«Преподобный Игумен, наш отец святой Сергий, привел к Богу многие души своей чистой и непорочной жизнью; это был чудный старец, украшенный всеми добродетелями: с тихим и кротким характером, смиренный, благонравный, приветливый, благодушный, утешительный, сладкогласный, щедрый на подаяние, милостивый, добросердечный, смиренномудрый, целомудренный, благоговейный, нищелюбивый, страннолюбивый, миролюбивый, боголюбивый, отец отцов, учитель учителей, вразумитель вождей, пастырь пастырей, наставник игуменов, глава монахов, строитель монастырей, постников похвала, молчальников украшение, иереев красота, священников благолепие, истинный учитель и настоящий вождь, добрый пастырь, праведный учитель, наставник в истине, благоразумный правитель, всеблагой руководитель, надежный кормчий, безмездный врач, доблестный заступник, священный Божий служитель, начальник общежительства, податель милостыни, трудолюбивый подвижник, великий молитвенник, хранитель чистоты, образец целомудрия, столп терпения, на земле ангельски поживший и воссиявший в Русской земле, как ярчайшая звезда. Его великая добродетель многим послужила на пользу и во спасение, многим помогла в подвигах, для многих была поддержкой и опорой. Он был учителем Православия для христолюбивых великих русских князей; твердым хранителем благочестия для вельмож, тысяцких, прочих начальников, чиновников и всего христолюбивого воинства; умным и душеполезным собеседником архиепископов, епископов и других святителей и архимандритов; прибежищем для честных игуменов и пресвитеров; для иноков – лестницей, возводящей на высоту небесную; милосердным отцом для сирот, сердечным заступником вдовам; утешением в печали, источником радости для скорбящих и плачущих; миротворцем для воюющих и злоумышляющих, неоскудевающим сокровищем для нищих и слабых, великим утешением для убогих, не имеющих еды на день, целителем многих недугов, поддержкой изнемогающим, опорой малодушным, заступником обездоленным, помощником обидимым, твердым обличителем насильников и грабителей, избавителем из плена, освободителем из рабства и тюремного заключения, выкупом для должников, подаянием для всех просящих, трезвением для пьяниц, смирением для гордых, обузданием для грабителей, запретителем для лихоимцев; для кающихся грешников и для всех, с верой приходящих к нему - верным предстателем пред Богом».
Похвальное слово Сергию
Самым важным и значительным событием в жизни России и русского народа было Крещение Руси, когда она органически влилась в семью христианских стран. Это событие трудно переоценить, поскольку оно качественно изменило дух и характер русского человека. Православная вера быстро распространялась по всей Руси благодаря деятельности православных обителей, ставших центрами духовной жизни, образования и культуры. Православная вера нашла на Руси благодатнейшую почву для своего произрастания и развития. Трудно себе представить, что произошло бы с Россией, если бы она не приняла в 988 г. Крещение. Ведь известно, что Русь вынуждена была большую часть своего существования обороняться от всякого рода захватчиков, мечтавших ее поработить или уничтожить. Но именно благодаря принятию христианства и деятельности духовных подвижников, постоянно лелеявших и укреплявших православную веру и дух народа, Россия выходила победителем из самых тяжких сражений или после временного господства враждебных ей сил свергала их и снова становилась свободной.
Трудно переоценить значение принятия христианства и значимость духовной деятельности подвижников и предстателей русского народа перед Богом. Достаточно привести примеры такого рода, как духовные подвиги Антония и Феодосия Печерских, с которыми можно по праву сравнить и духовные подвиги Сергия Радонежского. В самые тяжкие годины, когда ставился вопрос о том, быть или не быть России, русский народ обращался к своим духовным заступникам, которые с Божией Помощью спасали его от смертельных опасностей и угроз. Это были люди, как бы данные Руси самим Богом. Они рождались в глубине русского народа, жили его жизнью, делили с ним все радости и горести и, в конечном счете, благодаря неустанным молитвам вели его по праведному пути – по пути православного вероучения, по пути Божественной Истины, по пути учения Иисуса Христа. Так в союзе духовных подвижников и всего русского народа создавалась могучая Святая Русь.
Одним из таких великих подвижников духа был и остается преподобный Сергий, о котором написано очень многое. К сожалению, от него не осталось никаких письменных свидетельств: ни писем, ни проповедей, ни тем более сочинений. Единственным более-менее приемлемым источником является Житие Сергия, написанное Епифанием Премудрым, позже дополненное и доработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным, на которое ссылаются все историки, философы, богословы. С одной стороны, это весьма осложняет изучение жизни и деятельности великого подвижника, поскольку нет объективной основы, зафиксированной в письменных памятниках. С другой стороны, существуют довольно многочисленные легендарные повествования о его жизни и деятельности, что одновременно и облегчает освещение его духовного творчества, и вместе с тем осложняет, поскольку опора на сказания и легенды никогда не бывает в достаточной мере надежной и объективной.
Видимо, следует иметь в виду, что преподобный Сергий, жизнь которого протекала в XIV в., не предполагал обширного и воплощенного в письменных свидетельствах творчества, поскольку он сам представлял собой нечто цельное, от земли Русской, от культуры и духа Русской земли и русского народа. И сущность его духовно-нравственного учения заключалась больше в образе его жизни, его поступках, поведении и в весьма скупых, но весомых словах и высказываниях. В этом смысле, может быть, следует исходить именно из его личности и его практических деяний, освобождая их от многовековых наслоений, которые неизбежно затемняют ясный и яркий свет, излучаемый самой личностью. Это можно сравнить с археологией, которая, снимая один слой за другим, постепенно добирается до погребенных под ними сокровищ. Поэтому методология раскрытия огромного богатства, сконцентрированного в личности преподобного Сергия, может представляться людям именно по мере передачи его деяний, поступков, слов и мыслей.
В Житии, написанном Епифанием, повествуется о том, как юному отроку Варфоломею трудно давалось обучение грамоте, что огорчало его родителей и угнетало его самого. К счастью, однажды он встретил старца, стоявшего под дубом и усердно молившегося. Когда старец закончил молиться, он подозвал мальчика к себе и спросил, в чем тот нуждается и чего хочет. Мальчик попросил помолиться за него перед Богом и попросить помощи в одолении грамоты. Старец помолился, после дал ему съесть кусочек просфоры со словами, что это есть знамение Божие и оно поможет понимать Священное Писание, а в знании грамоты он преуспеет больше, чем его братья. Варфоломей пригласил старца домой, к родителям. Старец попросил его в присутствии родителей почитать Псалтырь. Уверенное чтение Псалтыри очень удивило родителей и братьев. При этом старец сказал вещие слова о том, что Варфоломей избран Богом еще до рождения, что он будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь и, что особенно важно, он будет обителью Святой Троицы и многих приведет за собой к Богу и пониманию божественных заповедей.
В этих словах старца прозвучало все наиболее важное и существенное, что раскроется в жизни, деяниях и духовном подвиге преподобного Сергия. С этого момента отрок Варфоломей стал с особой силой тяготеть к духовной жизни и духовному подвижничеству. В двадцать три года он стал иноком, о чем мечтал еще с ранней юности, получив при этом имя Сергий. Он стал первым иноком, постриженным в церкви Святой Троицы, которую он построил, вместе с братом, в пустыни и с которой началось его великое духовное подвижничество.
В это время многие люди из разных слоев русского общества стремились уйти от мирской жизни к отшельничеству, чтобы ничто не мешало им служить Богу. Они поселялись в диких, непроходимых лесах, обустраивались. Постепенно к ним начинали стекаться другие иноки, они сообща начинали вести хозяйство, налаживали быт. Так постепенно возникали монастыри, способствовавшие освоению северных русских территорий. Россия покрывалась своеобразной сетью монастырей как духовных центров, объединявших русский народ единым духовным началом. Этот процесс известные отечественные историки (В. Ключевский, Н. Костомаров) метко назвали «монастырской колонизацией» – в смысле духовного и хозяйственного освоения пустовавших земель.
Трудно переоценить этот позитивный во многих отношениях процесс, одним из активнейших деятелей которого стал преподобный Сергий. По выражению В. О. Ключевского, Сергий «был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества... он пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». Достаточно заметить, что из Сергиева монастыря в XIV в. образовалось 13 пустынных монастырей-колоний и 2 – в XV в. Всего же в XIV-XV вв. из Сергиева монастыря или его колоний образовалось 27 пустынных монастырей и 8 городских. Среди них самим Сергием были основаны такие известные монастыри, как Андроников, Симонов монастыри в Москве, Борисоглебский монастырь в окрестностях Ростова Великого и многие другие.
В чем выразился самый важный и существенный смысл жизни и служения преподобного Сергия? На наш взгляд, прежде всего и главным образом это глубинное понимание и рационально необъяснимое постижение Святой Троицы – одного из самых трудных для постижения христианских догматов. Автор первого жизнеописания преподобного Сергия Епифаний Премудрый повествует о том, что идея Троицы была дана Преподобному Сергию от Бога. Так, когда Варфоломей спросил своего старшего брата Стефана, во имя какого святого нужно освятить недавно построенную ими церковь, Стефан отвечает следующее: «Зачем ты спрашиваешь и для чего искушаешь меня и допытываешься? Ты сам знаешь ответ на свой вопрос не хуже меня, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: «Блюди себя, дитя! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя еще, когда мать носила тебя в утробе, и дал о тебе знамение до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь во время пения святой литургии, так что все люди, стоявшие там и слышавшие, удивились и ужаснулись, говоря: «Кем будет этот младенец?»
Но священники и старцы, мужи святые, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: «Поскольку в чуде с младенцем отобразилось число три, это означает, что ребенок будет учеником Святой Троицы и не только сам будет благочестиво веровать, но и многих других соберет и научит веровать в Святую Троицу». Поэтому тебе подобает освятить эту церковь во имя Святой Троицы. Это будет не наше измышление, но Божие изволение, предначертание и избрание, ибо Господь так пожелал. Да будет имя Господа благословенно вовеки!» Когда Стефан закончил, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Любезно мне слово твое, и я того же хотел и замышлял. Душа моя желает создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Смирения ради я спрашивал тебя, и Господь Бог не оставил меня – дал мне по желанию моего сердца и хотения моего не лишил меня». Так и произошло: митрополит Феогност дал свое благословение на освящение церкви во имя Святой Троицы. Было это за два года до того, как Варфоломей принял постриг под именем Сергия, и началось его многолетнее и плодотворнейшее духовное служение, неразрывно связанное со Святой Троицей.
Известно, что догмат о Святой Троице восходит к Ветхому Завету, где рассказывается о явлении Бога Аврааму в виде трех ангелов, что породило уже в те времена множество толкований этого явления. С тех пор сказание о Троице не только не становилось более ясным и рационально объяснимым, но скорее наоборот, его толкования представлялись все менее понятными и все более труднообъяснимыми. Преподобному Сергию предстояло решить труднейшую задачу: не просто объяснить содержание и смысл догмата о Святой Троице, но представить его таким образом, чтобы он был понятен каждому человеку. Особая трудность состояла в том, что суть догмата нельзя было выразить на языке философии, богословия и истории того времени. Надлежало найти то тайное и сокровенное, что олицетворяла Святая Троица.
Преподобный Сергий справился с этой задачей с присущими ему смирением, скромностью и изяществом. Он нашел это тайное и сокровенное в едином: в единоверии, единомыслии, единении. По данным ему свыше способностям он как бы прозревал одновременно прошлое, настоящее и будущее не в каком-то постепенном сложении различных сил – умственных, нравственных, исторических, – а именно в том, что дано в виде Божественной идеи и Божественного идеала, к постижению которых следует прилагать все свои силы. Как указывали многие, смысл Святой Троицы состоит, прежде всего, и главным образом в единстве тела и души человека, в единстве общества, единстве всего человечества, наконец, в единстве всего мироздания. Таким образом, единство представляется единством духовным, нравственным, политическим, социальным, космическим, то есть единством абсолютно универсальным и, следовательно, единством единственным и уникальным – праведным путем, по которому должно следовать все существующее.
Но где найти человеку силы, чтобы не только понять, уяснить и освоить это единство и неуклонно следовать по истинному пути? На этот труднейший вопрос преподобный Сергий давал не концептуально схоластический ответ, а ответ, представленный в виде образа жизни, образа мыслей, поведения и поступков, истоком чего может быть только внутренняя свобода человека. В основе же этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина здесь – Бог в трех лицах-ипостасях, то есть Святая Троица.
Таким пониманием Святой Троицы преподобный Сергий заронил в душу русского народа семена не просто внутренней свободы, но именно той внутренней свободы, которая ведеёт каждого человека к единению с другими людьми, единению общества и государства посредством высочайшей нравственности, высочайшего нравственного поведения человека, следующего божественным заповедям. И тогда внутренняя свобода становится свободой семьи, общества и государства. В этом смысле преподобный Сергий предвосхищает все последующее многовековое развитие не только России или Европы, но и всего человечества, ибо только такая политика, экономика, историческая деятельность народов имеет оправдание и смысл, если она основывается на высочайшей культуре, высших ее ценностях, на самой высокой духовности.
Только в этом случае возможно избежать всякого рода конфликтов, столкновений и войн. Только в этом случае может сохраняться мир во всем мире как основа развития всего человечества. Видимо, неслучайно понимание Сергием Святой Троицы было подхвачено его учениками и последователями, и прежде всего Андреем Рублевым, создавшим, мало сказать, гениальную, но непревзойденную никем «Троицу» – идеальный духовный зримый образ абсолютного единения, единства всего сущего.
На вопрос о заслугах преподобного Сергия перед русским народом и государством и о его месте в российской истории можно было бы писать пространные сочинения. Если же говорить кратко, то его величайшие заслуги состоят в том, что он заложил веру русского народа в самого себя. Что в годы лихолетья он явил народу неиссякаемые истоки силы народного духа, который не могут сломить никакие внешние и внутренние враги, если этот дух продолжает питаться из животворного источника христианской, православной веры.
Неслучайно, что при его жизни, в течение пятидесяти лет, множество людей приходили к нему за благословением и вместе с водой из источника черпали утешение и ободрение, делясь этим затем с другими. Процесс духовного возрождения народа реализовался в двух факторах: исторической победе в Куликовской битве и в воздействии Сергия на последующие поколения русских людей, обретение ими такой крепости духа и высочайшей нравственности, при которых народу стала не страшна опасность не только со стороны Орды, но и никакие другие внешние угрозы.
Трудно переоценить огромный вклад Сергия в духовное возрождение Руси, в частности в развитие русского монашества и строительство монастырей. Так, в течение 1240-1340 гг. было построено три десятка монастырей, тогда как в следующем столетии, особенно после Куликовской битвы, было основано уже до 150 монастырей. При этом, как отмечает В. О. Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных».
Эта огромная сеть православных монастырей на Руси была не только своеобразным Покровом от самых различных внутренних и внешних угроз и бедствий, но и сетью духовных центров, где вырабатывалась высочайшая духовность народа, его высокая нравственность, его сознание и самосознание. Нельзя не согласиться со словами В. О. Ключевского: «Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. Это имя сохраняло силу непосредственного личного впечатления, какое производил Преподобный на современников. Эта сила длилась и тогда, когда стало тускнеть историческое воспоминание, заменяясь церковной памятью, которая превращала это впечатление в привычное, поднимающее дух настроение. Так теплота ощущается долго после того, как погаснет ее источник. Этим настроением народ жил целые века. Оно помогало ему устроить свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок. При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество.
С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа. Они - его питательная почва. В них – его корни. Оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
В этом смысле само имя Сергия Радонежского есть величайший памятник русскому народу, его могучему уму, способному постигать самые сложные проблемы. Его высочайшей духовности и нравственности, взрастивших мужественный, несгибаемый и вместе с тем добрый и великодушный характер русского народа; памятник русскому православию, ведущему народ по праведному пути, по пути священных христианских заповедей. Имя Сергия Радонежского для каждого русского человека является святым и священным именно благодаря тому, что в его образе соединились высочайшие человеческие качества и добродетели. Об этом очень верно и проникновенно написано в Похвальном слове Сергию. Кажется, ни один из великих людей в человеческой истории – ни императоры, ни полководцы, ни деятели литературы и искусства – не заслужили такой величайшей похвалы, какую воздавали и воздают многие поколения русских людей Сергию Радонежскому. Пожалуй, нет ни одной добродетели, которой бы он не обладал и которую бы не применял в своей жизни ко всем тем, кто к нему обращался за советом, помощью, исцелением, благословением. Он вышел из глубин народа, неся в себе его основные качества, его необыкновенный ум, кротость и терпение, смирение, склонность к простоте, врожденную скромность и неприхотливость, граничащую с аскетизмом, великодушие и любовь ко всем людям без исключения.
Все эти великие качества и добродетели Сергий формировал и воплощал в развитии высочайшей духовности русского народа, и эта великая любовь к своему народу породила ответную любовь народа к нему, любовь, которая не только не увядает со временем, а, напротив, расцветает и благоухает, охватывая все новые и новые души и пространства. От этой любви только возрастает и влияние, и воздействие личности Святого Сергия на дела и помыслы русского народа. Необыкновенные качества личности Сергия Радонежского вошли в плоть и кровь русского народа. Надо ли удивляться тому, что судьбы России с тех пор тесно связаны с его именем, его подвижничеством.
Вся последующая история развития России показала неразрывную связь ее судьбы и судьбы русского народа с именем Сергия Радонежского, идёт ли речь о ее мирном развитии или о тяжелейших временах иноземных нашествий, вооруженных конфликтах и войнах – Русско-турецкие войны; Отечественная война 1812 г.; Первая мировая война; Февральская и Октябрьская революции в России; Великая Отечественная война; пресловутые перестройка и реформы последних десятилетий – из всех этих событий русский народ выходил и выходит не только не порабощенным, ослабленным и бессильным, но, наоборот, вновь и вновь встает, возрождается и становится еще более могучим, развитым и непобедимым.
Личность преподобного Сергия всегда была, есть и будет истоком необычайной духовности русского народа, его несгибаемой воли, мужества, терпения, доброты и любви, снискавшей ему мировую славу и мировое признание. Имя Сергия Радонежского излучает и изливает на русский народ, на всю Святую Русь свет Божественной Благодати, которая охранит их и поможет во всех будущих начинаниях и свершениях. За свою историю Россия не один раз оказывалась на краю гибели, и каждый раз русский народ обращался с молитвами к своему великому игумену, предстателю и защитнику преподобному Сергию Радонежскому.
И всякий раз он откликался на просьбы и молитвы своего народа и спасал его от, казалось бы, неизбежной гибели. Надо ли напоминать о тяжелейших годах преследования Русской православной церкви и ее священнослужителей в годы Советской власти, когда разрушались храмы и святыни, когда священослужителей и борцов за православную веру ссылали в лагеря и расстреливали? Надо ли напоминать чудовищные намерения уничтожить мощи самого Сергия Радонежского, закрыть, а затем и разрушить Троице-Сергиеву Лавру? Но опять свершилось чудо: в разгар войны с гитлеровским фашизмом Сталин обращается к помощи Русской православной церкви, восстанавливает патриаршество, дает распоряжение об открытии духовных учебных заведений и целого ряда обителей и храмов.
И Русская Православная Церковь помогает укрепить дух народа, веру в его неизбежную победу над фашизмом. Обращение народа к своим духовным истокам, духовным корням, историческим и культурным традициями, в частности к духовному наследию Сергия Радонежского, помогло одержать столь дорогую и желанную, выстраданную Победу над супостатом – фашизмом, победу, которая принесла свободу не только народам Советского Союза, но и всем народам Европы.
Празднуя 700-летний юбилей Сергия Радонежского, русский народ воздает должное своему великому духовному подвижнику, оказавшему и оказывающему огромное воздействие на формирование, укрепление и развитие духа русского народа, на укрепление и развитие Святой Руси. Нет сомнений в том, что православная вера благодаря таким подвижникам, как Сергий Радонежский, будет и впредь вести русский народ по праведному пути, по пути евангельского учения, учения Иисуса Христа.
К. М. Долгов, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, главный научный сотрудник Института философии РАН
Источник: Вестник МГИМО-Университета. М., 2014. – № 36 (3). - С. 51-56.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра