клана ремесленников мастера-серебряники являлись привилегированной частью, поддерживающей престиж знатнейшего монастыря России своими драгоценными изделиями.
В Описи 1701 г. приводится перечень ремесленников, использовавшихся для повседневных нужд монастыря, впоследствии называемых штатными служителями. Серебряником назван лишь один человек — Лаптев Гришка Григорьев, а также упомянут сусальник Сенка Власов [2]. Однако из других источников известно, что среди крепостных крестьян, живших на монастырских землях, было немало серебряников, работавших «для прокормления» на других заказчиков и на рынок. Сохранился перечень мастеров, взявших пробы и позволительные письма в Оружейной палате между 1703-1706 гг. В нем числятся сын служки Троице-Сергиева монастыря
Золотухин Василий Тихонов и крестьянский сын под- монастырской вотчинной слободы Копытов Константин Филиппов[3]. А в перечне торговцев серебряного ряда в этот же период указаны: Коньков Константин Филиппов — крестьянский сын подмонастырской троицкой слободы и Щербаков Прокофий — крестьянский сын д. Слободки Троице-Сергиева монастыря [4].
Хуже всего поддаются учету монастырские насельники, владевшие ремеслом. Уже во второй половине XVII в. в Золотой палате при Патриаршем дворе значатся монахи Троице-Сергиева монастыря [5]. В 1693 г. обратился к царям с челобитной жалованный мастер Серебряной палаты Андрей Юрьев: «Работал отец мой Юрья ... а ныне по указу Святейшего Патриарха он, отец мой под началом в Троицком Сергиеве монастыре ... велите мне государи, быть в Серебряной палате на место отца моего Юрья Васильева» [6]. Из написанного явствует, что высококвалифицированный чеканщик (других в Серебряной палате быть не могло), скорее всего, по возрасту и вдовству уступил место сыну и удалился в монастырь. Свое ремесло он мог применять в стенах прославленной обители.
В Троицкий Синодик 1679 г. записан род троицкого серебряника бобыля Киприана Васильева Кубаря [7], жившего в первой половине XVIII в. Это был, видимо, зажиточный и уважаемый мастер, так как за вписание в Главный Синодик требовался немалый вклад.
В 1740-50-е годы в документах лаврского архива встречаются имена серебряников однофамильцев Алексея Авдеева и крестьянина Герасима Авдеева. Алексей Авдеев с товарищами в 1744 г. переделывал заново ветхую серебряную посуду из монастырской казны [8]. В Описи Казны за 1753 г. указано: «Имеется вновь зделаной серебряной посуды и покупной...дюжина чарок глатких купчиками на поддонах у них по одной ручке» [9]. Среди имущества монастыря сохранилась чарка сер. XVIII в., похожая на описанные выше.
Она не клеймена, что также позволяет предположить ее местное происхождение [10].
Имя Герасима Авдеева упоминается в 1751 г. в связи с изготовлением для Священно-Архимандрита Лавры Арсения Могилянского трикирия и дикирия. По приказаниям Его Преосвященства этим же мастером «зделан на образ Ведения Пресвятыя Богородицы преподобному Сергию Чудотворцу оклад» и оправлена в серебро записная книжка, для чего употреблено серебро из монастырской казны [11]. Важный иерарх, не раз получавший дары от своей духовной дочери — императрицы Елизаветы Петровны, умел ценить качество и красоту вещей. Поэтому уровень мастерства Герасима Авдеева, жившего в столичной резиденции настоятеля Троице-Сергиевой лавры, должен был соответствовать наивысшим требованиям.
Собственных квалифицированных мастеров к услугам троицких властей было достаточно. В списках мастеров, записавшихся в Москве в 1753 г. в цех золотого и ювелирного дела, значится крестьянин Троице-Сергиевой лавры Алексей Алексеев, жительствующий своим двором на Старой Басманной улице [12]. «Самым добрым мастерством» выполняет в 1750-е годы чеканные оклады для монастыря бобыль села Клементева серебряник Афанасий Дмитриев сын Шелепов [13]. Подобные характеристики встречаются по отношению лишь к наиболее качественной работе, например, раке пр. Сергия, исполненной по приказанию императрицы Анны Иоанновны по рисунку Каравакка высококлассным мастером иноземцем Давидом Прифом [14]. Так что оценочные категории зиждились в Лавре на точном понимании качества изделий.
Уровень же мастерства Афанасия Шелепова подтверждался и тем, что в 1753 г. ему доверили изготовление золотых окладов для подношения императрице Елизавете Петровне, прибывшей на богомолье в Троице-Сергиеву лавру [15]. Изделия троицкого серебряника расценивались равнозначно с работами петербургского мастера золотых дел иноземца Федора Яковлева сына Кепина, одновременно исполнявшего оклады к Высочайшему прибытию [16].
С 1749 г. по 1756 г. в Описной и Вкладных книгах множество раз упоминается имя Ивана Гаврилова, непосредственно трудившегося в Троице-Сергиевой лавре [17]. Ему, в частности, вменялось в обязанность оценка поступающих в монастырь вкладных вещей, требовавшая серьезных профессиональных знаний.
В 1753 г. «По Ея Императорского Величества ... о перестройке обветшалых в ризнице оной Лавры и прочих местах вещей указу» к составлению новой Описи были приглашены «для показания драгим вещам и каменью...- знающие люди» [18]. «Перестройка» и создание новых вещей шли весьма активно, на что указывает сравнительный анал из Описей 1737 г. и 1756 г. Появилось множество новых драгоценных изделий, ряд которых создан в самой Лавре.
В документах монастырского архива встречаются записи типа: «Строено из монастырские казны» [19], требующие каждый раз уточнения и проверок. Одной из самых ранних работ троицких мастеров Нового времени можно считать оклад напрестольного Евангелия (Ил. 34) из алтаря Троицкого собора с гравированной надписью: «В лете осьмые тысящи 197, месяца семптембрия, построено святое Евангелие в дому пресвятые живоначальные Троицы в сергиеве монастыре монастырскою ризною казною» [20]. Именно формулировка «в дому» позволяет уточнить местное происхождение памятника. Однако большего доверия заслуживают свидетельства типа «мастерство и позолота монастырские» [21].
Сохранившиеся до наших дней изделия из золота и серебра лаврского производства клейм не имеют. По указу правительства 1722 г., хранившемуся в Троице- Сергиевой лавре, в цеха не записывались лишь те серебряники, которые «мастерство имеют только для своих домашних нужд» [22] (в данном случае для монастырских). Их вещи не подлежали клеймению.
Одним из самых значительных произведений, созданных трудами троицких мастеров, является оклад Евангелия (Ил. 35), первое упоминание о котором повествует: «Оное евангелие устроено все из ризной казны в 1754 г.» [23] На обеих досках оклада среди чеканного изобилия размещены 28 эмалевых пластин, исполненных «самою знатною живописною работою» [24]. Если вопрос о троицкой эмальерной школе уже разработан [25], то каких-либо данных о чеканном искусстве не существует. Местное производство предполагается лишь по косвенным данным. Во-первых, достоверно выявлено наличие собственных высококвалифицированных мастеров. Во-вторых, серебро не имеет клейм, что для произведения подобного уровня и размера являлось недопустимым. Созданная в этом же 1754 г. риза к иконе «Троица» письма Рублева [26] проклеймена на всех составных деталях в мастерской В. Кункина. По качеству работы обе вещи абсолютно равнозначны. Только «домашним ремеслом», не подлежащим клеймению, можно объяснить отсутствие на Евангелии знаков государственного контроля.
Среди драгоценной утвари Троице-Сергиевой лавры имелись и другие оклады Евангелий с сюжетом Древа Иесеева, несущие местную традицию декорировки [27]. В Киево-Печерском музее-заповеднике хранится вкладное Евангелие (Ил. 36) с окладом 1751 г. троицкой работы [28]. Композиции и приемы чеканки, эмалевые пластины необычайно близки Евангелию из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. На оборотной стороне представлено почти идентичное нашему изображение Древа Иесеева.
Местному троицкому производству уже атрибутирована эмалевая живопись трех панагий (Ил. 38) и архимандричего креста сер. XVIII в. [29] с довольно простыми и единообразными обрамлениями из драгоценных камней, которые можно предположить местной работой. Таким образом констатируем: в первой половине XVIII в., времени расцвета экономического могущества Троице-Сергиевой лавры, его собственные серебряники, златокузнецы, ювелиры, миниатюристы на высочайшем уровне исполняли любые заказы властей. Названные произведения соответствовали высшим стандартам московского художества. Но поскольку серебряники, происходившие из лаврских крепостных, производили лишь разовые заказы владельца, а часто и проживали в древней столице, то невозможно говорить о самостоятельном художественном языке троицких мастеров и наличии местной школы.
В 1763 г. накануне церковной секуляризации были проведены статистические описи монастырских крестьян и служек [30]. Из них явствует, что в слободах под монастырем проживало 2 серебряника в Ильинском приходе [31] и 2 серебряника в Рождественском приходе [32], которые «исправляют в том монастыре всякую подлежащую... работу и содержатся временно на своем содержании, а иногда и на... монастырском» [33]. В Воскресенском приходе имел место жительства «жалованный» мастер — серебряник [34], т.е. постоянно исполняющий лаврскую работу.
После секуляризации 1764 г. монастырские крестьяне перешли в ведение Коллегии Экономии. При Лавре было оставлено 100 человек служителей, из которых лишь один был художником [35]. Серебряники в штат не вошли. С этого времени на целых двадцать лет Троице-Сергиева лавра практиковала договорную систему с оставшимися в посаде мастерами и с москвичами. Но для мелких починок, определения поступавших драгоценных вкладов, видимо, использовали знания монашествующих или послушников. О подобной практике повествуют документы более позднего времени [36].
Оклад Евангелия. 1754 г. | Оклад Евангелия. 1751 г. |
Перечисленных мастеров нанимали на самую различную работу: починку и доделку ветхостей, чистку серебра в соборах и ризнице, позолоту и откраску вещей. Материал лавра чаще всего предоставляла «казенный», но в отдельных случаях оговаривалась работа ремесленников «своим серебром» [46].
Наиболее часты договоры на изготовление иконных окладов. Например, в 1778 г. Учрежденный собор Лавры по случаю приезда архиепископа Платона Левшина решает «поднести во благословение от обители образ живописнаго художества окладной». Но окладных икон с местным сюжетом «Явление Богоматери преподобному Сергию» в ризнице не оказалось, поэтому серебрянику Якиму Суслову и Никифору Федорову было поручено за 4 дня его вычеканить [47]. Эти же мастера участвовали в торге с москвичами на заказ по созданию новых окладов в отремонтированный в 1778 г. Троицкий собор. На торгах оговаривались условия работы и оплаты, сроки изготовления, представлялись «пробы», т.е. образцы ремесла. Троицкие власти, понимая, что посадские жители просят меньше денег, но «признаются не столько способны», основной заказ передали москвичам [48]. Однако местным мастерам удалось заключить контракт на ремонт и доделку оклада царских дверей [49]. Они обязывались чеканить оклад «таким же манером», а на венцах использовать скань, финифть, чернь как на старых образцах [50], одновременно рекламируя свой технический диапазон.
После Троицкого собора ремонту подлежали другие храмы Лавры, и возникла необходимость в штатных серебряниках. В 1778 г. появился указ настоятеля Платона Левшина об обучении ремеслам детей штатных служителей, в том числе сереброделию [51]. Сразу же в Учрежденный собор поступили прошения о принятии «для обучения в пользу Лавры в серебряном мастерстве» Петра Яговитина и Гаврилы Малышева сроком на 5 лет [52]. В 1779 г. в учение также отдан Алексей Гервасов [53]. В ведомости 1782 г. кроме названных учеников перечислены еще будущие лаврские серебряники: Андрей Федоров, Алексей Тимофеев [54], Андрей Васильев [55]. В 1784 г. в штат Лавры были зачислены Петр Яговитин и Алексей Малышев, закончившие пятилетний курс обучения. Резолюция Собора гласила: «состояния хорошего», «серебряное мастерство знающие» [56].
Среди многочисленных дел Учрежденного собора за последние десятилетия XVIII в. перечислены всевозможные виды ремонта культовой и светской утвари, проведенного молодыми служителями. Среди заказов наиболее многочисленны оклады для подносных икон. Из хранящихся в музее окладов авторству Г. Малышева и П. Яговитина с уверенностью можно приписать не сколько иконостасных уборов. Оклад на икону Засимы и Савватия Соловецких (Ил. 37) для церкви Больничных палат [57] был изготовлен на деньги больничного строителя соборного иеромонаха Исайи [58]. Его нельзя рассматривать как полностью самостоятельное творение данных мастеров. Он был во многом скопирован (очевидно, по указу Учрежденного собора) с иконных окладов Никоновской церкви, созданных в 1782-83 гг. московским серебряником монограммистом В.Е. [59] В Лавре московские вещи высоко котировались и не раз служили примером для подражания.
Оклад иконы «Св. преп. Зосима и Савватий Соловецкие» 1784 г.
Мастера: Г. Малышев и П. Яговитин
|
Панагия «Св. преп. Сергий Радонежский.
Св. преп. Никон Радонежский». 1750-е годы.
|
Из других произведений, созданных двумя штатными серебряниками, выявлен сохранившийся оклад напрестольного Евангелия из Троицкого собора [63], чеканенный в 1787 г. [64] «На верхней цке вкруг евангелистов вычеканены розаны с травами, на нижней корень Иесеев, а на корню в переплете страсти господни» [65]. Оговоренное с Учрежденным собором задание лишний раз подчеркивает приверженность местной традиции в иконографическом и исполнительском плане на протяжении всего XVIII в.
В 1794 г. в троицком штате числятся четыре серебряника: Г. Малышев, П. Яговитин, А. Гервасов, А. Васильев [66]. В 1798 г. к ним присоединился Артемий Чумаков [67], служительский сын, закончивший обучение в 1789 г. золотых дел мастерству [68]. Резолюция митрополита Платона гласит: «Зачислить в штат, но не выдавать жалованье ... доколе действительно будет в штате работу производить» [69]. В расходно-приходной книге 1795 г. есть короткая запись об оплате «за зделание панагии золотой» [70]. Панагия, вложенная в лавру в этом же году митрополитом Платоном [71], клейм не имеет, хотя созданное одновременно по его же заказу золотое кадило тщательно клеймено [72]. Вполне возможно, что автором панагии мог быть Артемий Чумаков. Среди работ троицких мастеров сохранились серебряные пряжки для поясов [73], выполненные «из монастырской казны 1794 г.» [74]
«При церковной работе у ризничего» постоянно числились 1-2 человека, остальные же отпускались по паспортам на год, неоднократно продлевая срок [75]. Интересна форма прошения штатных служителей, например Г. Малышева: «Находясь в оной Лавре назад тому лет с 20-ти и исправляя должность по мастерству своему и в разных работах безотлучно с получением равного против служителей штатных жалования. А как небезызвестно Учрежденному собору, что ныне состоит против прочих годов в хлебе и прочих припасах также в обуви и одежде великая дороговизна. Я же с великим семейством получаемым жалованием в содержании себя претерпеваю великий недостаток. Но как прочия служители для поправления себя и семейства своего увольняемы бывают в годичное время с прокормлением своею работою с пашпортами, а потому ... всепокорнейше прошу ... уволить, что же надлежит до взыскания с меня за оное денег, которые равно с прочих взыскиваются, при даче мне онаго пашпорта представляю» [76]. Здесь же дано обещание, что при надобности он явится в Лавру «без всяких оговорок».
«На стороне» троицкие ремесленники брались за любую работу, соответствовавшую их квалификации, но чаще всего это были заказы на иконные оклады [77]. Имея богатый опыт, мастера набирали для обучения своей профессии учеников. Например, у П. Яговитина проходит выучку Николай Герасимов из Дмитрова [78].
Как уже упоминалось, кроме штатных мастеров в лавре работали с серебром и монахи. В 1783 г. в Серапионову часовню на гробницы обязуется сделать оклады приставной монах [79]. В 1790-е годы в Лавре проходят послушание серебряники братья Иван и Семен Илларионовы [80]. Они «поправляют» ветхие изделия, золотят оклады и утварь [81].
Подводя итоги, делаем выводы, что при Троице-Сергиевом монастыре искусство сереброделия существовало традиционно. В первой половине XVIII в. оно носило характер средневекового устройства, когда при монастыре постоянно трудились 1-2 человека, а при надобности использовались услуги крестьян — серебряников, «кормившихся» по отпускным письмам. После секуляризации была организована мастерская, для которой специалистов несколько лет обучали в Москве. Уже в конце XVIII в. наметилась тенденция к увеличению штата мастерской, хотя острой надобности в этом монастырь не испытывал. Круг работ был широчайшим: от починок ветхостей до создания новых вещей. Уровень троицкого мастерства, ничем не отличаясь, равноправно соотносился со столичным искусством. Письменные источники XIX в. констатируют развитие и процветание троицкого серебряного дела, совершенствование его технической оснащенности, постоянный приток творческих сил. Таким образом, секуляризация 1764 г. явилась поворотным звеном в создании профессиональной серебряной мастерской при Троице-Сергиевой лавре.
[2] РГАДА. Ф.237. № 27. Л. 490-490об.
[3] Гольдберг. Т.Г., Постникова-Лосева М.М. Клеймение серебряных изделийв XVII - начале XVIII в. //Труды ГИМ. М. 1941. С. 74.
[4] Там же. С. 78.
[5] Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX веков. М. 1983. С. 72.
[6] Троицкий В.И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVIII в. Вып. 2. Л., 1930. С. 147.
[7] СПМЗ. Инв. 302. Синодик. Л. 465,483об.
[8] СПМЗ. Инв. 62рук. Опись казны. Л. 30.
[9] Там же. Л. 36.
[10] СПМЗ. Инв. 5080.
[11] ОР РГБ. Ф. 303-1. Раз. IV. № 728. Л. 350об. № 129.
[12] Гольдберг Т. Г. Очерки по истории серебряного дела в России в первой половине XVIII в. //Труды ГИМ. Вып. XVIII. М., 1947. С. 118.
[13] ОР РГБ. Ф. 303-1. Раз. IV. №728. Л. 336. № 126.
[14] СПМЗ. Инв. 2318. Опись ТСЛ 1756 г. Л. 17.
[15] ОР РГБ. Ф. 303-1.Раз. ГУ.№ 728. Л. 526. №. 187.
[16] Там же.
[17] СПМЗ. Инв. 58рук. Вкладная книга ТСМ 1741 г. Л. 26, 38об.
[18] ОР РГБ. Ф. 303-1. Раз. IV. № 775. Л. 156.
[19] СПМЗ. Инв. 2318. Опись ТСЛ 1756 г. Л. 101об. № 15.
[20] СПМЗ. Инв. 2466.
[21] СПМЗ. Инв. 54рук. Опись ТСМ 1735 г. Л. 22.
[22] ОРРГБ. Ф. 303-1. Раз. IV. № 728. Л. 350об. № 129.
[23] СПМЗ. Инв. 2318. Опись ТСЛ 1756 г. Л. 99. № 9.
[24] Там же.
[25] Шитова Л.А. Троицкая эмальерная школа XVIII - н. XX в. // Сообщения Сергиево-Посадского музея-заповедника. М., 1995. С. 166-196.
[26] СПМЗ. Инв. 394.
[27] СПМЗ. Инв. 2329. (Сдано в Патриархию в 1946 г.); СПМЗ. Инв. 2318. Опись ТСЛ 1756г. Л. 100.№ 10.
[28] Шитова Л.А. Троицкий эмальер сер. XVIII в. Машинопись. 1991. Архив СПМЗ.
[29] СПМЗ. Инв. 2312,2351,1885. Шитова Л.А. Троицкая эмальерная школа XVIII - н. XX в. // Сообщения Сергиево-Посадского музея-заповедника. М., 1995. С. 175-178.
[30] РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 622. Ч. 4. Л. 249об.-307об.
[31] Там же. Л. 289.
[32] Там же. Л. 249.
[33] Там же. Л. 349об.
[34] Там же. Л .297об.
[35] РГАДА. Ф 1204. Oп. 1. № 13. Л. 5.
[36] Там же. № 11057. Л. 27, № 10582. Л. 14.
[37] Там же. №166. Л. 52.
[38] Там же. № 289. Л. 34об.
[39] Там же. № 1292. Л. 2,5.
[40] Там же. №660. Л. 138.
[41] Там же. Л. 42-43.
[42] Там же. Л. 41.
[43] Там же. №398. Л. 55.
[44] Там же. №937. Л. 248.
[45] Там же. Л. 216об.
[46] Там же. № 19290. Л. 5.
[47] Там же. № 711. Л. 2.
[48] Там же. №660. Л. 95.
[49] Там же. Л. 41,108-109.
[50] Там же. Л. 42.
[51] Там же. №23969. Л. 1-3.
[52] Там же. Л. 100-102.
[53] Там же. Л. 132.
[54] Там же. № 1063. Л. 8.
[55] Там же. № 1003. Л. 16об.
[56] Там же. № 1114. Л. 60-60об, 68.
[57] Там же. № 937. Л. 273. СПМЗ. Инв. 2965. (Передан в ТСЛ в 1992 г.)
[58] Там же. № 1430 Л. 33, № 19299. Л. 84-84об.
[59] Там же.№ 1091. Л. 2-3
[60] СПМЗ. Инв. 2976.
[61] СПМЗ. Инв. 2973.
[62] СПМЗ. Инв. 2962.
[63] СПМЗ. Инв. 2329. (Передано в Патриархию в 1946 г.)
[64] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. № 937. Л. 250.
[65] Там же.
[66] Там же. № 1948. Л. 2.
[67] Там же. № 19310. Л. 101.
[68] Там же. № 1769. Л. 21об., 70об.
[69] Там же. Л. 77об.
[70] Там же. № 19314. Л. 59.
[71] СПМЗ. Инв. 1819.
[72] СПМЗ. Инв. 1801.
[73] СПМЗ. Инв. 510,1175,1178.
[74] СПМЗ. Инв. 72рук. Вкладная книга ТСЛ 1790 г. Л. 39-40.
[75] РГАДА. Ф.1204. Oп. 1. № 1948. Л. 2.
[76] Там же. №2828. Л.2-4.
[77] Там же. №2063. Л. 8.
[78] Там же. Л. 2.
[79] Там же. №1000. Л. 6.
[80] Там же. № 19309. Л. 59-59об.
[81] Там же. № 1797 Л. 7об., № 1803. Л. 3.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра