28 августа 1420 г., к празднику Успения Пресвятой Богородицы, «свершися колокол» Чудотворцев – был отлит древнейший Никоновский колокол Троицкого монастыря, на тот момент самый большой из монастырских, впоследствии своим благовестом знаменовавший важнейшие события того времени.
По шлемовидной форме узнаем заимствованный с запада стиль самых древних колоколов. Приглядевшись к гравировке, обнаружим цифры – 6928. Год от Сотворения мира. От Рождества Христова – 1420.
XV столетие монастырь встретил без своего отца-основателя, преставившегося к Господу в 1392 г. Однако, под руководством любимого ученика прп. Сергия – Никона Радонежского, через пять лет после кончины учителя ставшего игуменом, святое место продолжало жить и развиваться.
Но спокойствие было недолгим – менее чем через два десятка лет над обителью пронеслась буря. В ноябре 1408 г. татарский хан Едигей двинулся на Москву, желая ослабить Русь, показавшую на Куликовом поле готовность биться с Ордой и побеждать прежних хозяев. Ни дипломатические интриги, ни воззвания хана к тверскому кн. Ивану Михайловичу не увенчались успехом. Двадцать дней осады столицы окончились провалом, и Едигей бросился опустошать Московское княжество.
Под удар попала и Троицкая обитель – тогда еще деревянная, не способная выдержать неприятельский штурм, как это произойдет двумя веками позднее, в Смутное время. Эти два века будут временем спокойствия и процветания для благочестивых обитателей монастыря, словно награда за стойкость и отвагу перед лицом татарской армии. Сейчас же монахи были вынуждены скрываться в лесах возле Твери.
Когда гроза ушла (Едигей был вынужден вернуться в Орду, которую в очередной раз раздирала междоусобица), последователи Преподобного вернулись к руинам монастыря, которые уже успели порасти бурьяном. С усердием они принялись возрождать обитель. В буквальном смысле, из пепла.
Их упорство не осталось незамеченным. Двенадцать лет труда по восстановлению обители были увенчаны царским подарком. Точнее, великокняжеским. Неудивительно, что московский правитель – Василий Дмитриевич, сын вел. кн. Дмитрия Донского, не забыл об обители святого, благословившего его отца на бой с татарами. Переживший татарский плен, вынужденный участвовать в сложных дипломатических играх с опасными соседями (от собственного брата Юрия до Витовта, вел. кн. Литовского), молодой Василий понимал, как важно сохранить мир и спокойствие на русской земле. Не последнюю роль сыграл здесь и митр. Киевский Киприан, стойкий ревнитель Православия и противник ордынского господства. Именно он поспособствовал женитьбе князя на дочери Витовта - Софье. Не исключено, что именно пример православных соседей-литовцев помог Василию окончательно ответить для себя на вопрос о роли христианской веры в государстве.
В 1423 г. началось строительство Троицкого собора, нынешнего места упокоения мощей прп. Сергия. Закончилось – в 1427 г. А в 1476 г. у Никоновского колокола появился новый «дом» – Духовской собор, построенный неподалеку от Троицкого.
Пережив и «переплавку на пушки» при Петре I (интересный факт: в списке упоминается Никоновский колокол, но это лишь его «тезка», и он тоже не исчез, а был перевезен на московскую звонницу), и уничтожение церковных святынь советской властью, Чудотворов колокол по сей день продолжает радовать своими переливами окрестности Троице-Сергиевой Лавры. На втором звонарном ярусе колокольни, под самыми часами, находится он – двенадцать пудов бронзы, нехитрое, как и у всех древнерусских колоколов, оформление и надпись, хранящая светлую страницу из нашего прошлого.
К. А. Филимонов
Источник: К. А. Филимонов. Большие благовестные колокола Троице-Сергиевой Лавры. – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, Загорская типография, 2004.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра