17 июля Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца (1507), собеседника преподобного Сергия Радонежского.
Пятьдесят два года управлял преподобный Евфимий Суздальским Спасо-Евфимиевым Преображенским монастырем. Бог послал ему тихую кончину. Скончался он 1 апреля 1404 года, 88 лет от роду. Когда преподобный предал свою душу Господу, келия его наполнилась благоуханием. Тело его было светлее, чем у живого; казалось, что преподобный не умер, но спит.
4 июля 1507 года, через сто с небольшим лет после кончины преподобного Евфимия, совершилось обретение его нетленных мощей. Архимандрит Кирилл задумал перестроить старый каменный храм в честь Преображения Господня. Когда копали ров для фундамента нового храма, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый досками, о чем сообщили настоятелю. Воздав хвалу Богу и открыв гроб, обнаружили, что тело преподобного нисколько не изменилось, лицо святого было светлым, а одежды выглядели так, будто их только вчера надели. В 1511 году при обновленной церкви был устроен придел в память святого Евфимия, где поместили раку с его мощами. Обретение мощей преподобного положило начало церковному прославлению Евфимия.
От раки преподобного происходили многочисленные чудеса. Однажды к ней привели боярина Афанасия, который был одержим бесом. Больной говорил много неподобного. Архимандрит с братией молились за бесноватого, и он исцелился. Благодарный Афанасий постригся в иночество с именем Авраамий.
Исцелился у гробницы преподобного Евфимия и другой одержимый. Ему представлялось множество бесов, бросавшихся на него с копьями. Никакая сила не могла сдержать его, он вырывался и выбегал из храма. И вот однажды, когда его подвели к раке святого, над ней внезапно засиял свет и больному явился святитель Николай Чудотворец, образ которого был помещен у раки вместе с иконой преподобного Евфимия. Свет, озаривший раку, рассеял нападавших бесов, и одержимому послышался голос: «Человече, оставляются тебе грехи». Тот же голос повелел ему прийти в церковь во время Литургии. Исполнив это, страждущий припал к раке с горячей молитвой и полностью исцелился. Пробыв несколько дней в монастыре, он возблагодарил Бога, сделал пожертвование на нужды обители и возвратился домой в добром здравии.
В монастыре был келарь по имени Киприан. Он впал в гордыню и, потеряв всякое стеснение, стал оскорблять братию. Пищу насельникам обители выделял самую скудную, а все свое внимание обратил на гостей, тогда как по завету преподобного Евфимия они должны были питаться наравне и одновременно с братией, за исключением особых случаев. В монастыре поднялось возмущение. И вот однажды преподобный явился келарю в грозном видении. Евфимий был с жезлом в одной руке и зажженной свечой в другой. Келарь, объятый страхом, обещал исправиться. Но наутро, когда пришел в себя, решил, что все это было наваждением, и продолжил бесчинствовать. Тогда преподобный покарал Киприана болезнью, от которой расслабли все члены его тела. Раскаявшись, келарь взмолился, чтобы его отнесли к раке преподобного. Около нее Киприан горячо молился, пока не получил исцеления по молитвам преподобного Евфимия.
Старец Патрикий рассказал, что произошло с ним, когда он пребывал в обители еще мирянином. Он был старшим над всей дружиной монастырских рыболовов в приписанном к обители Гороховецком монастыре Святого Василия Кесарийского на Клязьме. Рыбная ловля давала монастырю большой доход, и Петр (мирское имя Патрикия) со своей дружиной был очень нужным человеком. Случилось ему простудиться и получить лихорадку. Петр оказался не в состоянии дальше служить братии монастыря, что очень его огорчало. Однажды в видении ему явился преподобный Евфимий, осенил его крестом и сказал: «Не сетуй, чадо Петре, не скорби, но будь здоров и держи ряд службы своей». Проснувшись, Петр почувствовал себя здоровым.
Житель одного селения жестоко заболел: на него напала лихорадка. Домашние ждали его кончины. Но страждущий послал своего брата за медовым квасом, приготовлявшимся в монастыре преподобного Евфимия. Прибыв в монастырь, брат заказал молебен о здравии болящего, взял целебный квас и отправился домой. В пути его попутал бес: квас он выпил сам, а к больному решил позвать кудесников. И тотчас впал в исступление. Тогда ему явился муж в белых ризах, в митре и с седой бородой, и начал упрекать его в содеянном. Он гневно сказал: «Как смел ты пренебречь даром Божиим? Возвратись в монастырь, приложись к раке и поспеши к брату своему». Брат вернулся в обитель, покаялся, снова обрел рассудок и привез больному медовый квас. Помолившись преподобному, больной выпил целебный напиток. И привиделось ему, что стоит он в обители, у раки святого Евфимия. Муж в белых ризах и митре положил ему руку на голову и сказал; «Не сетуй, не скорби, человече, что потрудился ты в немощи своей, и от сего часа будь здрав по вере твоей». Очнувшись, больной почувствовал себя исцеленным.
Чудеса преподобного Евфимия послужили основанием для местного почитания его. Не позднее 30–40-х годов XV века имя преподобного Евфимия появилось в названии основанного им монастыря. Обретение нетленных мощей преподобного в 1507 году было началом его церковного прославления. В середине XVI века инок Спасо-Евфимиева монастыря Григорий составил житие подвижника и службу ему. На Московском Соборе 1549 года прославление угодника Божия было закреплено высшей церковной властью.
Когда в 1612 году Нижегородское земское ополчение двигалось к Москве спасать столицу и родину от поляков и самозванцев, предводитель ополчения князь Димитрий Михайлович Пожарский, благоговевший к памяти святого Евфимия, возымел намерение помолиться у гроба преподобного. Во время переходов от Ярославля к Ростову Димитрий Михайлович, поручив временно войско князю Хованскому и Косме Минину, направился в Суздаль просить благословения и помощи у Бога и Его святого угодника на начатое им великое дело спасения Отечества. Укрепленный молитвой и заступлением преподобного Евфимия, князь Пожарский вернулся к ополчению и продолжал поход, спасший Россию. Отсюда понятно, почему в службе преподобному Евфимию Суздальский подвижник назван «вторым Сергием». Когда в 1642 году князь Димитрий Пожарский скончался, он был погребен в Спасо-Евфимиевом монастыре, в родовой усыпальнице, около алтаря Преображенского собора. 22 февраля 1657 года в собор была помещена рака с мощами преподобного Евфимия.
Предположительно, на рубеже XVII–XVIII веков сложилась традиция ежегодных крестных ходов с иконой преподобного Евфимия из Евфимиевского монастыря в кафедральный Богородице-Рождественский собор в суздальском кремле. С XIX века вместе с другим чтимым образом – Корсунской иконой Божией Матери – образ преподобного Евфимия износился как в дома суздальских городских жителей, так и в близлежащие селения. В начале XX века икона приносилась в уездные города и промышленные центры Владимирской губернии.
В феврале 1919 года гробница преподобного Евфимия была вскрыта, а в мае 1922 года изъята из монастыря. Мощи святого стали экспонатом антирелигиозного отдела музея, а с середины 1940-х годов хранились в музейных фондах. 9 июня 1988 года мощи Евфимия были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действовавший в то время храм города Суздаля – церковь во имя Равноапостольных Константина и Елены.
Память преподобного Евфимия Суздальского совершается 14 апреля и 17 июля.
Источник: Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра