6 декабря 1594 г. боярин Борис Годунов дал вкладом в обитель большой благовестный колокол весом 625 пудов (10, 25 тонн). Позднее этот колокол получил имя «Лебедь».
Литая надпись на колоколе гласит: ЛЕТА (7) 102 ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ВЕЛИКАГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ФЕОДОРА ИВАНОВИЧА, ВСЕА РУСИ САМОДЕРЖЦА, И ПРИ ЕГО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ ИРИНЕ, И ПРИ ИХ БОГОМ ДАРОВАННОЙ ДЩЕРИ ЦАРЕВНЕ ФЕОДОСИИ, СЕЙ КОЛОКОЛЪ В ДОМЪ СВЯТЫЕ И ЖИВОНАЧАЛЬНЫЕ ТРОИЦЫ И ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО О(Т)ЦА НАШЕГО ВЕЛИКАГО ЧЮДОТВОРЦА СЕРЬГИЯ ВЕЛЕЛЪ СЛИТЬ СЛУГА И КОНЮШЕЙ БОЯРИНЪ БОРИСЪ ФЕОДОРОВИЧЪ ГОДУНОВЪ СЪ СВОЕЮ ЖЕНОЮ МАРИЕЮ И СЪ СЫНОМЪ СВОИМЪ ФЕОДОРОМЪ. А ВЕСУ ВЪ СЕМЪ КОЛОКОЛЕ 625 ПУДЪ.
Принято считать, что колокол отлит в 1594 г., между тем, сама надпись заставляет усомниться в этом, казалось бы, бесспорном факте. Колокол был отлит при жизни единственной дочери царя Федора Иоанновича и царицы Ирины («при Их Богом дарованной дщери царевне Феодосии»). Царевна Феодосия родилась 29 мая 1592 г., а умерла 25 января 1594 г., не прожив и двух лет. Колокол, в надписи на котором Феодосия упоминается живой, не мог быть отлит позднее января 1594 г. С учетом сентябрьского новолетия, принятого в России в XVI в., следует признать, что «Лебедь» отлили не ранее 1 сентября 1593 г., когда и наступил 7102 г. «от сотворения мира», и не позднее 25 января 1594 г. Скорее всего, «Лебедь» отлили в сентябре – октябре 1593 г., то есть в начале 7102 г. «от сотворения мира».
Имя Феодосия переводится с греческого языка, как «Богом данная». Вставка этого перевода перед именем царевны в надписи на колоколе («Богом дарованной дщери царевне Феодосии»), – свидетельство еще не остывшей радости царственной четы от рождения единственной наследницы и продолжательницы династии.
Рождение дочери было важно и для сохранения брака царя Федора и бездетной до сих пор царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Желание расторгнуть брак современники приписывали Ивану Грозному. После смерти Грозного этого желали противники Бориса Годунова, надеясь удалением бездетной царицы отдалить всесильного боярина от царя Федора. Так или иначе, но создание осенью 1593 г. большого благовестного колокола, несомненно, связано с рождением царевны Феодосии.
Возможно, колокол собирались доставить из Москвы в Лавру зимой 1593-1594 гг. по санному пути. Но 25 января 1594 г. маленькая царевна скончалась, и колокол остался в столице. Его привезли в Лавру лишь 6 декабря 1594 г., в день памяти святителя Николая, небесного покровителя царевны Феодосии.
Трагические события, развернувшиеся в России в к. XVI – н. XVII вв. изгладили память о царевне Феодосии. Сохранилось лишь воспоминание о том, что колокол был дан в Лавру боярином Борисом Годуновым. Отсюда, между прочим, первое имя колокола – «Боярский», бытовавшее, по крайней мере, на протяжении первой половины XVII в. и лишь позднее измененное на «Лебедь».
В конце XVI в. к «Лебедю», как самому большому колоколу Лавры, перешла роль ее главного праздничного благовестника.
Судьба «Лебедя» уникальна: он один пережил расправу с большими благовестными колоколами Лавры зимой 1929–1930 гг. После возобновления монашеского общежития в 1946 г. «Лебедь» на протяжении 56 лет заменял своих погибших собратьев, ежедневно, и в будни и в праздники, созывая народ к молитве.
Константин Филимонов
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра