Согласно постановлению Седьмого Вселенского Собора Православная Церковь почитает образ «наряду с Крестом и Евангелием». Создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Отсюда и особый чин святости – чин святых иконописцев во главе с апостолом и евангелистом Лукою. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий и величайший русский иконописец преподобный Андрей Рублев.
Исторические сведения о преподобном Андрее крайне скудны. О его происхождении ничего не известно. Прозвище «Рублев», которое сохранилось за ним в монашестве, по-видимому, родовое. Оно имеет характерное для русских фамилий окончание. В XIV–XV веках такие фамилии носили только знатные люди.
Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Эта дата является условной, официально принятой в современной исторической науке.
Некоторые исследователи считают, что святой Андрей в юные годы жил в Византии. В его художественном наследии имеется изображение греческого морского судна (на фреске «Земля и море отдают мертвых», владимирский Успенский собор, 1408 г.). Мачты, реи, флаг на корме – все написано с таким знанием корабля, что можно предположить одно из двух: либо святой Андрей видел такие корабли, т. е. был на море, либо получил эти сведения от своего наставника – художника греческого происхождения. Согласно одной из гипотез, святой Андрей был учеником знаменитого Феофана Грека. Это предположение основано на том, что в записи 1405 года их имена упоминаются рядом, причем первым идет Феофан. То, что Феофан Грек оказал определенное и, может быть, немалое воздействие на святого Андрея, можно считать несомненным, хотя бы в силу того, что они трудились какое-то время вместе и юный Андрей, конечно, внимательно наблюдал, как работает знаменитый грек.
Место пострижения преподобного Андрея достоверно неизвестно, но вся его жизнь связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к концу XVI века, видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показывают, что постриг он принял скорее всего в Спасо-Андрониковом монастыре. Эти две версии не противоречат друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой. Очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре и писал иконы в Троицком соборе. Поскольку инок Андрей постоянно выполнял заказы митрополита и великого князя, естественно было ему находиться «под рукой» у владык, т. е. в одном из московских монастырей (его иконы сохранились в Благовещенском соборе в Московском Кремле). Пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, он жил в духовной среде учеников Преподобного Сергия, с которыми тесно общался во время поездок, связанных с выполнением заказов.
В 1408 году, как сообщает летопись, преподобный Андрей вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Предание о тесном сотрудничестве двух иконописцев-подвижников бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано святым Иосифом Волоцким. Стяжанием великой Божественной благодати преподобный Иосиф объясняет их полный уход от всякого земного попечения, «яко никогда же о земных упражнятися». Они «предуспели» в Божественной любви, которая открылась им и привлекла в себе. Созерцание икон являлось для них праздником, исполняющим сердце «божественной радостью и светлостью», возводящим ум от материального, огрубленного, недвижимого подражания к невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда и особое значение иконы как свидетельства об истине, отсюда и особо проникновенное отношение к каждому движению кисти.
Житийная икона прп. Андрея Рублева с клеймами
«Сего ради», т. е. ради столь высокого и столь духовного образа жизни, «Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный». Уже после кончины святого Андрея Даниил Черный, не разлучавшийся с ним в сердце своем всю жизнь, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «Виде… Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».
На протяжении ХѴІ–ХѴІІ веков память этих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI века Стоглавый Собор возвел его иконы во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троицы так же, как писал Андрей Рублев.
Свидетельство о признании святости преподобного Андрея находим в строгановском иконописном подлиннике (конец XVI века). Подлинник сообщает: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные… а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу…». Здесь святой Андрей именуется преподобным, все его иконы признаются особо благодатными, указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея встречается и в древних месяцесловах. На миниатюрах рукописей XVI века он изображается с нимбом. Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 17 июля, в день памяти святого Андрея Критского.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года причислил Андрея Рублева к лику святых для общецерковного почитания. «О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним, – говорится в Деяниях Собора. – Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ „Святой Троицы“, ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру».
По явному Промыслу Божию именно в наше время «Святая Троица» преподобного Андрея, а также и другие его произведения приобрели значение свидетельства истины православия пред лицом всего мира. «Божественнаго света лучами облистаемый, преподобне Андрее, Христа познал еси – Божию Премудрость и Силу и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси Единство во Святей Троице, мы же со удивлением и радостию вопием ти: имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, моли просветити души наша» (тропарь, глас 3-й).
В. Лебедев
Источник: В. Лебедев. Преподобный Андрей Рублев // Журнал Московской Патриархии. – 1989. – № 7. – С. 40.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра