Троицкий синодик. Иеромонах Павел (Максименко)

Иеромонах Павел (в миру Фёдор Моисеевич Максименко) родился в 1926 году в г. Георгиевске Ставропольского края. Служил в армии. Окончил службу в звании офицера, капитана танковых войск. Уйдя в запас, Фёдор Максименко поступил в Московскую духовную академию. На 3 курсе Академии он был пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с именем Павел и вскоре рукоположен в иеромонаха. Блестяще окончил Духовную академию. В 1964 году был переведен в Смоленскую епархию. Вскоре получил назначение в Иркутск, а через некоторое время в Успенский Псково-Печерский монастырь.

Отец Павел трагически погиб 16 ноября 1968 года. Похоронен в пещерах Псково-Печерской обители.

Сохранились воспоминания А.Э. Левитина-Краснова, лично знавшего иеромонаха Павла: 

«Своеобразна судьба этого человека. В миру Фёдор – из терских казаков, уроженец г. Георгиевска (на Кавказе). Был в армии, служил в танкистах. Офицер, капитан танковых войск. Жена – коммунистка, заведующая местным районным отделом народного образования (РОНО). Был и сынишка, которого он безмерно любил. И было вдруг ему “видение, непостижимое уму, – и глубоко впечатление в сердце врезалось ему”. 

Раз утром сидит он в своей комнате. Жена ушла на работу. Он задремал и вдруг видит что-то белое, что пронеслось мимо него. И слышит голос: “Федя, я твой ангел. Федя, будь верующим. Федя, проснись, а то забудешь!” Он проснулся и, как был, в мундире, в погонах, бросился на колени перед иконами. Иконы хозяйки этого дома. В этот момент вошла и сама хозяйка дома и увидела своего жильца-офицера, в погонах, молящегося со слезами на коленях перед иконами. Она потом сказала жене: “С Федей что-то неладное: я застала его на коленях перед иконами”. Он действительно начал после этого долго и много молиться. И решил поступить в Духовную семинарию в Ставрополе. Но тут семейная драма. Жена – коммунистка, администратор, заведующая РОНО, глава всех учителей района. Перед ней дилемма: уйти из партии, лишиться профессии или развестись с мужем. С душевной болью, после долгой внутренней борьбы, она избрала второе. Совершился развод, и Федя поступил в Духовную семинарию, окончил ее блестяще, одним из первых. И получил направление в Московскую духовную академию. 

Но дальше опять коллизия: “Что делать дальше?” После долгих раздумий Фёдор избрал монашество. На 3 курсе Академии он был пострижен в монахи в Троице-Сергиевой Лавре с именем Павел и вскоре рукоположен в иеромонаха. Он блестяще кончает Духовную академию. Его кандидатская диссертация – о значительном русском богослове-догматисте проф. Ф. Голубинском – одна из лучших за время существования Академии. Он живет в монастыре, исполняет монастырские послушания. Однажды он чистит снег, скалывает лед. В это время двое молодых людей, видимо приезжих из Москвы, останавливаются поодаль, о чем-то перешептываются, потом подходят к нему. Спрашивают: “Скажите, Вы носите брюки?” Павел откидывает полы рясы, показывает синие домотканые брюки, которые носили тогда все монахи Троице-Сергиевой Лавры, говорит: “А как же – монах в синих штанах. Всё как полагается”.

Через некоторое время он получает новое послушание – становится гостиником, заведует привилегированной монастырской гостиницей, в которой останавливаются архиереи. В это время происходит мое с ним знакомство. Я приехал к одному высокому лицу. В лаврском дворе нас с ним познакомили. Впоследствии, когда мы с ним крепко подружились, он показывал мне запись в своем дневнике, одновременно лестную и обидную для меня: “Познакомился с Красновым. Боже, какой же немощный сосуд Ты избрал!” Впрочем, еще раньше один из его друзей-монахов говорил ему про меня: “Он маленький, невзрачный…” В вечер нашего знакомства он сказал своему собрату: “Познакомился с Красновым”. – “Ну, и что?” – “Да то, что ты говорил”. 

Всё шло хорошо. Отец Павел считался одним из лучших иноков. Интеллигентный, начитанный, он в то же время много работал, собирался защищать магистерскую диссертацию. Но тоска по сыну его мучила. Он, конечно, ему помогал. Как-то поехал в Чистополь, городок Казанской области, куда перебралась в это время его бывшая жена, к своим родителям. Жена категорически запрещала ему видеться с сыном. Он обычно приходил к родителям жены, которые жили отдельно от дочери. Они предварительно брали к себе ребенка, чтобы он мог увидеться с ним украдкой. Как-то раз, когда он сидел у родителей жены, держа на руках сынишку, пришла жена. Произошла встреча бывших супругов, впервые за много лет. Было бурное объяснение. Жена сказала: “Я ничего не знаю о Боге. Я знаю только, что у меня нет мужа, а у моего ребенка нет отца”. Это были ее последние слова. Больше он ее не видел. Он рассказывал мне об этом волнуясь. А я вспомнил при этом слова из воспоминаний когда-то популярного, а теперь забытого русского писателя XIX века Н.И. Греча, писавшего по поводу изгнанного декабриста, которого развели с женой потому, что кто-то донес, что они когда-то вместе крестили ребенка, а следовательно, являются кумовьями. “Да будут прокляты те, кто из-за предрассудков портит людям жизнь!” В данном случае из-за антирелигиозных, коммунистических предрассудков. 

Печальна была судьба моего друга иеромонаха Павла. Пока он жил в монастыре, всё было хорошо. Но вот один из иноков Лавры, достигший архиерейства, был назначен управляющим Смоленской епархией. И возымел он на беду мысль взять к себе из монастыря Павла. Отец Павел стал служить в соборе в Смоленске. Жил он в келии в помещении древнего собора. Приезжал я к нему туда раз в ноябре 1965 года вместе с ребятами. Гостил у него. Смотрели Смоленск, древний город, отмеченный рядом исторических событий. 

Тяжело Павлу тут было. Уж очень неприятный причт: все, почти без исключения, «стукачи». Предложили заняться этим делом и Павлу. Категорический отказ. Любили и уважали его в народе. Отца Павла отстранили от священнослужения. То был предлог: настоящая причина – отказ работать в КГБ.

Отец Павел на некоторое время возвращается в Лавру. Ко мне не идет. Я передаю ему через знакомого диакона: “Моряки своих друзей не забывают. Пусть приходит ко мне, если не боится”. На другой день пришел ко мне. Сказал: “Я думал, что Вас не застану. Написал записку: “Моряки своих друзей на замки не приглашают. Зачумленные зачумленных не боятся. Если не боитесь, приезжайте ко мне в Лавру. Я живу в корпусе для приезжих”. 

Вскоре получил назначение в Иркутск, а через некоторое время в Псково-Печерский монастырь. Как-то раз, в 1968 году, собрался ехать из монастыря в Псков. Увидел автомобиль. Подошел ближе (роковую роль играли в его жизни автомобили). В этот момент грузовик неожиданно дал задний ход, сбил отца Павла с ног, затем проехал по нему. Через два дня он был похоронен в пещерах Псково-Печерской обители. 

Царство Небесное и мир твоему праху, отец Павел, хороший русский человек, с чистым сердцем и с чуткой совестью! Иерейство и иночество и добрую твою душу да помянет Господь Бог во Царствии Своем». 


16 ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.