Среди сонма исповедников ХХ века есть один, многогранность дарований которого поражает. Его имя и труды все больше и больше привлекают внимание исследователей, которые продолжают открывать миру новые грани наследия этого богослова, философа, математика, искусствоведа, поэта и литератора. Речь идет о великом ученом и мыслителе ХХ века – отце Павле Флоренском. Но сегодня хотелось бы вспомнить того, кто раскрыл в полной мере эту бесценную сокровищницу русской богословской и религиозно-философской мысли – внука отца Павла, игумена Андроника (Трубачева). Тоже ученый-богослов, доцент и преподаватель Московских духовных школ, секретарь Синодальной богослужебной комиссии, он явился достойным потомком своего великого деда. Отец Андроник – авторитетный исследователь биографии и трудов отца Павла, издатель 6-томника «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского», посвященного описанию его духовного пути и наследия, директор трех музеев священника Павла Флоренского: в Москве, в Сергиевом Посаде и в Костромской области (село Завражье). Можно сказать, что игумен Андроник отдал все свои силы и таланты на раскрытие личности отца Павла, и его труд до сих пор продолжает приносить свой плод. Отец Андроник также является автором статей и книг о многих новомучениках и исповедниках Церкви Русской.
Игумен Андроник (в миру Александр Сергеевич Трубачев) родился 7 ноября 1952 года в Москве в семье музыканта (дирижера, а впоследствии известного церковного композитора) – диакона Сергия (Сергея Зосимовича) Трубачева и Ольги Павловны Флоренской, дочери отца Павла. Второй дедушка отца Андроника, протоиерей Зосима Трубачев, был расстрелян в феврале 1938 года в Бутове, прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Промыслом Божиим еще до того, как семьи породнились, отец Павел проявил участие в жизни Трубачевых: будучи студентом, Зосима Трубачев регентовал в домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста, настоятелем которого в то время был отец Павел Флоренский. В 1917 году отец Павел венчал его с Клавдией Георгиевной Санковой в Вознесенском храме Сергиева Посада.
Когда отца Зосиму репрессировали, его семья поселилась у родственников в Сергиевом Посаде. Его сын, Сергей Зосимович Трубачев, в 1946 году вступил в брак с Ольгой Павловной Флоренской. Внук отца Павла и отца Зосимы – игумен Андроник – стал продолжателем священнического рода. Однако решение пойти по этому пути пришло не сразу. По окончании в 1970 году московской школы Александр Трубачев поступил в Московский государственный историко-архивный институт. По причине православного мировоззрения учеба протекала не без конфликтов – однажды студенту Александру даже попытались прилюдно отрезать длинные волосы. Однако каким-то чудом отчисления из вуза все же удалось избежать. Более того, Александр сумел защитить дипломную работу, посвященную трудам своего деда – участника сохранения Лавры в первые годы революции. Тема – «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (1918–1925): Обзор архивных материалов». Так начался путь профессионального освоения наследия отца Павла Флоренского, с которого отец Андроник уже не сходил до конца своей земной жизни. А тогда, в период работы над дипломной работой, юный Александр познакомился с монахами и духовниками Троице-Сергиевой Лавры, часто посещал монашеские службы, и, безусловно, это не могло не повлиять на выбор его дальнейшего жизненного пути.
По окончании в 1975 году института Александр какое-то время работал в Государственном архиве Московской области, а затем по благословению своего духовника архиепископа Сергия (Голубцова) поступил в Московскую духовную семинарию. Владыка Сергий оказал значительное влияние на отца Андроника, который впоследствии всегда вспоминал его с величайшим благоговением. И тут опять прослеживается удивительная духовная преемственность: сам владыка в начале 1920-х годов был прихожанином храма святой Марии Магдалины при Убежище сестер милосердия Красного Креста и духовным чадом отца Павла Флоренского. Будучи иконописцем и реставратором Троицкого собора в Лавре, владыка в своей работе руководствовался трудами отца Павла по иконописи. Именно от владыки Сергия отец Андроник узнал тайну сокрытия честной главы преподобного Сергия, также связанной с отцом Павлом Флоренским. На исследование этой сокровенной страницы истории Троице-Сергиевой обители отец Андроник положил немало сил и трудов, благодаря чему и нам сегодня приоткрыта священная тайна главы Преподобного.
Удивительно переплетение судеб этой большой духовной семьи. Отец Павел с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым сокрыли честную главу от поругания, Павел Голубцов (принявший впоследствии монашеский постриг с именем прп. Сергия и упокоившийся в его обители) участвовал в ее дальнейшем перенесении и возвращении в Лавру, а отец Андроник собрал воедино бесценные свидетельства и донес до нас историю проявленной отваги и усердия в сохранении святыни. И всех членов этой семьи связал воедино преподобный Сергий.
