Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святая Церковь называет Успение Божией Матери последним таинством, коими сопровождалась вся земная Ее жизнь.
Первое таинство открылось в самом рождении Богоматери от престарелых родителей по особенной молитве, обету и наитию благодати Божией.
Второе таинство явилось во время введения трехлетней Отроковицы во храм по чрезвычайному обету праведных Иоакима и Анны. По особому откровению первосвященник вводит Деву Марию во Святая Святых, куда сам мог входить лишь однажды в год. Таким образом, Она с самых юных лет могла сродниться духом и сердцем со всем святым.
Третье таинство открылось по достижении Ею совершеннолетия. Пресвятая Дева должна была избрать Себе супруга, но объявила, что твердо решилась не принадлежать никому, кроме единого Бога. По обручении праведному старцу Иосифу Пречистая стала Супругой, не переставая быть Девой, сочетая в Себе девство и супружество, благословение Ветхого и благодать Нового Завета. А как совершилась тайна Боговоплощения, известно из Евангелия. Дева изрекла: «Се Раба Господня» (Лк. 1:38), и сила Вышнего осенила Ее, и Слово стало плотию. Но таинства над Ней не закончились, а только углубились, соделались невидимее, оставаясь весьма назидательными и утешительными для нас.
На Кресте был не один Сын, но и Матерь. В продолжение всей жизни Своей Она была на кресте, а особенно — на Голгофе. Иначе и не могло быть. Ведь Сам Божественный Сын Ее сказал: «Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10:38). Кто же был достойнее Господа, нежели Матерь Его? Поэтому никто и никогда не носил такого креста в продолжение всей своей жизни, как Преблагословенная Дева Мария.
Крест Ее слагался из скорбей и уничижений, в которых пребывала Божия Матерь до самой Своей смерти. Так Она должна страдать от подозрения со стороны хранителя Своего девства, будто бракоокрадованная. Когда Ей приближается время родить Того, Которого Царствию не будет конца, для семейства не находится места в гостиницах, и Она рождает Его в вертепе и полагает в яслях. Злобный Ирод ищет убить Младенца, и им приходится ночью бежать в Египет. А на Голгофе что чувствовало Ее чистое сердце, когда Сын Ее в муках вопиял: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Здесь во всей силе исполнилось ужасное предсказание Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35).
За тайной Распятия последовало усыновление Богородице Христова ученика Иоанна. Так во всю жизнь Свою предопределено было Ей пребывать в неизвестности, неся долю простой смиренной христианки.
Дорогие братия и сестры, Святая Церковь повелевает нам не скорбеть в день Успения Божией Матери, а радоваться. По Своем преставлении Пресвятая Дева стала могущественнейшей Предстательницей и Заступницей за всех, поистине Матерью всего христианского мира.
Мы должны позаботиться и себя достойно приготовить к смерти. Постоянное памятование о ней будет отрешать наше сердце от чувственных страстных земных привязанностей. Второе средство против страха смерти — чистая совесть. Она может быть действительно спокойна у того, кто старался жить истинно христианской жизнью, был послушным сыном Церкви, примирился с Богом и людьми, приготовился к смерти таинством Покаяния и вкусил в таинстве Причащения Тело и Кровь Христовы. Следующее сильное средство — вера в бессмертие души. Тело истлевает, а дух, созданный Богом для бессмертия, остается жить вечно.
Последнее же и самое могущественное средство есть вера в то, что душа некогда соединится со своим воскресшим, прославленным телом для вечной жизни за гробом. Имея живую веру в эту истину, христианин не только не будет бояться смерти, но и даже с радостью встретит ее, когда она придет к нему.
Дорогие братия и сестры, потщимся усердием в добродетельной жизни и презрением к пороку сделать свою кончину мирной. Пресвятая Дева достигла столь блаженной кончины чистотой целомудрия, строгостью воздержания, постоянством в молитве, смирением и терпением в трудных обстоятельствах, упованием на Промысл Божий.
Подражая примеру Богоматери, идите путем тесным. Терпите в счастье, чтобы не увлечься обольщением, терпите и в несчастье, скорби и болезни, чтобы не впасть в малодушие среди тяжких испытаний и устоять на праведном пути. Ибо «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22). Так поступая, каждый из нас будет иметь истинный мир в душе и надежду блаженной мирной кончины; последний час станет для нас началом жизни вечной, и гроб — лествицею к небу. Аминь.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра