Быть достойным своих предков. Памяти лаврского игумена Андроника (Трубачева, † 05.04.2021)


Среди сонма исповедников ХХ века есть один, многогранность дарований которого поражает. Его имя и труды все больше и больше привлекают внимание исследователей, которые продолжают открывать миру новые грани наследия этого богослова, философа, математика, искусствоведа, поэта и литератора. Речь идет о великом ученом и мыслителе ХХ века – отце Павле Флоренском. Но сегодня хотелось бы вспомнить того, кто раскрыл в полной мере эту бесценную сокровищницу русской богословской и религиозно-философской мысли – внука отца Павла, игумена Андроника (Трубачева). Тоже ученый-богослов, доцент и преподаватель Московских духовных школ, секретарь Синодальной богослужебной комиссии, он явился достойным потомком своего великого деда. Отец Андроник – авторитетный исследователь биографии и трудов отца Павла, издатель 6-томника «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского», посвященного описанию его духовного пути и наследия, директор трех музеев священника Павла Флоренского: в Москве, в Сергиевом Посаде и в Костромской области (село Завражье). Можно сказать, что игумен Андроник отдал все свои силы и таланты на раскрытие личности отца Павла, и его труд до сих пор продолжает приносить свой плод. Отец Андроник также является автором статей и книг о многих новомучениках и исповедниках Церкви Русской.

Игумен Андроник (в миру Александр Сергеевич Трубачев) родился 7 ноября 1952 года в Москве в семье музыканта (дирижера, а впоследствии известного церковного композитора) – диакона Сергия (Сергея Зосимовича) Трубачева и Ольги Павловны Флоренской, дочери отца Павла. Второй дедушка отца Андроника, протоиерей Зосима Трубачев, был расстрелян в феврале 1938 года в Бутове, прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Промыслом Божиим еще до того, как семьи породнились, отец Павел проявил участие в жизни Трубачевых: будучи студентом, Зосима Трубачев регентовал в домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста, настоятелем которого в то время был отец Павел Флоренский. В 1917 году отец Павел венчал его с Клавдией Георгиевной Санковой в Вознесенском храме Сергиева Посада.

Когда отца Зосиму репрессировали, его семья поселилась у родственников в Сергиевом Посаде. Его сын, Сергей Зосимович Трубачев, в 1946 году вступил в брак с Ольгой Павловной Флоренской. Внук отца Павла и отца Зосимы – игумен Андроник – стал продолжателем священнического рода. Однако решение пойти по этому пути пришло не сразу. По окончании в 1970 году московской школы Александр Трубачев поступил в Московский государственный историко-архивный институт. По причине православного мировоззрения учеба протекала не без конфликтов – однажды студенту Александру даже попытались прилюдно отрезать длинные волосы. Однако каким-то чудом отчисления из вуза все же удалось избежать. Более того, Александр сумел защитить дипломную работу, посвященную трудам своего деда – участника сохранения Лавры в первые годы революции. Тема – «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (1918–1925): Обзор архивных материалов». Так начался путь профессионального освоения наследия отца Павла Флоренского, с которого отец Андроник уже не сходил до конца своей земной жизни. А тогда, в период работы над дипломной работой, юный Александр познакомился с монахами и духовниками Троице-Сергиевой Лавры, часто посещал монашеские службы, и, безусловно, это не могло не повлиять на выбор его дальнейшего жизненного пути.

По окончании в 1975 году института Александр какое-то время работал в Государственном архиве Московской области, а затем по благословению своего духовника архиепископа Сергия (Голубцова) поступил в Московскую духовную семинарию. Владыка Сергий оказал значительное влияние на отца Андроника, который впоследствии всегда вспоминал его с величайшим благоговением. И тут опять прослеживается удивительная духовная преемственность: сам владыка в начале 1920-х годов был прихожанином храма святой Марии Магдалины при Убежище сестер милосердия Красного Креста и духовным чадом отца Павла Флоренского. Будучи иконописцем и реставратором Троицкого собора в Лавре, владыка в своей работе руководствовался трудами отца Павла по иконописи. Именно от владыки Сергия отец Андроник узнал тайну сокрытия честной главы преподобного Сергия, также связанной с отцом Павлом Флоренским. На исследование этой сокровенной страницы истории Троице-Сергиевой обители отец Андроник положил немало сил и трудов, благодаря чему и нам сегодня приоткрыта священная тайна главы Преподобного.

Удивительно переплетение судеб этой большой духовной семьи. Отец Павел с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым сокрыли честную главу от поругания, Павел Голубцов (принявший впоследствии монашеский постриг с именем прп. Сергия и упокоившийся в его обители) участвовал в ее дальнейшем перенесении и возвращении в Лавру, а отец Андроник собрал воедино бесценные свидетельства и донес до нас историю проявленной отваги и усердия в сохранении святыни. И всех членов этой семьи связал воедино преподобный Сергий.

В годы обучения в семинарии Александр Трубачев познакомился с отцом Анатолием (Просвирниным, будущим архимандритом Иннокентием), который трудился в Издательском отделе Московской Патриархии. Получив от него рекомендацию, поступил на работу к архиепископу Питириму (Нечаеву, будущему митрополиту), руководившему Отделом в те годы. Об этом периоде у отца Андроника остались самые светлые воспоминания. «“Питиримовцы” всем были известны, на них на всех славный ярлык! – вспоминал брат отца Андроника Павел Васильевич Флоренский. – Если ты слышал фразу “работал в издательстве у Питирима”, – все сразу ясно. Тут и рекомендация, и репутация, и сразу все!»

В 1980 году Александр Трубачев окончил Московскую духовную семинарию и в сентябре того же года поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. 19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе Лавры был пострижен в монашество с именем Андроник, в честь преподобного Андроника Московского. Восприемником при постриге был духовник Троице-Сергеевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). У него окормлялся отец Андроник в последующие годы своего служения в Лавре.

1 мая того же года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры монах Андроник был рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, будущим митрополитом, в то время ректором МДАиС). 28 августа 1982 года в Патриаршем Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во иеромонаха архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым). Так началось священническое служение в храмах Троице-Сергиевой обители, которое отец Андроник совмещал с работой у владыки Питирима. В годы работы в Издательском отделе Московской Патриархии отец Андроник принимал участие в подготовке к изданию так называемых «зеленых» Богослужебных миней. Это был колоссальный многолетний труд, и отец Андроник стал одним из тех, кто этот труд осуществил. Данные Минеи явились вкладом в подготовку к празднованию 1000-летия Крещения Руси, главным торжеством которого был Юбилейный Собор, проходивший в Троице-Сергиевой Лавре, на котором прославили несколько русских подвижников. После проведения Собора встала проблема создания новых служб святым, и в 1989 году была создана Богослужебная комиссия, в которую включили игумена Андроника как имеющего большой опыт работы с богослужебными текстами. К тому времени он уже окончил Московскую духовную академию (в 1984 г.) со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского», где впервые была подробно разработана периодизация творчества П. А. Флоренского и дан обзор большинства его философских работ.

Отец Андроник занимал должность секретаря Комиссии более 30 лет. Он очень любил эту работу. Ближе к концу жизни, будучи уже больным и не имея возможности трудиться с соратниками на родном для него поприще, просил близких: «Дайте хотя бы посидеть с умными людьми». Плодами трудов и усилий батюшки стали такие гимнографические памятники, как Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, приуроченная к празднованию 1000-летия Крещения Руси, службы преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку, Пимену Московскому (Угрешскому), а также ряд тропарей и кондаков. Не оставлял отец Андроник и преподавательскую деятельность – с 1984 по 1990 год он трудился в Московских духовных школах. В 1990 году получил звание доцента, в МДС преподавал нравственное богословие, Священное Писание Нового Завета, русскую патрологию, в МДА – пастырское богословие, Священное Писание Нового Завета.

1990 год стал поворотным в жизни Русской Православной Церкви и в жизни отца Андроника. На Патриарший престол был избран Святейший Патриарх Алексий II. На его долю выпал жребий возрождения церковной жизни после многолетних гонений на веру. И прежде всего необходимо было возрождать монашескую жизнь в значимых монастырях отдаленных уголков России, таких как Валаам. Строителем и возобновителем монастырского быта на этом святом острове был выбран игумен Андроник. 15 июля 1990 года его освободили от работы в Московских духовных школах в связи с назначением наместником возрожденного в декабре 1989 года Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Годы послушания на Валааме ознаменовались большими свершениями. При отце Андронике начали восстанавливать Всехсвятский, Предтеченский, Никольский скиты, монастырю передали келью отца Дамаскина (Кононова, † 1881), Успенский и Никольский храмы. В мае 1991 года во Всехсвятском скиту были обретены мощи преподобного Антипы Валаамского. Монастырю стали возвращать кельи. Келья самого отца Андроника сперва была в Зимней гостинице за монастырем, лишь спустя какое-то время он перешел во внутреннюю часть обители. В этой келье собирались соборы, решались разные вопросы, касающиеся устава, жизни обители и братии. На Валааме наконец возобновилась настоящая монашеская жизнь. Богослужения стали совершать каждый день, приняли устав прежнего Валаамского монастыря, утвердили послушания, ввели практику ежедневного произнесения проповедей. Игумен Андроник и сам был одаренным проповедником – люди любили его глубокие и в то же время простые проповеди. Обладая большой душевной энергией, он овладевал аудиторией сразу, с первых слов, и слушающие его получали большую духовную пользу. К братии отец Андроник относился как к единой семье, и быт старался обустраивать соответствующим образом – например, говорил, что еда в трапезной должна быть домашней, а не «такой, как в столовке».

Пожалуй, одним из самых важных событий этого периода стала встреча на Валааме Президента России Б. Н. Ельцина, главы правительства Карельской республики и Патриарха Алексия II. Игумен Андроник взял на себя организационную роль и выступил в качестве дипломата, фактически убедив Ельцина издать указ о передаче монастыря и храмов, находящихся на острове, Русской Православной Церкви, а также о выделении значительной суммы на их восстановление. Это было чудом – то, что казалось до этого невозможным, нереальным, вдруг стало явью. Конечно, в определенных кругах игумену Андронику этого не простили… Думается, что не без некоторого давления сверху его неожиданно перевели обратно в Троице-Сергиеву Лавру на преподавательскую деятельность. Патриарх Алексий II сокрушался, что в этот раз ничего не может сделать, поэтому остается только смириться и положиться на волю Божию. Благословив отца Андроника, он напутствовал его словами: «Вот теперь занимайся наследием своего великого деда – мученика-священника Павла Флоренского».

Так батюшка вернулся к своим истокам – к делу всей его жизни. Теперь ничто не мешало ему с головой погрузиться в работу по изучению и сохранению наследия отца Павла. На его плечи легла ноша невероятного по своему объему и своей разнонаправленности архива священника Павла Флоренского, и этой работе он отдавал себя без остатка. Вскоре вокруг отца Андроника образовалась община единомышленников, которые помогали расшифровывать и систематизировать рукописи.

Прослеживая жизненный путь и вехи служения игумена Андроника, не перестаешь удивляться, как непостижимо и промыслительно рука Божия вела и направляла Своего верного слугу. Ведь дать правильную оценку наследию священника Павла Флоренского мог только такой же, как и он, священник, стоящий у престола… И при этом не просто священник, но и ученый, философ, богослов, каким был отец Павел. И все эти качества воплотились в его родном внуке, ставшем проводником богословских, философских, искусствоведческих, математических и многих других идей своего деда. Игумен Андроник сумел постичь их глубину, определить их место в мировой истории. Подобно своему деду, отцу Павлу Флоренскому, он явил собой образ истинного ученого монаха – трудолюбивого, усидчивого, целеустремленного, немногословного, молитвенно настроенного, и при этом умеющего найти общий язык с людьми самых разных профессий и слоев общества.

По словам митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), отец Андроник был одним из выдающихся духовных деятелей Русской Православной Церкви нашего времени. «Ревностный служитель Престола Божьего, он черпал в совершении Бескровной Жертвы великое вдохновение, которое позволяло ему стать автором многих и многих прекрасных духовных творений, ныне повсеместно вошедших в литургическую жизнь нашей Церкви… Я всегда был рад личному знакомству с отцом Андроником. Общение с этим добрым, умным, чутким и деликатным человеком, обладавшим совершенным чувством прекрасного и дивным духовным настроем, было для меня всегда особенно дорого. Таким я его запомнил еще со студенческих лет, когда он в Духовной академии преподавал пастырское богословие».

Митрополит Викентий (Морарь), вспоминая игумена Андроника, удивлялся его удивительной особенности: будучи мужем ученым и человеком весьма одаренным, отец Андроник оставался при этом невероятно простым, скромным и доступным для всех батюшкой. Игумен Иоанн (Самойлов) отмечал: «Отец Андроник был очень интересным собеседником, при паузах молчания умел вновь начать диалог. Был очень начитанным и умным. По всем вопросам легко ориентировался и имел свое суждение, но не настаивал на личном мнении. Часто шутил и подбадривал. Был смиренным и, главное, простым и доступным, хотя и имел игуменский сан и был внуком русского религиозного ученого и философа священника Павла Флоренского… Однажды, во время обострения болезни, я посетил его в больнице. Он лежал на койке и молчал, я же не мог сдержать слез. Заметив меня, удивленно посмотрел. И в этом взгляде я почувствовал его душевное спокойствие и надежду, что не умрет… Последняя встреча с моим любимым другом и братом по духу состоялась на праздник Сретения Господня. В этот день он захотел причаститься Святых Христовых Таин. После исповеди и Причащения мы немного пообщались. Жаль было расставаться, но сердце подсказывало, что это последняя встреча. Через полтора месяца он мирно предал свой дух Богу»[1].

Игумен Андроник преставился 5 апреля 2021 года. Третий день по кончине выпал на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и в этом видится знак особой милости и покровительства Божией Матери к нему. Чин отпевания отца Андроника на следующий день после Благовещения в Трапезном храме Лавры возглавил наместник обители епископ Фома в сослужении ректора Московской духовной академии епископа Феодорита и многочисленного духовенства. Похоронили отца Андроника на братском кладбище в селе Деулино у храма в честь Нерукотворного образа Спасителя, на соединение с Которым он положил всю свою земную жизнь.

 

Иеромонах Пафнутий (Фокин)




[1] Наш игумен Андроник (А. С. Трубачев): к 70-летию игумена Андроника, 140-летию священника Павла Флоренского. Сергиев Посад: Музей священника Павла Флоренского, Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2023. С. 67.




5 апреля 2024

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.