В годы обучения в семинарии Александр Трубачев познакомился с отцом Анатолием (Просвирниным, будущим архимандритом Иннокентием), который трудился в Издательском отделе Московской Патриархии. Получив от него рекомендацию, поступил на работу к архиепископу Питириму (Нечаеву, будущему митрополиту), руководившему Отделом в те годы. Об этом периоде у отца Андроника остались самые светлые воспоминания. «“Питиримовцы” всем были известны, на них на всех славный ярлык! – вспоминал брат отца Андроника Павел Васильевич Флоренский. – Если ты слышал фразу “работал в издательстве у Питирима”, – все сразу ясно. Тут и рекомендация, и репутация, и сразу все!»
В 1980 году Александр Трубачев окончил Московскую духовную семинарию и в сентябре того же года поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. 19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе Лавры был пострижен в монашество с именем Андроник, в честь преподобного Андроника Московского. Восприемником при постриге был духовник Троице-Сергеевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). У него окормлялся отец Андроник в последующие годы своего служения в Лавре.
1 мая того же года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры монах Андроник был рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, будущим митрополитом, в то время ректором МДАиС). 28 августа 1982 года в Патриаршем Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во иеромонаха архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым). Так началось священническое служение в храмах Троице-Сергиевой обители, которое отец Андроник совмещал с работой у владыки Питирима. В годы работы в Издательском отделе Московской Патриархии отец Андроник принимал участие в подготовке к изданию так называемых «зеленых» Богослужебных миней. Это был колоссальный многолетний труд, и отец Андроник стал одним из тех, кто этот труд осуществил. Данные Минеи явились вкладом в подготовку к празднованию 1000-летия Крещения Руси, главным торжеством которого был Юбилейный Собор, проходивший в Троице-Сергиевой Лавре, на котором прославили несколько русских подвижников. После проведения Собора встала проблема создания новых служб святым, и в 1989 году была создана Богослужебная комиссия, в которую включили игумена Андроника как имеющего большой опыт работы с богослужебными текстами. К тому времени он уже окончил Московскую духовную академию (в 1984 г.) со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского», где впервые была подробно разработана периодизация творчества П. А. Флоренского и дан обзор большинства его философских работ.
Отец Андроник занимал должность секретаря Комиссии более 30 лет. Он очень любил эту работу. Ближе к концу жизни, будучи уже больным и не имея возможности трудиться с соратниками на родном для него поприще, просил близких: «Дайте хотя бы посидеть с умными людьми». Плодами трудов и усилий батюшки стали такие гимнографические памятники, как Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, приуроченная к празднованию 1000-летия Крещения Руси, службы преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку, Пимену Московскому (Угрешскому), а также ряд тропарей и кондаков. Не оставлял отец Андроник и преподавательскую деятельность – с 1984 по 1990 год он трудился в Московских духовных школах. В 1990 году получил звание доцента, в МДС преподавал нравственное богословие, Священное Писание Нового Завета, русскую патрологию, в МДА – пастырское богословие, Священное Писание Нового Завета.
1990 год стал поворотным в жизни Русской Православной Церкви и в жизни отца Андроника. На Патриарший престол был избран Святейший Патриарх Алексий II. На его долю выпал жребий возрождения церковной жизни после многолетних гонений на веру. И прежде всего необходимо было возрождать монашескую жизнь в значимых монастырях отдаленных уголков России, таких как Валаам. Строителем и возобновителем монастырского быта на этом святом острове был выбран игумен Андроник. 15 июля 1990 года его освободили от работы в Московских духовных школах в связи с назначением наместником возрожденного в декабре 1989 года Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.
Годы послушания на Валааме ознаменовались большими свершениями. При отце Андронике начали восстанавливать Всехсвятский, Предтеченский, Никольский скиты, монастырю передали келью отца Дамаскина (Кононова, † 1881), Успенский и Никольский храмы. В мае 1991 года во Всехсвятском скиту были обретены мощи преподобного Антипы Валаамского. Монастырю стали возвращать кельи. Келья самого отца Андроника сперва была в Зимней гостинице за монастырем, лишь спустя какое-то время он перешел во внутреннюю часть обители. В этой келье собирались соборы, решались разные вопросы, касающиеся устава, жизни обители и братии. На Валааме наконец возобновилась настоящая монашеская жизнь. Богослужения стали совершать каждый день, приняли устав прежнего Валаамского монастыря, утвердили послушания, ввели практику ежедневного произнесения проповедей. Игумен Андроник и сам был одаренным проповедником – люди любили его глубокие и в то же время простые проповеди. Обладая большой душевной энергией, он овладевал аудиторией сразу, с первых слов, и слушающие его получали большую духовную пользу. К братии отец Андроник относился как к единой семье, и быт старался обустраивать соответствующим образом – например, говорил, что еда в трапезной должна быть домашней, а не «такой, как в столовке».
Пожалуй, одним из самых важных событий этого периода стала встреча на Валааме Президента России Б. Н. Ельцина, главы правительства Карельской республики и Патриарха Алексия II. Игумен Андроник взял на себя организационную роль и выступил в качестве дипломата, фактически убедив Ельцина издать указ о передаче монастыря и храмов, находящихся на острове, Русской Православной Церкви, а также о выделении значительной суммы на их восстановление. Это было чудом – то, что казалось до этого невозможным, нереальным, вдруг стало явью. Конечно, в определенных кругах игумену Андронику этого не простили… Думается, что не без некоторого давления сверху его неожиданно перевели обратно в Троице-Сергиеву Лавру на преподавательскую деятельность. Патриарх Алексий II сокрушался, что в этот раз ничего не может сделать, поэтому остается только смириться и положиться на волю Божию. Благословив отца Андроника, он напутствовал его словами: «Вот теперь занимайся наследием своего великого деда – мученика-священника Павла Флоренского».
Так батюшка вернулся к своим истокам – к делу всей его жизни. Теперь ничто не мешало ему с головой погрузиться в работу по изучению и сохранению наследия отца Павла. На его плечи легла ноша невероятного по своему объему и своей разнонаправленности архива священника Павла Флоренского, и этой работе он отдавал себя без остатка. Вскоре вокруг отца Андроника образовалась община единомышленников, которые помогали расшифровывать и систематизировать рукописи.
Прослеживая жизненный путь и вехи служения игумена Андроника, не перестаешь удивляться, как непостижимо и промыслительно рука Божия вела и направляла Своего верного слугу. Ведь дать правильную оценку наследию священника Павла Флоренского мог только такой же, как и он, священник, стоящий у престола… И при этом не просто священник, но и ученый, философ, богослов, каким был отец Павел. И все эти качества воплотились в его родном внуке, ставшем проводником богословских, философских, искусствоведческих, математических и многих других идей своего деда. Игумен Андроник сумел постичь их глубину, определить их место в мировой истории. Подобно своему деду, отцу Павлу Флоренскому, он явил собой образ истинного ученого монаха – трудолюбивого, усидчивого, целеустремленного, немногословного, молитвенно настроенного, и при этом умеющего найти общий язык с людьми самых разных профессий и слоев общества.
По словам митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), отец Андроник был одним из выдающихся духовных деятелей Русской Православной Церкви нашего времени. «Ревностный служитель Престола Божьего, он черпал в совершении Бескровной Жертвы великое вдохновение, которое позволяло ему стать автором многих и многих прекрасных духовных творений, ныне повсеместно вошедших в литургическую жизнь нашей Церкви… Я всегда был рад личному знакомству с отцом Андроником. Общение с этим добрым, умным, чутким и деликатным человеком, обладавшим совершенным чувством прекрасного и дивным духовным настроем, было для меня всегда особенно дорого. Таким я его запомнил еще со студенческих лет, когда он в Духовной академии преподавал пастырское богословие».
Митрополит Викентий (Морарь), вспоминая игумена Андроника, удивлялся его удивительной особенности: будучи мужем ученым и человеком весьма одаренным, отец Андроник оставался при этом невероятно простым, скромным и доступным для всех батюшкой. Игумен Иоанн (Самойлов) отмечал: «Отец Андроник был очень интересным собеседником, при паузах молчания умел вновь начать диалог. Был очень начитанным и умным. По всем вопросам легко ориентировался и имел свое суждение, но не настаивал на личном мнении. Часто шутил и подбадривал. Был смиренным и, главное, простым и доступным, хотя и имел игуменский сан и был внуком русского религиозного ученого и философа священника Павла Флоренского… Однажды, во время обострения болезни, я посетил его в больнице. Он лежал на койке и молчал, я же не мог сдержать слез. Заметив меня, удивленно посмотрел. И в этом взгляде я почувствовал его душевное спокойствие и надежду, что не умрет… Последняя встреча с моим любимым другом и братом по духу состоялась на праздник Сретения Господня. В этот день он захотел причаститься Святых Христовых Таин. После исповеди и Причащения мы немного пообщались. Жаль было расставаться, но сердце подсказывало, что это последняя встреча. Через полтора месяца он мирно предал свой дух Богу»[1].
Игумен Андроник преставился 5 апреля 2021 года. Третий день по кончине выпал на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и в этом видится знак особой милости и покровительства Божией Матери к нему. Чин отпевания отца Андроника на следующий день после Благовещения в Трапезном храме Лавры возглавил наместник обители епископ Фома в сослужении ректора Московской духовной академии епископа Феодорита и многочисленного духовенства. Похоронили отца Андроника на братском кладбище в селе Деулино у храма в честь Нерукотворного образа Спасителя, на соединение с Которым он положил всю свою земную жизнь.
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
[1] Наш игумен Андроник (А. С. Трубачев): к 70-летию игумена Андроника, 140-летию священника Павла Флоренского. Сергиев Посад: Музей священника Павла Флоренского, Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2023. С. 67.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра