Пожалуй, трудно переоценить значение Сергиевой Лавры для России и всего православного мира в целом. С древних времен сюда непрерывно стремится бесчисленный людской поток богомольцев-паломников, высоких гостей, туристов. Замечательно сказал о Троицкой обители о. Павел Флоренский: «Лавра есть осуществление русской идеи, конспект бытия нашей Родины, пульс русской истории. Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности».
Однако, проходят годы, меняются времена и нравы, изменяются и сами люди. Чем же стала Лавра для современного человека? Обычная картина контрастов лаврской жизни – открытые яркие одежды туристов среди строго черных монашеских ряс. Словно из одного источника текут сладкие и горькие воды, в одном историческом месте обнаруживаются современные нравы и традиционные монашеские правила. Со временем для одних Лавра стала только местом культурного отдыха, шедевром мирового искусства, подобно афинскому акрополю или египетским пирамидам, для других же она навсегда осталась православной святыней и силой, объединяющей Святую Русь. «Странные» одежды монахов, как и все традиции монашеской жизни, – образ покаяния, пример большей заботы о внутреннем мире человека, чем о внешней стороне жизни, – не всегда понятны современному человеку, который больше заботится о внешнем. Стиль современной моды попирает законы совести и стыдливости – те нравственные законы, которые строго хранились как залог семейного благополучия даже у народов, не просвещенных светом христианского учения.
Казалось бы, зачем говорить о таком личном деле, как манера одеваться? Однако же именно по одежде мы судим о характере людей и в зависимости от внешнего вида принимаем или не принимаем их в общение. Не случайно император Петр Великий свой путь к реформе общественных отношений и упразднению патриаршества на Руси начал с изменения внешнего облика своих подданных – приказал брить бороды и носить парики. Великий реформатор и поклонник западной культуры понимал, что с изменением внешнего вида начинается воспитание нового внутреннего мира человека. Чрезмерное увлечение западной культурой, внешней красотой привело к забвению главного богатства человека – красоты души. «Душа драгоценнее всего сотворенного, – говорит прп. Макарий Великий, – ибо только человек сотворен по образу и подобию Божию». Истинная красота человека – в сиянии образа Божия, нетленной красоте вечной души. Можно даже сравнить красоту человека с благолепием иконы. Но как не каждое изображение святых можно назвать иконой, а только написанное по церковным канонам в иконописном стиле, так и истинная красота не в тленном, а в красоте жизни по заповедям Божиим.
Относительно внешнего вида Церковь учит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). Мужчина, мирянин, должен находиться в храме с непокрытой головой, а женщина с покрытой. «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:4-5).
Апостол Павел пишет, чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10). «Не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Один цвет любезен в женщине – это добрый румянец стыдливости», – учит свт. Григорий Богослов. Женщина, входящая в церковь излишне украшенной, по словам свт. Тихона Задонского, делает храм Божий позорищем (театром) и примет наказание от Бога за соблазнительное поведение.
Внешний вид христианина должен быть скромным, должен являть чистоту души. Такой божественной красотой сияют лики святых. Их образа украшают храмы и открывают нам благолепие иного мира. Храм – дом Божий. И как в чинопоследовании богослужения Церковь определяет строгий порядок, так и каждому отворяющему двери храма заповедано входить в него с «верой, благоговением и страхом Божиим».
Проходят века, меняются царства и их законы. Они так же изменчивы, как и сама человеческая натура. Входя же в обитель, каждый входит в вечное царство благодати Божией. Цените это и «отдавайте... Божие Богу» (Мк. 12:17), подчиняйтесь Его духовным законам.
Иеродиакон Галактион (Павлов),
насельник Троице-Сергиевой Лавры
Источник: Троицкий сборник [альманах]. СТСЛ, 2002. – № 2. – С. 409-411.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра