В Троице-Сергиевский монастырь возник в то время, когда в русской истории назревал огромной важности перелом: кончился, вслед за Киевским, ее Владимиро-Суздальский период и началось возвышение Москвы и кристаллизация того своеобразного и величественного целого, которое именуется Московской Русью.
После битвы на Куликовом поле в 1380 году Троицкий монастырь сделался как бы сердцем Московской Руси и одним из крупнейших очагов русской культуры и просвещения. Всё совмещалось и концентрировалось в монастыре как в сокровищнице национального творчества, как в живом творческом музее. Даже самый строй монастырский, которому прп. Сергий придал трудовой и общежитный характер, воспитывал дух дисциплины и подчинения высшим целям среди достаточно первобытного русского общества того времени и вносил смягчение во весь уклад русской жизни.
Троице-Сергиев монастырь на протяжении нескольких столетий являлся одним из наиболее славных и блестящих монастырей-академий. С внешней стороны жизнь в Троице-Сергиевом монастыре вначале была скудна и привлекала лишь ищущих уединения и подвига. Но уже при жизни преподобного Сергия изменились обстоятельства и нарушено было безмолвие пустыни: кругом монастыря стали селиться крестьяне, мимо него прошла большая дорога на Переславль и Ростов, а при преподобном Никоне, преемнике преподобного Сергия по игуменству, обитель начала получать уже пожертвования и вклады в виде вотчин, пустошей, рыбных ловлей, соляных варниц и т. д.
При Иване Грозном монастырь славился своим поразительным хлебосольством и гостеприимством: никому не было отказа в приюте и пище, причем угощение почетных гостей бывало иногда исключительным по обилию и роскоши: особенно славились троицкие меды и пития, о которых с восторгом отзывались иностранцы. Обитель преподобною Сергия стала предметом национальной гордости: мы знаем целый ряд свидетельств иностранцев, которым показывали Троицкий монастырь как одну из величайших достопримечательностей царства Московского.
Троицкому монастырю выпало на долю еще одно блестящее деяние — послужить оплотом русской независимости в Смутное время.
Впоследствии, уже в конце XVII века, Троицкий монастырь дважды укрывал в своих стенах юного Петра Великого во время стрелецких волнений, предание и сейчас указывает на огромного деревянного орла за престолом Успенского собора, будто бы выточенного самим Петром и поставленного на том самом месте, где хотели убить его.
Лавра дала нечто ценное в культурной области — лаврскую семинарию, открытую в 1742 году.
В XIX веке Лавра дала от себя ряд молодых побегов — монастырей близ Троицы.
Оглядывая одним взором всю более чем пятисотлетнюю историю Лавры, мы невольно приходим к выводу, что тут совместным творчеством ряда поколений было создано нечто онтологическое, превышающее обычный человеческий масштаб, самодовлеющее живое ядро, лишь менявшее свои одежды и оболочки, подчас замиравшее и казавшееся застывшим, но все же оживавшее и способное вновь к великим деяниям. Душа Лавры жила во всех этих метаморфозах, как золото тлеющих углей под слоем пепла.
И теперь, оценивая все бесчисленные культурные сокровища, накопленные Лаврой, мы должны особо выделить ее богатства художественные. Русский гений сверкает здесь во всех областях, всеми гранями своего многообразия: когда обнаружатся все эти сокровища и станут предметом всеобщего обозрения и изучения, мы смело можем сказать, что Лавра займет одно из выдающихся мест среди художественных центров Европы и, может быть, сыграет видную роль в намечающемся возрождении русского искусства.
Игумен Андроник (Трубачев)
Источник: Игумен Андроник (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918-1946 гг. Троице-Сергиева Лавра и Россия. - С. 303-306.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра