Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Христос Воскресе!
В отрывке из последних глав Евангелия от Марка (15:43-16:8) говорится о человеке по имени Иосиф из города Аримафеи. Он вошел в евангельскую историю только одним эпизодом: после смерти Господа Иисуса Христа, придя к Пилату, он со дерзновением просил разрешения взять Его тело и, получив на это разрешение, благоговейно совершил погребение Спасителя.
В те времена в Иудее усопших хоронили в пещерах, которые назывались гробами. И у Иосифа, как человека состоятельного, была своя погребальная пещера, приготовленная им для себя, в которой никто никогда до того не был погребен. В ней он и полагает тело Господа Иисуса Христа.
Теперь это место находится в Храме Воскресения в Иерусалиме и по-гречески называется Кувуклией, то есть Гробом Господним. Именно там происходит сошествие Благодатного огня в Великую Субботу, накануне праздника православной Пасхи.
В этой пещере произошло событие, которое невозможно описать словами, которое превышает меру человеческого понимания. Свидетелями его оказались героини сегодняшнего евангельского повествования – женщины, которых церковное предание называет мироносицами. Название «мироносицы» происходит от слова «миро» – это благовонный состав, которым умащивали тело усопшего человека. И эти женщины с сосудами драгоценного благовонного мира приходят в первый день недели, после субботнего дня покоя, рано-рано, лишь начало светать, на Гроб Господень.
В субботу по иудейскому закону не полагалось совершать погребения, и Спаситель, снятый со Креста и положенный во гробе в пятницу вечером, пребывал там телом до того дня, который мы теперь называем воскресением, а в Евангелии он называется первым днем недели или первым днем после субботы.
Мироносицы идут ко гробу, и их волнует вопрос: «Кто отвалит нам камень, чтобы мы могли войти в пещеру?» Дело в том, что, согласно иудейскому обычаю, вход в погребальную пещеру должен быть плотно заложен, чтобы никакие блуждающие звери не повредили тело усопшего. Слабым женщинам не под силу было отвалить этот камень. Но, подойдя к пещере, женщины увидели, что камень отвален, а справа от пещеры сидит, как они подумали, некий юноша. Не сразу они поняли, что это не кто иной, как вестник воли Божией ‒ святой Ангел. Ангел сказал женщинам, чтобы они больше не искали здесь Иисуса Назарянина распятого, а шли в Галилею и сообщили апостолам о том, что произошло чудо Воскресения Христова. Следует отложить печаль: произошло то, во что они в глубине души верили, а теперь увидят своими глазами, смогут осязать своими руками и что станет для них величайшим укреплением в вере – Воскресение Спасителя.
Эта краткая евангельская история дает нам великое утешение и множество добрых уроков веры и благочестия. Остановимся на одном из них.
Данное повествование напоминает о том, что тело человека драгоценно пред Богом. Это храм Божий, каковым является не только Тело Богочеловека Христа, но и тело всякого человека ‒ нашего сродника или даже неведомого нам бездомного бродяги. И поэтому мы должны относиться к нему с благоговением. Забота о благочестном погребении тел усопших ‒ это и наш долг, и христианская добродетель.
Среди насельников нашей обители последнего времени в добродетели благоговейного отношения к телам усопших наиболее прославился
За такое благоговейное отношение к усопшим Господь наградил его Своими дарами благодатными и даже силой чудотворений. Об одном таком чудесном событии, которое произошло уже после смерти отца Алексия, хотелось бы сегодня вспомнить.
Одна моя знакомая, посещая братское кладбище в Деулино, встретила женщину, которая с любовью прибиралась на могилке отца Алексия. Она сказала, что не знала отца иеродиакона при его жизни, но он очень помог ей в тяжелой ситуации, связанной с похоронами. У этой женщины умерла сестра. Денег на похороны в Москве не было. И племянница, дочка усопшей, решилась не хоронить тело, а кремировать. Не зная, что делать, женщина пошла в один из московских храмов, стояла и плакала. Священник, выходя из алтаря, увидел скорбящую женщину, подошел к ней и спросил, чем он может ей помочь. Женщина попыталась объяснить свою скорбь: сестра была верующая, как и она, а племянница собралась кремировать тело. Батюшка ответил: «В Лавре был иеродиакон, который всем помогал хоронить усопших и хоронил, не беря денег. Возьмите свечки, поставьте на канун и помолитесь об упокоении душ вашей новопреставленной сестры и лаврского иеродиакона Алексия, попросите его помощи». Женщина так и сделала. Как только она вернулась из храма домой, ей позвонила радостная племянница. Она сообщила, что произошло необычное событие. Неожиданно нашлась какая-то благотворительная ритуальная организация, которая предложила помощь в похоронах. Уже нашли место на кладбище, машину… и нужна какая-то незначительная сумма только на гроб.
С тех пор эта женщина стала приезжать на могилку отца Алексия и благодарить за помощь, за его непрекращающееся благоговение к усопшим.
Можно сказать, что духовное состояние человека, как и общества, государства, можно проверить отношением их к усопшим. Неслучайно в послереволюционные десятилетия одним из направлений борьбы с религиозностью стало уничтожение кладбищ. Станции метро, новые микрорайоны, парки, проспекты нарочно строились на местах старинных захоронений. Казалось бы, кладбище – это не храм, оно не несет торжествующего свидетельства о Воскресении. Но даже сама память об усопших казалось безбожной власти опасной. Ведь забота о достойном погребении, уважение к почившему человеку, посещение кладбищ напоминает каждому из нас о вечности и этим приближает к Богу.
И поэтому каждый, кто помнит о своих почивших близких, родственниках, кто молился о них в Радоницу (день особого – пасхального ‒ поминовения усопших), кто нашел возможность доехать до родных могил, оказывается причастным подвигу святых жен-мироносиц и праведного Иосифа Аримафейского, который ради служения почившему Спасителю был отмечен в сегодняшнем евангельском чтении и вместе со святыми женами прославлен во всей Христовой Церкви на века.
Молитвами святых праведных Иосифа и святых жен-мироносиц да поможет нам всем Господь не охладевать в молитве о наших усопших и укрепляться в надежде всеобщего воскресения. Аминь.
Христос Воскресе!
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра