Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького

Посвящается Честному Братству Свято-Троицкой Сергиевской Лавры на память об одном из благоговейных и любознательных иноков той же святой обители XVII века

Путешествие Троицкого иеродиакона Ионы было издано два раза: сперва Коркуновым, в 1836 году, потом И. П. Сахаровым (Сказания русского народа, С.-Петербург, 1849, кн. VIII, стр. 159– 169).

К сожалению, оба издания сделаны со списков неполных и неисправных. В издании Коркунова окончания недостает, а в издании Сахарова, для сокрытия неполноты списков, которыми он пользовался, приделан к сводному списку искусственный конец.

Занимаясь объяснением текста всех наших древних паломников (до начала текущего столетия), и убедясь по некоторым признакам [1], что конец Сахаровского издания есть именно «поддельный» (может быть найденный им в одном из списков XVII столетия), а не настоящий, я не терял надежды, что со временем должен где-нибудь найтись полный список путешествия Ионы, по своим достоинствам справедливо долженствующего тогда занять почетное место в ряду русских паломников XVII века. Такой список действительно и обрелся наконец в Погодинских рукописях, поступивших, как известно, в Императорскую публичную точную копию с которого я получил благодаря содействию досточтимого А. Ф. Бычкова.

Из сличения этого списка с изданными Коркуновым и Сахаровым – оказывается, что в обоих изданиях не достает целой большой главы, в коей Иона повествует о схождении св. огня на гроб Господень и о своем благополучном возвращении на родину, в свой Троице-Сергиев монастырь, после годичного пребывания в Иерусалиме (с 10 мая 1651 по 10 мая 1652 года). Весь же рассказ Ионы обнимает собою пространство времени в три года и восемь месяцев: с марта 1649 по ноябрь 1652, из коих два года он пробыл на одном месте, именно в Терговище (в Молдавии), при иерусалимском патриархе Паисии, в свите которого он выехал из Москвы.

Рассказ иеродиакона Ионы прост и обстоятелен: он не вдается ни в какие отвлеченности и описывает весьма занимательно и сердечно лишь то, что видел сам «своима очима», не относясь подобно другим, слишком доверчиво к рассказам местных «вожей», и не прерывая нити Живого рассказа никакими вставочными рассуждениями и мудрованиями, а потому самому сказание это может быть прочтено с удовольствием как теми, кто лично знаком со св. местами, так и теми, которые знают о них лишь по описаниям наших паломников, доступных их пониманию. При этом невольно приходит мысль о переиздании всех наших древних паломников собственно для народного чтения (с пояснительными примечаниями того, что есть в тексте ошибочного по вине самого паломника или переписчиков его сказания) – теми, которые действительно могут и желают дать в руки нашего грамотного люда давно уже излюбленное им чтение своих «природных русских классиков», к числу которых бесспорно принадлежат все наши паломники, начиная с игумена Даниила и кончая незабвенным пешеходом-иноком Василием Барским.

Архимандрит Леонид.
Свято-Троицкая-Сергиева лавра,
Декабрь, 1880 года.



ПОВЕСТЬ и СКАЗАНИЕ о ПОХОЖДЕНИИ ВО ИЕРУСАЛИМ И ВО ЦАРЬГРАД 
со иерусалимским патриархом Паисем Троицкого Сергиева монастыря ЧЕРНОГО ДЬЯКОНА ИОНЫ, 
по реклому МАЛЕНЬКОГО
и о возвращении его оттуда в богоспасаемый и славный в царствующий великий град Москву.

В лета 7157 (1649) году месяца марта в... день приезжал в Московское государство из Палестины от святаго гроба господня Иерусалимский патриарх Паисея к благочестивому и христолюбивому великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия Руси для милостыни. И ево государевым повелением Иерусалимский патриарх был в дому живоначальные Троицы у великих чюдотворцов Сергия и Никона во святый и великий пост. И в то время мне грешному и недостойному и последнему во всех мнисех иноку Ионе работающу священнодьяконская в дому пресвятыя Троицы, и случися патриарху ходити по церквам молитися. И егда вниде в церковь успения пресвятыя Богородицы, мне же недостойному держащу его под руку и указующу ему той церкви строение и в ней службы, он же глагола ми тако: «ты указуеши ми церковь, аз же ти укажу тако и гроб пресвятыя Богородицы, аще ли восхощеши». Аз же ему поклонихся до земли и целовав ево руку. И от того часа прийде ми велие желание и восхотев видети святый град Иерусалим, ово же и научения ради греческаго языка и грамоты; он же даде ми слово, еже довезти до гроба господня. И возвратися патриарх в царствующий град Москву, аз же убогий остался в обители живоначальные Троицы. И того ж году, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия Руси, был в дому живоначальные Троицы в день пятдесятный. И я грешный дерзнул у государя милости просить об отпуске в Иерусалим. И милосердый государь царь пожаловал, поволил мне убогому желание свое совершити. И по ево государеву указу отпущен я со иерусалимским патриархом и пойдоша от царствующаго града Москвы в путное шествие мая в 10 день, на память святаго апостола Симона Зилота.


Караван паломников

И Божиею милостию Московское государьство и Польскую и Воложскую землю прейдохом, Богом храними, до Мунтьянския земли, и ту пребыхом с патриархом два года. Патриарху же коснящу, страха ради турскаго, ово же бояся и патриарха цареградскаго, занеж между собою велию вражду имуще; мне же убогому скорбящу закоснения ради патриархова. И не восхотех ждати патриарха, и начах у него со слезами молити да отпустит мя во Иерусалим, или во свою землю; он же отпусти мя во Иерусалим, и даде ми старца арапа Иерусалимскаго именем Иоакима; и даде ми грамоты по своим метохиям, провождения ради до Царяграда и до Иерусалима.

Мы же, милостию Божиею, идоша в путь 159 (1651) году в великий пост, на Благовещение пресвятыя Богородицы, и дошедшим нам (Мунтьянскою землею) до реки Дуны, то есть граница Турская с Мунтьянским, и привезохомся Дуну под Селистром городом Турским. Ту берут со всякаго чернца по два яфимка, а со всякаго товару и с денег пошлины десятое емлют; и в том граде Христиане (живут) Болгаре, и подворье патриарха иерусалимскаго, храм пресвятыя Богородицы. Тут живут чернцы, сбирают милостыню на гроб господень; мы же у них пребыхом двенадцать дней. От Селистра же града до Варны города идоша пеши шесть дней, й приидохом на страстной недели в среду, и ту и пасху Христову взяхом и две седмицы дней пребыхом. А тот город Варна стоит на край Чернаго моря, и пристанище корабленое ту, и христиан в нем много грек, и в том граде митрополит. И вражиим наваждением аз убогий многую беду подял от спутника своего, от старца (Иоакима, иерусалимскаго араба), с которым патриарх мя отпусти (наустил на мя туркам, дабы погубили, мздоимства ради и) оставил меня единого в Варне. Милосердие надо мною учинил в той беде митрополит варненской, для Государскаго Величества и для патриарших грамот, и на корабле турском отпустил к Царюграду с черным попом своим; аз же тому попу работным обычаем являлся, да не познают мя турки. И на том корабле до Царяграда доидохом в пятый день, в неделю святых жен Мироносиц; и тот (Варнской) поп отвел мя (с корабля) на подворье иерусалимское ко игумену Игнатью. А то иерусалимское подворье в самом Цареграде, а улица словет Фонарь. А в то время в Цареграде был святейший Парфений патриарх, и я грешный благословение от него получил и жил в Цареграде двенадцать дней; а тот старец, с которым меня отпустил иерусалимский патриарх из Мунтьянския земли, что и отлучился от меня в Варне городе, пришел в Царь же град на тож подворье, и яз с ним смирился.

А из Царяграда игумен Игнатий меня отпустил на милитинском корабле с тем же старцом к Ерусалиму. Седшим нам в корабль милитинский в Цареграде, и вдохом по узкому морю по правую сторону Царяграда, и до Ираклия града: ту лежат мощи преподобныя Ксении и доныне. А от Ираклии до Калиполи, а от Калиполи до Бугазы, еже есть Ени град, то есть устие из Узкаго моря выйти на Белое море. Той Ени град стоит на том устии, по обе стороны Узкаго моря устроен, для приходу из наших земель ратных турская великая сторожа. От Царяграда до того места сказывают триста верст. А то Узкое море именуется пролива, из Чернаго моря в Белое море течет, и по обе страны тое проливы от Царяграда и до Бугазы городки многие. А вышед на Белое море, направо путь к Солуню и ко святой Афонской горе и к Риму, а налево ко святому граду Иерусалиму. И Божиею милостию (хранимы), доидохом до великаго Милитина острова, а в Милитине острове есть и не один град, обилен всем и многоплоден: лимону и наранжи и виноград и масличных древ много, и мушкатное питье строят, и в том острове пребыхом две седмицы дней. И есть в том острове вода тепла вельми, течет из горы каменныя в море, а над нею устроено две полаты, и вода в них впущена, и люди мыются подобно бани. А от того острова приплыхом в Кой остров, вельми обилен же всем: людьми и скотом и овощом всяким. И от того острова (приплыхом) на Хио остров или Сакыз именуемо, в нем же родится мастика; изобилен довольно, а большая часть в том острове греков и фрягов. А от того острова приидохом на Родос остров. И Божиею милостию храними, во Египетския страны добрым ветром преплыхом в четыре дни; а от Родоса острова до Покрея городка, и ту исходят из большаго корабля и на малом египетском корабле превезохомся на устие великия реки Нил, на ней же град Решит[2], от моря пятнадцать верст; тут родится фиников много и пшено срацынское и сахар и овощи сладкия.

И в том граде пребыхом двенадцать дней, и от того места до великие Александреи тридцать верст. И в том граде Решити есть от патриарха иерусалимскаго старцы, сбирают милостыню с кораблей на гроб господень и закупают запас: сахар и воск и рыбу, и отпускают во Иерусалим, и (те старцы) нас приняли с радостию. Да в том же граде видехом птицу Строфокамил, а по русски именуется птица – верблюд, подобием тем, и велика зело, копыта на двое имать. А от того града на верблюдах ехали до Дамьяти града по Египетской стороне, Арапскою землею. А Дамьят град стоит на третьем устии Нила реки: первое устие под Александрею течет, а другое под Решит град, а третие под Дамьят град. Та река Нил течет трема устии в море Белое, л в той реке рыбы множество. И от тех мест на Белое море в корабле перевезохомся до Яфы, еже есть Иопия, на брезе Белаго моря пристанище, и тут вышед из корабля дали по седми яфимков со всякаго человека, а с немец по двадцати яфимков. И от того места садятся на мулари и на иски и на верблюды, и дошедшим нам до Мрели (sic), еже есть Палестина, от моря пятнадцать верст; а от Яфы все полем идти и по тому полю арбузы и всякий овощ вельми родится[3].

А от Ремли направо[4] путь до Лиды, идеж лежало тело великаго мученика Георгия, и во Ерусалим, а другий путь во Еммаус, идеж Христос явися Луце и Клеопе. И мы тем путем шествовав, и на том пути во Еммаусе есть церковь велика, пуста, из-под тое церкви вода течет; мы же тое воду пихом. А до святаго града Иерусалима двенадцать верст: идти все по горам[5]; а егда дошедшим нам близ святаго града Иерусалима, с горы уже видети святый град, и тут оседают с коней и молятся Святому Воскресению Христову. И с того места вдохом пеши до града, и благодатью Божиею внидохом во Святый град Иерусалим 159 (1651) году мая в 10-й день на память святаго Апостола Симона Зилота в полуденныя врата, и та суть врата зовутся Веньяминова, от Вифлиема лицем. И входят Христианя с радостию великою и со слезами во Святый град Иерусалим. И от тех врат улица до Святая Святых до Красных врат; а на лево от Веньяминовых же врат к Воскресению Христа Бога нашего, а на праве у тех же врат дом Давыдов. И приведоша нас в дом Патриархов и приняли нас с радостию великою, аз же дах им от Патриарха грамоту. И введоша нас в Гостиную полату, а после вечерни тогож дни в трапезу отведоша и ту умыша нам ноги трапезарь; всем бо пришельцом тут умывают ноги, а женам умывают руки, а пришельцы за то чинят им почесть. И посадиша нас на трапезе и угостиша нас добре. На утрии же ведоша нас до великие церкви Воскресения Христова ко вратом и даша нам свещи, и мы сами подахом в церковь в оконце начальнику церковному; а за те свещи платят по яфимку. И гостившим нам в Патриархове доме три дни, и прииде к нам Протосингел и возвести: кто хощет писатися у гроба Господня в вечное поминание в сенодик и от единаго имени по пяти яфимков дают, и от сорокоустия по полутора яфимка. И по трех днех даша ми келью равне с братьею, они бо по одному в келье живут, а инших богомольцов отведоша на двор гостиный, где богомольцов ставят; на том гостином дворе церковь святыя великомученицы Феклы, старое строение. А у патриарха во дворе церковь святаго царя Константина и матери его Елены над хлебнею[6], а прежде сего полаты были подле стену святаго Воскресения, а старой патриархов двор от западу, ныне Турчин владеет.

О святем граде Иерусалиме

Святый бо град Иерусалим четвероуголен: восточная стена внизу ко Удоли плачевной, а западная стена на горе, близь святаго Сиона, а южная стена от святаго Вифлиома на згории, а полунощная стена тако ж что и южная на згории. На восточной стене от востоку первые Епсиманские врата. И мало пошед[7]против Святая Святых врата, в них же вшел Господь Бог наш во святый град Иерусалим на осляти от Вифании, против Елеонския горы, и та врата нарицаются Давидова, стараго здания, ныне закладены; только знать[8]. А с полуденную стену малая врата, именуются («гнойныя»); близь Святая Святых; а другая врата на той же стене полуденной против святаго Сиона (именуются Вифлеомския). А на западной степе врата Веньяминова[9], близь дому Давидова; да на той же стене Шамские (великие) врата[10]. A третие малые врата. А на полунощной стене от севера врат нет[11]. A стенами святый град Иерусалим невысок; на коейждо стене по пяти башен, а башни не велики, плоски, токмо едиными зубцами выше стены; строен камением белым четвероуголным.

О Церкви Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова четвероугольна, врата на полуденной стене, только теми едиными вратами входят во святую церковь и исходят, а иныя все врата и окна закладены камением. А внутрь святыя церкви в долготу[12] тридцать сажень землемерных, а в ширину двадцать семь, а в высоту двенадцать. В ней же столпов облых шеснадцать, а на тех столпех полаты пространны, а верх церковный не до конца сведен камением, и тако есть не покрыта ничим же. И вшед во святую церковь преждереченными враты, впрямь противо врат сажень с пять, снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа, идеже и в саван облекоша; и то место устроено мрамором белым, в высоту выше пяди, а над тем местом висит седмь кандил с маслом древяным: греческих два и разных вер (пять): фряжское, арменское, хабежское, кофское, сирьянское. Ту християня поклоняются и целуют. И от того места на правую сторону в восточной угол ко святой Голгофе, а налево ко святому гробу Господню.

О Святем Гробе Христа Бога нашего

Под тем же самым верхом не покрытым – святый гроб Господень, от востока вход имать; и вшед в преддверие гроба Господня целуют святый камень, его же Ангел Господень отвали от дверей гроба Господня. А то преддверие сделано яко сенцы, из камени белаго и мрамором белым внутрь и вне устроено (яко теремиц); и в том преддверии той святый камень противо дверей гроба Господня; и над тем каменем висят шестнадцать кандил сребреных с маслом, горят безпрестани, греческих и разных вер. А величеством той святый камень от земли в колено, а другая половина в земли водружена, а в долготу три пяди, а в широту полтретьи пяди; угловат. А двери гроба Господня четырех пядей великих. То бо есть святая пещера, изсечена в камени, внити-ж теми малыми дверцы в тое пещеру; на десной стране есть место яко лавица, засечена в камени из тое ж пещеры; на той бо лавице лежало тело Господа нашего Иисуса Христа; есть бо та святая лавица покрыта цками мраморными в долину четыре лакти, а в ширину два, а в высоту полдва лакти; та бо суть святая пещера именуется гроб Господень, в ней же висят двадцать четыре кандила сребреных великих, с маслом древяным, горят безпрестани, день и нощь. А покрыта та святая пещера податным образцом, плоско; а из тое святыя пещеры сделаны в верх четыре оконца и теми оконцы исходит дым от кандил; и над теми четырми оконцы учинен шатрик востроверх, сделан на столбцах мраморных. А святый гроб Господень близь западныя стены, а позади тое святые пещеры гроба Господня Кофти приделали церквицу малу и в ней служат по своей вере. А от святаго гроба Господня сажень с пять к полунощной стране лежит камень велик зело, на том месте явися Христос Марии Магдалыни, она же вертоградаря мнящи[13]. А от того места в полунощной угол есть кладезь велик зело и глубок, а вода с (в) нево приведена с кровель дождевая; а от того кладезя недалеко купель сделана из мрамора крестообразно, древняго здания, в ней же детей погружали, а ныне в той купели не крестят, засорена. И из того угла идучи подле тое полунощную стену к востоку есть двери к полунощи, а те двери прежде были в патриарши полаты, а ныне живут в них фряги и костел себе устроили в них; и у тех дверей на правой стороне часть столпа святаго, к нему ж привязан был Христос и тому святому столпу поклоняются, а вторая часть того столпа в Цареграде у патриарха в церкви у северных врат. И яз, недостойный, будучи в Цареграде той святый столб целовал, а третья часть тогож столпа, сказывают, в Риме. А от тех дверей к восточному углу есть темница, именуется Христова, а ныне церковь святыя Богородицы мала, а потому темница называют, что из темничново камения сделала святая Елена царица тое церковь. И от того места на той восточной стене за великим олтарем престол, а под тем престолом есть камень, а на том камени воини разделила рызи Христовы. А от того места мало есть двери и лествица вниз под стену тридцать степеней на восток, и там есть церковь святаго Иякова брата Господня, а тое церковь ныне держат армени. И от тое церкви еще вниз по лествицы семнадцать степеней во святую пещеру, идеже обрели святый и животворящий крест Господень; и оттоле вышед тем же путем и от тех дверей по той же стене в полуденной угол на зимней восток лествица в верх на святую Голгофу, двадцать две степени, на ней же распят Господь наш Иисус Христос, нашего ради спасения. И то есть место украшено зело различным мрамором, яко же лавица широтою в сажень, а в долготу есть две сажени, и посреди того места, яко лакти единаго глубина кругло оделано сребром с камением (драгим), иде же водружен был честный и животворящий крест Господень, а подле того водружения разселина, еже в распятье Господне в тое разселину из пречестных ребр Христовых изыде кровь и вода; и по едину страну того святаго места престол, а по другую страну жертвеник святый, и то есть церковь на святей Голгофе, в ней же служба бывает, в среду и в пяток, всегда служат греки[14], а в ней помощено мрамором, и та святая Голгофа оделана вся камением тесаным стеною, а верх над святою Голгофою полатою учинен, а прежде сего двери были со святыя Голгофы на полуденной стене вон из церкви, а ныне те двери закладены, токмо учинено окно, а против тех дверей сделан крылец подобен рундуку, и над ним шатер мрамора белаго, и с того рундука семнадцать степеней великих до земли; а на том крыльце ныне престол латинской, а на тех степенях в великий четверток умовение ног патриарх действует вне церкви. А под тою святою Голгофою церковь святаго Ивана Предтечи, а в олтаре у той церкви есть оконце против разсеянны, и в то оконце христиане целуют святую Голгофу; да в той же церкви под святою Голгофою четыре гробы францужских князей Балдавинов, егда оне держаша святый град Иерусалим и погребошася. Сия вся описях от полуденных врат и обыдох подле стену святаго воскресения до тех же врат. Посреди же тое великие церкви устроена церковь, именуется соборная[15]; ограждена стенами промежь столпов, в высоту полтретьи (две с половиною) сажени, а в долготу пятнадцать сажень с олтарем, а поперег треть великие церкви. Трои врата: от запада и от полудни и от севера. И вшед в западные двери в тое церковь, на правой стране подле полуденную стену место патриарха иерусалимскаго, сделано из кипарису, позолочено накрасно на шестой степени; и на той же стене по другую страну полуденных дверей патриapxa цареградского место, а на полунощной стене против цареградскаго места патриарха антиохийскаго место, а против антиохийскаго на другой стране полуденных – врат александрийскаго патриарха место. А в той церкви на левой стране к полунощи купель мала, подобно чаши, в ней же детей крестят. А иконы в той церкви присланы блаженные памяти от великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа великия Руссии, обложены серебром; а по обе страны царских врат двери устроены таковы ж, что и царские врата. И вшед в той великий олтарь северными дверьми и против дверей жертвенник; а за жертвенником лествица вверх в полаты в сосудохранительницу; а святый престол вельми был украшен, а ныне обетчал, были столицы мраморные, а ныне обламаны, а горнее место, где патриарх садится во время службы, двенадцати степеней, круг всего олтаря; и из того святаго олтаря лествица выведена в кельи, где старцы греческие живут за святою Голгофою, а над святою Голгофою жертва Авраамля; а над полуденными церковными враты живут армени наполатах, а внизу живут хабежи, кофти, сиряне; греков живет восемь человек, фрягов двенадпать человек, армен шесть человек, кофтей два, хабежев два, сирьян два ж человека, и те люди живут в церкви безвыходно заперты и запечатаны турскою печатью, а есть им подают в окно; а егда приидут богомольцы и оне платят по седми яфимков, а фряги по двенадцати, и им даются печати кадыя турскаго, и у ково будет печать, тово и пустят в церковь всяких вер, а с чернцов греческих не емлют, а церковь не всегда отпирают. А вышед из церкви теми же враты и на правой руке у дверей колокольница четвероугольна, создана вельми высоко о самую стену церковную, а под нею церковь святаго Иванна Богослова и церковь Воскресения же Христово; на том месте явися Господь Марии Магдалыни, ей же рече: Мария, не прикасайся Мне, а на левой руке церковь Иякова брата Господня. И тут[16] еретических вер иные церкви[17]. А против врат церковных есть темница, в которую Елена царица жидов сажала, о взыскании крестнаго креста. А монастырей восвятом граде Иерусалиме: монастырь предтечев, живут старцы особно, не общежительно; монастырь архангела (Михаила); метохия святаго Савы, в нем же множество книг греческих и сербских старых, да три монастыри женских: монастырь пречистыя Богородицы[18]: на том месте пресвятая Богородица узрела на кресте висяща сына своего, Христа Бога нашего, с прочими женами плакася; другий монастырь святаго великомученика Георгия, а третий святыя Екатерины, а стариц во всяком монастыре по тридцати и больши, вельми убоги. Також есть и церкви: церковь святаго Николы – подворье иверское; церковь святыя Богородицы[19], церковь преподобнаго Ефимия: церковь святаго мученика Феодора и иншие церкви, и в тех церквах бывает служба на праздники их. А иноверных два монастыри: монастырь фряжской, а другий армейский, а прежде была первая епископия святаго Иякова брата Господня; церковь зело велика и келей множество и людей много. А претор между архиереева (Каиафина) двора и Пилатова высоко зело, и ныне стоит непокрыт, токмо стены едины, а в Пилатове дворе паша живет. А дом святых праведных Иоакима и Анны на восток близь Епсиманских врат; в том дому есть пещера, в ней же родися пресвятая Богородица, а прежде был монастырь вельми устроен, и сад той, в нем же молилась святая Анна, а ныне стоит пусто; а неверным в том дому сила Божия не дает жити, помирают. A налево тут есть овчая купель и ныне есть там вода, токмо зело глубока, и строенье развалилось, разорено. А на праве Епсиманских врат ров в онь же ввержен бысть Иеремия пророк, выкладен камением, вельми глубок, а той ров подле стену дому Соломонова[20]. А дом Соломонов славно устроен в восточном углу против полудни, весь мрамором белым вымощен (огражден стеною каменною, яко град[21]); и в тот дом Соломонов с полуденныя страны врата именуются Красная, стараго здания, зело хитро от камения мраморнаго устроены; у тех врат святии апостоли Петр и Иван Богослов хромца исцелили. И в тот дом всех пять врата, а посреди того двора мечит (Омарова) турская, именуется Еро (иеро–священная), а идеж была святая святых, ныне на том месте устроена мечит вельми велика и долга зело (эль-Акса); а под тем (Соломоновым) домом сказывают что все вода стоит[22]. А дом Давыдов на западной стене близь Веньяминовых врат, пол его во граде, а пол его вне града, в нем же полаты стройны; есть же и столп царя Давыда и до днесь четырехуголен, велик, на углу того двора, из него ж Уриеву жену увидел мыющуся в винограде, и то место близь столпа того; в том дому Давыдове живет ныне турчин городничей. В те домы, в Давыдов и в Соломонов, от христиан ныне никово не пущают, токмо во врата видеть. Сия (вся) опиоах во святом граде Иерусалиме, еже видех очима своима и прехождах, а премерити и гораздо дозретя страха ради турскаго неудобно. От святаго же града изшед восточными Епсиманскими враты на восток в поток Кедрский, еже зовется Юдоль плачевная, в ней же и Епсииания, прежде было село; ту есть церковь велика, крестообразна, успения пречистыя Богородицы, а лезти к ней с полудни по степенем вниз Лествицею, а та лествица шириною полтретья сажени, устроена гладко, белаго камени, пятьдесят степеней великих; и на той Лествице на правой руке гробы святых праведных богоотец Иоакима и Анны, а на левой стране противо сделана камора и в той каморе гробы святых, а не знать кто положен[23]. И вшед в церковь противо самого олтаря гроб святыя Богородицы, пещера истесана из камени, також как и гроб Господень; войти в него от западныя страны в дверцы, а вытти другими дверцы на полнощь, а противо дверец западных в той пещере есть лавица покрыта цками мраморными, на той лавице лежало тело пречистые Богородицы главою к полудни, а ногама к северу. Радость бо велия бывает всякому християнину пришельцу у гроба пречистые Богородицы. Ныне церковь бо та пуста, а службу совершают в суботу и в неделю, а служебную потребу и икону с собою христиане приносят, а иноверные фряги и армены приходят и служат над гробом пречистые Богородицы по своей вере. А вышед из тое церкви теми ж враты, и против врат церковных недалеко есть место ограждено камением и древеса тут растут и трава всегда бывает и на том месте Июда предаде июдеом Господа Иисуса Христа и рече: Радуйся, равви! – и облобыза его; и от того места дале, яко тридцать сажень, ту Христос Отцу помолися трижды: Отче мой, да мимо идет от Мене чаша сия[24], и на тех местех церкви были, a ныне нет, токмо масличная древеса плодовита зело и великиистары вельми. На восток оть Епсимании есть пещера велика, где апостоли спали во время предания Христова, к ним же глагола Господь: Бдите и молитеся, да не внидите в напасть, и в той пещере бывает служба[25]. И та вся святая места против Елеонские горы внизу в потоке Еедрьском. А от того места вниз по Удоли плачевной есть гроб Асафатов, вытесан из горы, яко церковь мала, а близь того другий гроб Авесаломов подобен тому ж, а от того гроба иные многие пещеры, да сказывают что и святаго Иякова гроб тут же был. А от того места по той Удоли и до села Скудельнича гробы жидовские древние и нынешния кладбища, потому сювет и Удоль плачевная, занеже плакатися ходят жидове на гробы, кождо на свой род; а подле иерусалимскую стену от востоку турское кладбище. А вниз по той же Удоли близь стены градные, против Святая Святых, купель Силоамская, внити же к ней яко в пещеру, по степенем[26]; а от тех мест на сгории село Скудельниче куплено ценою Христовою, иже предатель поверг пред архиереи; суть же пещер много в горе той и церковь святаго Анофрия в пещере, в ней же служат на память его и на вселенские суботы. И от того места есть кладбище, где странных кладут. В пещерах истесаны гробы многие, в те гробы умерших полагают, а землею не засыпают[27], токмо двери у той пещеры камением заваливают; а вниз по той Удоли огороды и сады многие; тамо же внизу икладезь Иоавов[28]; по той Удоли и путь ко святому Саве и до Мертваго Содомскаго моря; по обе страны горы высокие каменныя. Сия вся описана суть с востоку по Удоли плачевной.

О Святем Сионе

Святый Сион от западные страны[29] святаго Иерусалима сажень с тридцать от града, прежде был монастырь, великое здание, а ныне мечит турская, а живут в нем дервиши, турские чернцы, а стоит на горе, а христиан тут не пущают, а сказывают, что под тем святым Сионом гроб Давида царя и Соломона. А от святаго Сиона во градной стене есть место, пещера глубока вельми, и в той пещере святый Петр апостол плакася своего отвержения; а над тою пещерою ныне церковь и монастырь, а владеют кофти; а с полунощною страну святаго Сиона тут погребаются иерусалимляне християнские веры. Тамо бо от святаго Сиона за горою в далее версты монастырь животворящаго креста Господня; на том месте посечено было древо, из него же сделали животворящий крест Господень, и есть пень того древа в олтаре под святою трапезою, окладен мрамором и три кандила горят, а в том монастыре ныне живут иверы, церковь честнаго креста[30]; а с полунощную сторону святаго града Иерусалима в пещерах каменных пророческие гробы; те пещеры истесаны в камени том, яко же полаты украшены были зело и подписаны златом; и оттоле путь к Дамаск[31] и к морю Тивирьятскому. Сия описях святая места, иже близь святаго Иерусалима вне града.

О Святей Елеонской Горе и о Вознесении Христове

Святая Елеонская гора близь святаго града Иерусалима от востоку за Удолем плачевным против Епсиманских врат. На Елеонскую гору мимо Епсимании итти на гору впрямь и в полугоре была церковь, а ныне мечит турская; на том месте Христос ко Иерусалиму рек: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки; инии же глаголют яко и ученики своя Христос научил молитися: Отче наш, иже еси на небеси, на том же месте. И с того места в святем граде Иерусалиме в дому Соломонове[32] и до мала все видеть, и от того места на гору итти до того места, иде же Христос вознесеся на небо; и то место было устроено, яко двор великий, огорожен стеною каменною и выстлан камением белым, и были столпы каменные, мраморные, и своды были яко камары; и посреди того двора устроен теремец на осьми столицах мраморных островерх, кругло, и в той каморе лежит святый камень, с него же вознесеся Господь на небо; есть же на том камени изообразися след пресвятыя Христовы ноги левыя знать, а правыя ноги след сказывают, что фрянги часть от того камени взяли; а та бо святая камора помощена вся мрамором, и тут турки с богомольцов сбирают яфимки, а даром не пускают, и сами молятся на том месте, а службу християне совершают за тем местом на каменех, иде же столпы были, тако ж и иных вер служат на каменех за тою каморою. А близь же того двора мечити турские великие, и тут село турское[33], и с тое горы Содомское море и Иердан видеть и обон пол Иердана, за неже бо та святая Елеонская гора высока, близь святаго града Иерусалима; выше той горы нет; а на зимний восток за Елеонскую гору село Вивсагия, ныне пусто; на том месте Христос всел на осля, и от того места до Вифании, идеж дом Лазарев, яко две версты; Вифания село, живут ныне арапы; монастырь и церкви были велики, старое здание, а ныне обалилось и запустело; а иде же был Лазарь погребен и то в пещере глубоко. А от Вифании, иде же Христос от Иердана пришел и тут стретила его сестра Лазорева, и то место с полверсты от Вифании, в поле на восток лицем здание было, а ныне разорено. И от того места на Иердан итти по горам и меж гор путь зело тесен, а другий путь от того же места к Содомскому морю. И с тех гор итти на поле и на том поле был град Ерихон и на том месте ныне село арапское и воды Елисеовы тут источник. Мы же в том селе обнощевалися, а было богомольцов с полвторы тысящи, а для оберегания из Иерусалима выезжал паша турской и с ним шесть сот конных и пеших людей. И от тех мест до святаго Иердана все полем итти, верст двенадцать, земля плодовита вельми и древеса плодовита; и пришед к святому Иердану пьют святую воду и купаются и моются и (перут) ризы. Святый бо Иердан течет от полунощи на юг в Содомское море, широтою, яко на двадцать сажень, а инде и больши; течет меж гор быстро, земля глиниста, вода бела и легка. A иде же Господь наш Иисус Христос крестися во Иордани с иерусалимскую страну против Ермонские горы[34], и то место древесы оделано тесаными. И мало пребыхом на Иердани и возвратихомся вспять к Ерихону; и ту есть на праве близ святаго Иердана монастырь святаго Предтечи, ныне разорен, токмо стены знать, а налево монастырь святаго Герасима разорен же, и не дошед паша Ерихонскаго села стал на преждереченном поле, ту повеле собрати со всякаго богомольца по три яфимка за провождение. И дошедшим нам до Ерихона и пребыхом ту весь день и полнощь, и с тех мест отлучихомся от паши и доидохом во святую гору, в ней же Христос постися сорок дяий, и недошедтое горы был монастырь Феодосия великаго, ныне разорен[35]. И от того места итти подле гору и пришед к горе путь вельми скорбен, восход крут на гору, яко триста сажен; и в той горе святая пещера велика зело, в ней же и церковь была исписана вся иконным письмом и монастырь, а ныне пуст, и иные многие пещеры около ея, и той монастырь именовался (Сарандарь, еже есть) четыредесятница Христова; и близ от тех мест истекли и Елисеевы воды из горы по каменю, от них же и мы пихом. И от Ерихона возвратихомся паки во Иерусалим тем же путем, и по иным святым местом обон пол Иердана страха ради поганых ходити неудобно, зане же на тех путех арапы из гор исходят и странных избивают.

О Святом Вифлееме

Святый Вифлиом от Иерусалима шесть верст на полдень; от Иерусалима на полупути есть монастырь святаго пророка Илии, три версты от Иерусалима, итти все полем. На том месте спал святый пророк Илия, егда явися ему ангел Господень и глагола ему: Востани, яждь и пий, яко путь мног ти есть. И монастырь той яко городок оделан высок, в нем же церковь велия и старцы патриарховы пашню пашут на патриарха и на монастыри, и виноград великий патриархов тут и масличных древес множество; и близ того места был град Рама, о ней же есть писано: Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног. Ныне же разрушен весь, едва основание знать. И от того места до святаго Вифлиома три ж версты, и на том пути есть гроб Рахилин, матери Иосифовы, сына Ияковля; на том месте жиды празднуют и от того места путь ко Авраамове жертве, к дубу мамврийску; от Иерусалима три дни ходу. Близь же от Рахилина гроба, яко верста до дому Иесеева, отца Давидова, ту бо есть ныне кладезь, a здания ничего не знать. Земля бо та святая вся бела, яко снег, плодовита зело. И от того места за потоком святый Вифлеом, прежде град был, a ныне село; а в нем живет турков сто тридцать дворов,. а греков сто, а фрягов тридцать; а близь того села церковь Рождества Господа нашего Иисуса Христа, вельми дивна и велика зело, а пред тою церквою яко двор и помощен камением белым; а стояли круг того двора столпы мраморныя, а на них каморы, сиречь своды от столпа до столпа и два кладезя посреде того двора великие, а врата, яко во град, и стена та от западу; еще стоит врата в церковь от западу двои великия, яко градная, а ныне закладены, токмо малые дверцы едины в тех вратех сделаны, как мочно человеку влезти в церковь; мерою та великая церковь пятьдесят сажень до великаго олтаря, а поперег двадцать сажень, в ней же столпов пятьдесят мраморных облых, вся была помещена мрамором и стены были выложены мрамором белым, а ныне турки выломали мрамор во свои мечети; и в той церкви службу совершают в воскресныя дни; служебную потребу приносят егда служить. И в той же церкви вход по лествицы в пещеру под святый олтарь, внити же в тое святую пещеру с полуденныя страны, и на восток лицем место, иде же родися Господь наш Иисус Христос украшено мрамором дивным, а над тем местом устроена цка мраморная, утвержена к стене, и на той цке литоргисают святую службу; а под тою цкою над святым местом висят кандила с маслом. А налеве от того места святыя ясли, в них же Господь положися, також дивным мрамором устроены и над ними кандила ж висят. Церковь же та святая пещера помощена мрамором, а в тое святую пещеру трои двери: едины с полуденныя страны, а другия с северную страну, те обои двери из великия церкви под святый олтарь, а третие двери с западу под великую церковь; те двери ныне закладены. А под тою церковью есть многие пещеры, в них же и многия гробы святых; там и святых младенец мощи избиенных за Христа; из-под той церкви лествица вон за церковь во фрянцужской монастырь, а тот фрянцужской монастырь за великою церковию с полунощную страну, великое здание, а прежь был на том месте митрополей двор, а с полуденную страну за церковью есть пещера, в ней же кладут умершую братью; а в восточном углу церковном колокольня велика вельми и высока, а в ней церковь святаго Георгия, то повседневная (служба греческая); а над церковью в той же колокольне кельи, в них же живут греческие старцы. А от тое святые церкви сажень с пятьдесят на зимней восток есть пещера велика, в ту бо пещеру приидоша волсви с дары и из тое ж пещеры пречистая Богородица бежала во Египет с Превечным Младенцем; и в той пещере церковь[36]. А от святаго Вифлиома спустясь с горы к востоку лицем есть поле равно и красно: то бо зовется святая паствина. На том месте ангели Господни благовестиша пастырем Рождество Христово. Ту есть пещера, над тою пещерою создана церковь и монастырь был, ныне же разорен от поганых; а около того места множество масличных древес и нивы многоплодны. А на западную страну от святаго Вифлиома две версты на горе дом Ефрантов; ту бо бяше старый град июдейский, а ныне село великое[37], а все живут арапы християне, боле трех сот дворов, а церковь в нем святаго Николы. А за тем селом, яко верста едина – монастырь великомученика Георгия в пустыне[38], живут старцы Вифлиемские и пашню пашут; а от того места до дому Захариина, отца Предтечева, на запад четыре версты[39]. Есть бо той дом древнее здание велико зело и доныне стоит пусто. А от того места близь есть пещера, иде же Предтеча родися, и на том месте церковь была, а ныне то все разорено, живут поганые арапы. А от того места, яко три версты до горы, в ней же пещера, и в тое пещеру святая Елисавефь со Иоанном от иродовых слуг скрыся, еже тогда гора разступисяи прият (ее); и из той пещеры воды источник исходит, светла зело и чиста; и на том месте была церковь ныне же, разорена; а оттоле к полудни яко две версты есть место иде же каже- ник крестися святым апостолом Филиппом; тут источник воды течет из горы; на том месте была церковь, ныне же разорена, а от Вифлиома до того места шесть верст; а от Вифлиома-ж до лавры святаго Савы освященнаго восемь верст, на восток лицем на горы, и на тех горах обитель была святаго Евфимия, великое здание и пруды были каменные, а ныне разорено все; а от того места на полдень шесть верст, на тех горах обитель была святаго Харитона, ныне пуста; а от святаго Евфимия дошед до Удоли плачевной за полдве версты святаго Савы; в той Удоли по обе страны множество вертепов и до Мертваго моря; тут бо Удоль глубока вельми; в тех вертепех прежде были церквицы малые и монастыри скитские древних пустынников, ныне же то все пусто.

О Лавре Св. Саввы

А обитель преподобнаго Савы стоит в той Удоли в полугоре, ограждена стенами каменными; церковь Благовещение пречистые Богородицы велика, выписана вся стенным письмом; здание древнее, а гроб святаго Савы под тою соборною церковию глубоко зело, и над ним был теремец устроен, а ныне мощей ево нету, токмо гроб един, а столп святаго Савы и доныне стоит, в нем же подвизася к Богу, а другий столп святаго Иоанна Дамаскина, а церквей малых во обители седмь, толикожь и келей, у всякой церкви по келье, а старцов ныне бывает только по двенадцати или по пятнадцати, а пищу им из Иерусалима приносят, а устав святаго и доныне добре содержат; а от того святаго Савы вдохом и до Мертваго Содомскаго моря нощию со арапом, страха ради поганых. А то Содомское море промежь гор, путь к нему зело тяжек, все по горам, есть же яко верст пятнадцать; а то Содомское море широтою край видеть, а в долготу края не видеть, а сказывают, что из него протока есть в Чермное море, а вода в нем густа, видом бела, солона и смрадна зело, и животна в нем несть никакова, а близь ево которые древеса лежат на брезе, и то все обростает от мрака того видением бело, а внутрь черно и смрадно, а камение близь того моря черно на огне горит, яко уголь, а дым смраден испущает, невозможно терпеть[40]. В то море святый Иордан входит с полунощи, и близь на том иорданском устии монастырь был пречистые Богородицы, егда шла из Вифлиома во Египет и на том месте почивала; а ныне разорен, пуст, и оттоле паки возвратихомся во Иерусалим тем же путем[41].

О действе у Гроба Господня

В святую и великую соботу за пять часов до нощи прежде ударяют в било древяное и в железное в великом олтаре, и клеплют с полчаса, а людие вси входят в великий пяток и заперты бывают в церкви и до пасхи Христовы; а после клепания приходит патриарх из своих келей, которыя в церкви, и облачится во священныя ризы со всем собором, и пойдут из средние церкви в полуденные врата около великаго олтаря, с хоругьми и кресты и с евангелиями, и дойдут до гроба Господня со свещами не возженными и кандила у гроба Господня угасят и по всей церкви, и обходят гроб Гооподень трижды и поют: Воскресение твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, а поют многажды, а как в третие обойдут и станут вси против гроба Господня, а двери, которыми входят в преддверие ко гробу Господню в то время заперты и запечатаны, и турки стоят, никово не пустят, окроме патриарха, и тогда патриарх пойдет един ко гробу Господню держа в руках свеч множество невозженных, и быв тамо мало время исходит из святыя пещеры, износит свещи зазженны; а того неведомо, как у него те свещи засветятся, а из ево рук християне свои засвечивают свечи, огнь веществен, как есть огнь, а взыдет патриарх на высоко место и начнут вечерню петь, а после патриарха пойдет ко гробу Господню арменский патриарх и потом иныя веры и засвечивают свечи у гроба Господня от кандила.

И благодатию Христовою аз недостойный пребыв и препроводив во святом граде Иерусалиме годищное время от 10-го числа маия по тож число, и прошения ради моего и умоления отпустил мя патриарх на Русь, и получив благословение и прощение от патриарха, от Иерусалима отойдохом и до Яфы тем же путем; ту исшедшим нам в кораблец, идохом по Белому морю, а на восточную страну близь брега до Кармильские горы и до Сарефты Сидонские и до Акры, еже есть Птоломаида, а оттуду путь в Назарет и на Фавор, а оттуду до Асафато, еже есть Саит, а оттуды до Берути; в том бо Верути граде святый[42] великомученик Георгий змия убил; благоплоден град той, овощ сладкий и шелку много добраго; в том же граде и преславное чудо от иконы Христа Бога нашего бысть, ему же жиды ругахуся копием удариша и изыде кровь и вода от суха древа; в том же граде ксенефонтовы дети Иван и Аркадий грамоте учились, есть бо та школа и доныне на островку. А оттуду до Триполи града, и той всем изобилен, стоит на край моря, под горами, а над ним горы превысоки зело, на них же и снег всегда несходит, а оттоле до Кипра преидохом и пристахом в Лемесо. Кипр остров всем изообилен, а от Кипра в Лаодиокию, а от Лаодиокии до Канаяси и от того острова приидохом в Миры-Ликийския и молебствовавше у святаго Николы; ту бо бе монастырь великий и здание чудное и церковь велика, ныне же разорено есть все; половина тое церкви ограждена и тут совершают службу, а над гробом святаго Николы есть часовня и доныне каменная, a христиан тут нет никово – все турки, а поп приезжает из Кастелероза для богомольцов; и тут древеса многоплодная всякая, и оттуду до Кастелероза, а оттоле до Симы острова, и приидохом на прежней путь в Соскыз (Хио), и до великаго Милитина острова, и потом мимо Троаду плыхом, то бо место зело красно при мори, и приплыхом близь Бугазыи, еже есть Узкое море; мы же изыдохом на брег из корабля и прейдохом цо суху до тое Бугазыи, занеже на мори много францужских воинских караблей было в том устье, и тут вседохом в корабль, и до Царяграда дошедшим нам, милостию всесильнаго Бога, здравы августа месяца, и пребыв двенадцать дней, и получив время, идохом от Царяграда на Чермное море, и преплыв пучину и пристахом во Измаил город, и оттуду в Волоскую землю и до Московскаго государьства пресветлаго царьствующаго града Москвы лета 7161 (1652) году, ноября в 22 день, на память святаго апостола Филимона.

Источник: Хождение в Иерусалим и Царьград чернаго дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленькаго. С-Петербург, 1882 г. Типография Добродеева, Троицкий пер. № 32


Примечания:

[1] 
Из которых самый главный: отсутствие сказания о сошествии Св.огня на гроб Господень – умолчание почти невозможное для русского паломника, проведшего во св. граде Четыредесятницу и Пасху, язык «приделанного» конца тоже обличаешь подделку для того, кто прочтет внимательно целое сказание

[2] Розета.

[3] Долина Саронская.

[4] Идя от Яфы налево, а не направо, путь в Лиду.

[5] Судя по расстоянию – 12 поприщ от Иерусалима; это указание относится к Никополису. Для полнейшего определения местности древнего Еммауса следует обратить особое внимание на Синайский текст Евангелия (изданный Тимендорфом), где расстояние Еммауса от Иерусалима означено не 60-ю а 160-ю стадиями (не цифрами, а словами), и такое расстояние согласно с действительным расстоянием Никонолиса от Иерусалима; на эту местность Еммауса указывает и блаженный Иероним, как известно, долго живший в Палестине и Нестор наших паломников – Игумен Даниил.

[6] Иерод. Иона первый из паломников упоминает о сей церкви.

[7] В ркп.: попошед.

[8] Не Давидовыми, а Золотыми вратами.

[9] Эти врата обычно называются ныне «Давидовыми», потому что находятся близ так называемаго «дому Давидова».

[10] Шамские, то есть Дамасские врата, как известно, находятся не на западной, а на северной стороне.

[11] По-видимому здесь разумеются закладенные выне Иродовы врата, также находящиеся на северной стороне.

[12] В ркп.: «в долгуту».

[13] Ныне камня здесь нет, а место означено на церковном полу черным кругом.

[14] И так в половине XVII века Голгофский придел уже не был во владении грузин, хотя они и продолжали еще держаться в своем крестном монастыре.

[15] Во имя Воскресения Христова.

[16] «И тут», т. е. на той же площади, выйдя из церковных врат на левой стороне, против группы вышеупомянутых трех греческих церквей.

[17] Армянская, коптская и абиссинская.

[18] Ныне «великая Панагия», именуемая в житии св. Евфросинии Полоцкой «монастырем русским».

[19] Ныне «малая Панагия».

[20] Иона определяет место рва Иеремиина, согласно с другими нашими древними паломниками, на восточной, а не на северной стороне Иерусалима, куда его относят новейшие.

[21] «Соломоновым домом» Иона называет весь двор Омаровой мечети с ее зданиями.

[22] Это верно. В водохранилища эти проведена вода из Соломоновых прудов (что близ Вифлеема), и они сохраняются в тайне.

[23] Стало быть тогда еще не существовало нынешнего предания, что здесь гроб св. Иосифа Обручника.

[24] Указание этого места согласно с православным преданием, существующим издревле; место, на которое здесь указывается, находится в юго-восточном углу Гефсиманского вертограда, за нынешнею его оградою, как место общее.

[25] Иона, согласно с другими нашими паломниками, называет правильно пещеру, находящуюся рядом с Гефсиманскою церковью, местом, где спали апостолы во время молитвы Спасителя и где совершилось предание Его, а не местом «моления о чаше», как стали баснословить латины после исключительного завладения этою пещерою.

[26] Иона, как и другие паломники, называет «Силоамскою купелью» тот источник, который западные и наши новейшие паломники называют «источником Богородицы».

[27] Ныне хоронят всех христиан на Сионском кладбище.

[28] Иоавль.

[29] С юга, а не с запада.

[30] Из этого видно, что и в 1650 году грузины еще владели монастырем крестным, но уже не владели Голгофою, о чем замечено нами выше.

[31] Гробы пророческие и царские точно находятся к северу от Иерусалима по дамасской дороге.

[32] To есть все то, что находится в ограде омаровой мечети.

[33] Арабское: арабов-магометан.

[34] «Ермон малый», по сказанному в псалме XLI, 7:... «помянух тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя»...

[35] Здесь Иона неправильно называет Феодосиевым монастырем развалины монастыря Хозевы, находящияся влево от дороги, в ущельи, по которому протекает (весною) поток Котлумейский.

[36] Это так называемая ныне «Млечная пещера», место общее.

[37] Беджала, которое русские богомольцы зовут «село Бежалово», а долину пастырей называют «село Пастушки», и по этим адресам посылают иногда из России в оба эти места свои усердныя лепты.

[38] Монастырь, так называемый ныне «Георгия Беджальскаго».

[39] Горная с монастырем (латинским) на месте рождества св. Иоанна Предтечи.

[40] Так называемый «камень Моисеев», аспидный кварц.

[41] Здесь собственно и кончается сводный список «Путешествия иеродиакона Ионы», изданный Сахаровым. К этому списку «приделан» конец следующего содержания: «И по четырех месяцах, аз, многогрешный Иона, милостию Божиею, возвратится чрез Царьград в богоспасаемый град Москву, и оттоле в обитель св. Сергия. Еже видех очима своима, то и списах на почитание верным. Аминь».

[42] В ркп.: «стоит», что явно описка.





23 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.