Проповедь в Неделю святых жен-мироносиц. Иеромонах Пафнутий (Фокин)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе!

В отрывке из последних глав Евангелия от Марка (15:43-16:8) говорится о человеке по имени Иосиф из города Аримафеи. Он вошел в евангельскую историю только одним эпизодом: после смерти Господа Иисуса Христа, придя к Пилату, он со дерзновением просил разрешения взять Его тело и, получив на это разрешение, благоговейно совершил погребение Спасителя.

В те времена в Иудее усопших хоронили в пещерах, которые назывались гробами. И у Иосифа, как человека состоятельного, была своя погребальная пещера, приготовленная им для себя, в которой никто никогда до того не был погребен. В ней он и полагает тело Господа Иисуса Христа.

  

Теперь это место находится в Храме Воскресения в Иерусалиме и по-гречески называется Кувуклией, то есть Гробом Господним. Именно там происходит сошествие Благодатного огня в Великую Субботу, накануне праздника православной Пасхи.

В этой пещере произошло событие, которое невозможно описать словами, которое превышает меру человеческого понимания. Свидетелями его оказались героини сегодняшнего евангельского повествования – женщины, которых церковное предание называет мироносицами. Название «мироносицы» происходит от слова «миро» – это благовонный состав, которым умащивали тело усопшего человека. И эти женщины с сосудами драгоценного благовонного мира приходят в первый день недели, после субботнего дня покоя, рано-рано, лишь начало светать, на Гроб Господень.

В субботу по иудейскому закону не полагалось совершать погребения, и Спаситель, снятый со Креста и положенный во гробе в пятницу вечером, пребывал там телом до того дня, который мы теперь называем воскресением, а в Евангелии он называется первым днем недели или первым днем после субботы.

Мироносицы идут ко гробу, и их волнует вопрос: «Кто отвалит нам камень, чтобы мы могли войти в пещеру?» Дело в том, что, согласно иудейскому обычаю, вход в погребальную пещеру должен быть плотно заложен, чтобы никакие блуждающие звери не повредили тело усопшего. Слабым женщинам не под силу было отвалить этот камень. Но, подойдя к пещере, женщины увидели, что камень отвален, а справа от пещеры сидит, как они подумали, некий юноша. Не сразу они поняли, что это не кто иной, как вестник воли Божией ‒ святой Ангел. Ангел сказал женщинам, чтобы они больше не искали здесь Иисуса Назарянина распятого, а шли в Галилею и сообщили апостолам о том, что произошло чудо Воскресения Христова. Следует отложить печаль: произошло то, во что они в глубине души верили, а теперь увидят своими глазами, смогут осязать своими руками и что станет для них величайшим укреплением в вере – Воскресение Спасителя.

Эта краткая евангельская история дает нам великое утешение и множество добрых уроков веры и благочестия. Остановимся на одном из них.

Данное повествование напоминает о том, что тело человека драгоценно пред Богом. Это храм Божий, каковым является не только Тело Богочеловека Христа, но и тело всякого человека ‒ нашего сродника или даже неведомого нам бездомного бродяги. И поэтому мы должны относиться к нему с благоговением. Забота о благочестном погребении тел усопших ‒ это и наш долг, и христианская добродетель.

Среди насельников нашей обители последнего времени в добродетели благоговейного отношения к телам усопших наиболее прославился почивший иеродиакон Алексий. Погребение почивших было его монастырским послушанием и в то же время тайным доброделанием, на которое его благословил духовник архимандрит Кирилл (Павлов). Отец Алексий хоронил бездомных, брошенных, всеми забытых людей. Хоронил он их с таким же благоговением, как и монахов.

За такое благоговейное отношение к усопшим Господь наградил его Своими дарами благодатными и даже силой чудотворений. Об одном таком чудесном событии, которое произошло уже после смерти отца Алексия, хотелось бы сегодня вспомнить.

Одна моя знакомая, посещая братское кладбище в Деулино, встретила женщину, которая с любовью прибиралась на могилке отца Алексия. Она сказала, что не знала отца иеродиакона при его жизни, но он очень помог ей в тяжелой ситуации, связанной с похоронами. У этой женщины умерла сестра. Денег на похороны в Москве не было. И племянница, дочка усопшей, решилась не хоронить тело, а кремировать. Не зная, что делать, женщина пошла в один из московских храмов, стояла и плакала. Священник, выходя из алтаря, увидел скорбящую женщину, подошел к ней и спросил, чем он может ей помочь. Женщина попыталась объяснить свою скорбь: сестра была верующая, как и она, а племянница собралась кремировать тело. Батюшка ответил: «В Лавре был иеродиакон, который всем помогал хоронить усопших и хоронил, не беря денег. Возьмите свечки, поставьте на канун и помолитесь об упокоении душ вашей новопреставленной сестры и лаврского иеродиакона Алексия, попросите его помощи». Женщина так и сделала. Как только она вернулась из храма домой, ей позвонила радостная племянница. Она сообщила, что произошло необычное событие. Неожиданно нашлась какая-то благотворительная ритуальная организация, которая предложила помощь в похоронах. Уже нашли место на кладбище, машину… и нужна какая-то незначительная сумма только на гроб.

С тех пор эта женщина стала приезжать на могилку отца Алексия и благодарить за помощь, за его непрекращающееся благоговение к усопшим.

Можно сказать, что духовное состояние человека, как и общества, государства, можно проверить отношением их к усопшим. Неслучайно в послереволюционные десятилетия одним из направлений борьбы с религиозностью стало уничтожение кладбищ. Станции метро, новые микрорайоны, парки, проспекты нарочно строились на местах старинных захоронений. Казалось бы, кладбище – это не храм, оно не несет торжествующего свидетельства о Воскресении. Но даже сама память об усопших казалось безбожной власти опасной. Ведь забота о достойном погребении, уважение к почившему человеку, посещение кладбищ напоминает каждому из нас о вечности и этим приближает к Богу.

И поэтому каждый, кто помнит о своих почивших близких, родственниках, кто молился о них в Радоницу (день особого – пасхального ‒ поминовения усопших), кто нашел возможность доехать до родных могил, оказывается причастным подвигу святых жен-мироносиц и праведного Иосифа Аримафейского, который ради служения почившему Спасителю был отмечен в сегодняшнем евангельском чтении и вместе со святыми женами прославлен во всей Христовой Церкви на века.

Молитвами святых праведных Иосифа и святых жен-мироносиц да поможет нам всем Господь не охладевать в молитве о наших усопших и укрепляться в надежде всеобщего воскресения. Аминь.

Христос Воскресе!

Иеромонах Пафнутий (Фокин)


12 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.