Статья посвящена комплексному исследованию многогранных связей афонских монастырей и Лавры, на основе архивных данных анализируются взаимовлияния обителей на формирование духовной жизни. Основное внимание сконцентрировано на преемственности аскетических традиций Святого Афона Лаврой и Гефсиманским скитом.
Русская Земля, с момента своего просвещения Святым Крещением, приобретает духовные ориентиры своего развития. Тремя основными духовными и мистическими центрами, притягивающими внимание вновь просвещенного народа, становятся: Святая Земля, Царьград (Константинополь) и Святая Гора Афон. Святой Афон, прославленный строгим аскетизмом своих насельников, явился ориентиром в построении духовной жизни русских обителей, в том числе и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В настоящей работе мы ограничимся рассмотрением влияния Святой Горы на духовную жизнь русских обителей на примере Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и одного из ее центров старчества - Гефсиманского скита. Рассмотрение связи и взаимовлияния монашеских обителей Афона и России неслучайно, так как сама русская монашеская традиция является отростком афонского монашества, с Божией помощью перенесенным на Русь и давшим благодатные плоды.
Начало русской монашеской традиции было положено благословением старцев Афона иноку Антонию (прп. Антонию Печерскому, † 1073) вернуться на родину для основания монастыря. По прибытии прп. Антония на Русь основывается Киево-Печерский монастырь, известный в дальнейшем во всем мире как Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы. В возведении Великой Успенской церкви обители можно увидеть и мистическую связь двух монашеских традиций, положившую начало воззрения на Святую Русь как Удел Царицы Небесной, каким является и Святая Гора. Этим была установлена прочная связь монашеских традиций, которая с веками только упрочнялась и стала двусторонней, поскольку не только Святой Афон являлся для русских монастырей источником традиций, но и окрепшее православие Руси стало оказывать не только материальную помощь афонским монастырям, но и явилось источником пополнения братии монастырей Святой Горы.
Не была исключением и образованная в XIV в. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ставшая главным духовным центром Русской православной церкви и всей Руси, которой принадлежала особая роль в углублении афоно-русских взаимосвязей. Духовная связь русской обители и Святой Горы была положена самим основателем Лавры прп. Сергием Радонежским (†1392), продолжена и расширена его учениками. Вновь основанный монастырь становится центром старчества и исихазма (безмолвия), основатель которого сам «Божественныя сладости безмолвиа вкусив». Сам прп. Сергий Радонежский не посетил Афонских монастырей лично, о чем свидетельствует его агиограф прп. Епифаний Премудрый († после 1443?): «Не взыска (прп. Сергий - Е. Б.) царствующего града, ни Святыя Горы или Иерусалима...». Тем не менее духовная связь преподобного Сергия и Святого Афона была установлена посредством духовных детей и собеседников. Например, свт. Алексий Московский, чудотворец († 1378), духовный друг и собеседник прп. Сергия был близок Патриархам Константинопольским – Каллисту I († 1363/64?), ученику прп. Григория Синаита (†1346), и свт. Филофею Коккину († 1377/79?), духовному сыну свт. Григория Паламы (†1359), что способствовало восприятию опыта старческого окормления и безмолвия, который был сохранен и приумножен на Афонской Горе Святыми Отцами. Да и сами насельники афонских монастырей были наслышаны о подвигах Радонежского Чудотворца Сергия, о чем нам свидетельствуют прп. Епифаний и русские летописи. Прп. Сергий большое внимание уделял собиранию и переписыванию творений Святых Отцов, их житий, многие из которых были приобретены на Афонской Горе – хранительнице древних рукописей и дошли до наших дней, среди которых содержатся творения прпп. аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Филофея Синаита и многих других подвижников благочестия, в полной мере раскрывающих идеи старческого окормления и исихазма. Продолжили дело своего Аввы Сергия и его ученики. Так, прп. Афанасий Высоцкий Старший († приблиз. 1412) составляет «Око церковное», ставшее общеупотребительным Уставом Русской Православной Церкви, которое явилось переводом как с греческих Типиков, так и включало в себя редакцию, выполненную Патриархом Филофеем на Святом Афоне. Рукопись, присланная на Русь в 1401 г., была скопирована в том числе и в Троице-Сергиевом монастыре. Продолжается русскими иноками переписывание и других книг афонских библиотек.
Среди учеников прп. Сергия Радонежского, посетивших Святой Афон, был прп. Епифаний Премудрый, духовник Троице-Сергиева монастыря и агиограф своего наставника. Посещение им Афона состоялось во второй половине XIV – начале XV в., по возвращении же его со Святой Горы в Троице-Сергиевом монастыре активизировалась работа переписчиков, пополнявших монастырскую библиотеку святоотеческими творениями.
В 1419-22 гг. совершил паломничество в Царьград, Иерусалим и Афон иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима († 1-я пол. XV в.), автор повествования о своем паломничестве: «Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник, списанный Зосимом диаконом о русском пути до Царяграда и от Царяграда до Иерусалима».
Среди насельников обители были и воспитанники святогорских монастырей. Среди наиболее известных можно отметить Пахомия Серба (Логофета) († после 1484) и прп. Максима Грека († 1556). Иеромонах, ученый Пахомий Серб в 1440 г. приходит в Московское княжество и около двадцати лет подвизается в Троицком Сергиевом монастыре, где его занятием является составление житий и списывание книг. Прп. Максим Грек более десяти лет подвизался в Ватопедском монастыре Афона. Прибыв в Московское княжество в 1518 г., прп. Максим занимается переводом духовных книг, редактированием и правкой богослужебных текстов, оставил после себя многочисленные богословские, духовно-нравственные, богослужебные, апологетические сочинения. В Троице-Сергиевом монастыре преподобный подвизался с 1551 г. до своего преставления.
Много потрудились для духовного сближения обители прп. Сергия и подчиненных ей скитов и пустыней со Святой Горой Афон настоятели и наместники Свято-Троицкого Сергиева монастыря (с 1744 г. удостоен почетного титула Лавры). Так, в одном из патристических сборников указано, что он написан на Афоне в 1431 г. Афанасием Русином по распоряжению игумена Зиновия, настоятеля Троице-Сергиева монастыря. В сборник включено как часть житие прп. Сергия Радонежского. Много потрудился для установления духовного единства обителей наместник Лавры прп. Антоний Медведев († 1877) – устроитель духовной жизни Троице-Сергиевой Лавры и Гефсиманского скита. Устав Гефсиманского скита составлялся по образу Уставов афонских монастырей. Как и на Святой Горе, духовная жизнь Гефсиманского скита была сосредоточена на богослужении, молитве, послушании и старческом окормлении. Прп. Антоний вел также и переписку с насельниками святогорских монастырей.
Большой вклад в развитие и упрочение духовных связей афонских монастырей и обители прп. Сергия внес наместник Лавры архимандрит Леонид (Кавелин, † 1891). Знакомство с традицией афонского аскетизма у о. Леонида произошло при духовном окормлении его подвижниками благочестия Козельской Введенской Оптиной пустыни, преемниками афонской традиции старчества. Не малую роль в ознакомлении с монашеской жизнью Афона сыграло его участие в работе по переводу творений Отцов Церкви, в частности по переработке творений афонских подвижников. Первое посещение им Святой Горы состоялось в 1859 г., еще четыре продолжительных пребывания на Афоне были в 1865-69 гг. За время посещений афонских обителей у о. Леонида складывается впечатление о Святом Афоне как о месте, удобном для духовного роста, зарождается почитание афонских традиций, здесь он приобретает наставников и духовных друзей в лице старцев. Особенно его привлекали частое приобщение Святых Христовых Таин и предшествовавшие ему исповедь и откровение помыслов. Архимандрит Леонид пишет свт. митрополиту Филарету Дроздову († 1877): «...Причащение Св. Христовых Таин однажды в неделю обязательно для всего братства, а некоторые старцы причащаются и двукратно в седмицу. А как причащению всегда предшествует исповедь, то самая необходимость бывать на ней еженедельно побуждает к самоуглублению, и по замечанию старцев, для немощных служит спасительной уздою, поддерживает внимание к себе и в таких, которые склонны к некоторой беспечности...». Возгорев желанием остаться на Афоне и принять схиму, о. Леонид неоднократно обращается к священноначалию с прошением о переводе его в одну из афонских обителей. Несмотря на полученные отказы, о. архимандрит сохраняет любовь к Святой Горе и ее традиции старчества, что находит выражение в его научных трудах, посвященных монашеству Афона. Переписка же с афонскими старцами будет поддерживаться им до конца жизни. Полученные на Афоне знания духовной жизни о. Леонид применял в дальнейшем в руководстве Троице-Сергиевой Лаврой и Гефсиманским скитом, ревностно защищал старчество, всесторонне способствовал его укреплению.
Духовная связь со Святой Горой была установлена и подчиненными Свято-Троицкой Сергиевой Лавре обителями, которую можно проследить на примере основанного в конце первой половины XIX в. Гефсиманского скита. Его отцы-основатели много позаботились о создании в скиту подвижнического духа, общего жития и старчества. Старчество рассматривалось ими как основа духовной жизни монастыря, было приложено много усилий для передачи духовного наследия от духовного отца к сыну и от учителя к ученику. Одним из примеров для создания условий существования старчества явилось русское старчество Афона. Несколько лет спустя после основания скита, в 1852 г., в нем вводится форма схимы «Как такия же точно употребляются и в Святой Горе Афонской».
Упрочением духовно-мистической связи российских и афонских обителей было почитание Афона и России как Уделов Пресвятой Богородицы. Все известные афонские чудотворные образы Божией Матери были особо почитаемы на Руси с момента просвещения ее Святым Крещением, множественные копии икон разошлись по русским монастырям. Прп. Варнава Гефсиманский, великий старец Гефсиманского скита, имел особенное внутреннее расположение к образу Божией Матери, известному как Иверская икона.
Насельники Гефсиманского скита поддерживали духовные отношения с афонскими монахами, а некоторые из постриженников Святого Афона перешли в скит, ища спасения души и неся с собой традиции Святой Горы, например монах Парфений (в миру – Петр Агеев), игумен Иоиль (в миру Иван Иванов), иеромонах Иеремия (в миру – Иван Турбин) и другие.
Нередки были среди насельников скита многолетние паломничества в афонские обители, где они могли ознакомиться с традициями духовной жизни, старчества. В 1868-69 гг. осуществилась давняя мечта старца Гефсиманского скита Аввы Исидора Козина († 1908) посетить Афон. И только за отсутствием средств на приобретение личной келии (как это было принято в афонских монастырях) иеромонаху Исидору пришлось оставить «монашеское государство» и вернуться на родину в Россию. В 1857 г. двухлетнее паломничество на Святую Гору совершил рясофорный послушник Филипп Экельн, а с 1859 г., сроком на три года, монах Тихон.
Были и переходы насельников скита в обители Святого Афона, например, был переведен в монастырь Святого Пантелеимона рясофорный послушник Макарий Сычевский, впоследствии принявший монашество в новой обители с именем Мелетий, что служило прочности духовных взаимосвязей двух центров старчества.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Между Святой Горой Афон и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, с момента ее основания, установились прочные духовные связи посредством:
1) мистической связи двух монашеских традиций на основе воззрения на Святую Русь как Удел Царицы Небесной, каким является и Святая Г ора;
2) духовного общения насельников Лавры и обителей Афона. Здесь можно отметить личное общение при паломничестве, переходе иноков из афонских обителей в Лавру и подчиненные ей обители и обратный процесс. Причем, это общение охватывало всех иноков, начиная с послушников и заканчивая настоятелями и наместниками обителей. Духовное общение существовало и на уровне переписки иноков;
3) пополнения библиотеки Лавры творениями Отцов Церкви, получаемыми со Святого Афона, хранителя большого числа рукописей святоотеческого наследия;
4) положения в основу уставов российских монастырей, в том числе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Гефсиманского скита, устава афонских обителей. При этом старчество явилось одной из основ обителей Афона, традиции которого были перенесены в Лавру и Гефсиманский скит. Заимствование традиций происходило и при духовном общении насельников Лавры и скита с воспитанниками обителей, в которых принят и сохранен опыт афонского старчества, например Козельской Введенской Оптиной пустыни.
Е. Н. Богачев
Источник: Манускрипт: рецензир. науч. ежемес. журнал откр. доступа. Тамбов: Грамота, 2017. - № 2 (76). - C. 42-44.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра