Троице-Сергиевский ансамбль - результат сложной исторической жизни; как и все древнерусские ансамбли, он возник не сразу, а постепенно. Художественные памятники Лавры поистине живая летопись русской архитектуры с XV по XVIII в. Каждая значительная эпоха представлена здесь замечательными образцами, запечатлевшими все ее своеобразие и тем не менее, несмотря на свою разновременность, находящимися во взаимной гармонии. Троице-Сергиева Лавра - органически сложившийся музей русской архитектуры, ее истории.
О древнейшем облике монастыря известно очень немногое. Жития преподобного Сергия Радонежского, написанные в первой половине XV в. Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом, едва ли не единственный наш источник не столько исторический, сколько литературный.
Преподобный Сергий Радонежский почил в 1392 г. В 1408 г. монастырь был сожжен и разграблен татарами. На месте старой деревянной церкви Троицы ученик преподобного Сергия преподобный Никон построил новую, деревянную же, а в 1422 г., после обретения мощей своего учителя, приступил к постройке белокаменного Троицкого собора, сохранившегося до настоящего времени. Старая деревянная церковь была перенесена дальше, к востоку, на место позднее сооруженной церкви Сошествия Святого Духа, или Духовской. В целом композиция осталась прежней: как и раньше - «отовсюду видимая, яко зерцало» главная церковь монастыря, перед ней - главная площадь, а кругом - четырехугольник келий. За пределами этого четырехугольника находились огороды и хозяйственные постройки (еще в XVII в. в документах упоминаются «житницы Сергия», находившиеся где-то в северо-восточной части монастыря). Всё было, видимо, обнесено крепкой деревянной оградой, охватывавшей почти всю территорию, и позднее занимавшуюся монастырем («житница Сергия» вряд ли могла находиться вне ограды). Еще при жизни преподобного Сергия над восточными воротами деревянной стены была построена церковь во имя Димитрия Солунского, небесного покровителя Димитрия Донского. Следовательно, место надвратной церкви также определилось еще в XIV в.
Вскоре после сооружения каменной трапезной была заменена и другая деревянная постройка: в 1476-1477 гг. псковские мастера построили Духовскую церковь на том месте, где стояла деревянная Троицкая церковь, перенесенная сюда после постройки Троицкого собора. Основная «диспозиция» зданий осталась, следовательно, неизменной на протяжении XV в.
В XVI в., в век Ивана Грозного, монастырь значительно изменил свой внешний вид. В 1540-1550 гг. были сооружены по почину Москвы мощные каменные стены, превратившие монастырь в неприступную крепость. К ним были отодвинуты северные и восточные кельи, и на освободившейся территории выросла к 1585 г. громада пятиглавого Успенского собора, напоминавшего все о той же «державной руке» Москвы: формы Успенского собора у Троицы перекликаются с формами Успенского собора в Московском Кремле.
Монастырь интенсивно строился и перестраивался. Но основная идея композиции осталась той же. Успенский собор был задуман как новый большой собор Живоначальной Троицы, в который надлежало перенести мощи преподобного Сергия. Но позднее Иван Грозный оставил эту мысль, боясь, что постройка «может быть неугодной преподобному Сергию».
В XVII в. исторические события первого десятилетия показали, что Троицкий монастырь, действительно, стал первоклассной крепостью. С 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., в течение почти шестнадцати месяцев, его безуспешно осаждали польско-литовские отряды Сапеги и Лисовского.
В XVII в. в монастыре существовало два значительных въезда. Со стороны Московской дороги на востоке были Святые ворота с надвратной церковью за ними, а рядом с ними в 40-50-х годах XVII в. были устроены ворота Успенские. Другим въездом служили северные, Каличьи, ворота. К ним подходила дорога, шедшая из Углича. Свое название ворота получили от «калик перехожих», странствующих богомольцев.
Последние десятилетия XVII в. ознаменованы в архитектурной истории монастыря появлением следующих сооружений: надкладезная часовня около Успенского собора (точная дата постройки неизвестна), новая трапезная (1686-1692 гг.), новый царский дворец (по всей вероятности, также построенный около этого времени). Монастырь сохраняет свое значение крепости.
Значение крепости монастырь утратил к середине XVIII в. Указ об уничтожении Оружейной палаты, находившейся между церковью Смоленской иконы Божией Матери и Каличьей башней, был дан уже в 1742 г. и приведен в исполнение в 1779 г.
С 8 июня 1744 г. Троице-Сергиев монастырь стал именоваться Лаврой - отличие, которое было даровано только немногим, особенно богатым и знатным монастырям России. Незадолго перед тем (1742 г.) в стенах его была открыта духовная семинария.
Вся вторая половина XVIII в. неразрывно связана в истории Лавры с именем митрополита Платона (Левшина). В надписи на чугунной доске, помещавшейся в северной (ныне разобранной) пристройке Троицкого собора, митрополит Платон попытался подытожить все сделанное им за время с 1766 по 1791 г. Дальнейшие два десятилетия, с 1791 по 1812 гг., отражены в его «Записках». Благоустройство, поновление, «благоукрашение» - лейтмотив всей деятельности митрополита Платона.
В первой половине XVIII в., до митрополита Платона, появились две новые небольшие и изящные постройки: Михеевская церковь (1734 г.) около трапезной и церковь Смоленской иконы Божией Матери (1746-1748 гг.) на месте старой поварни.
Последний по времени памятник XVIII в. - небольшой обелиск, поставленный митрополитом Платоном на главной площади в 1792 г. На нем - надписи, повествующие о знаменательных исторических событиях, когда «обитель к сохранению Отечества содействовала». Архитектурная история Лавры кончилась к этому времени: XIX и начало XX в. не дали ничего, кроме порчи ансамбля под видом его «поновления».
В 1920 г. декретом СНК за подписью Ульянова (Ленина) монастырь был закрыт и Лавра была обращена в музей. В 1940 г. СНК РСФСР вынес специальное постановление, по которому весь комплекс Загорского историко-художественного музея в черте крепостных стен был объявлен музеем-заповедником с выделением вокруг наружной линии древних монастырских стен запретной зоны для строительства в 30 метров.
Остается сказать еще лишь одно: восстановление древних памятников Лавры в их художественно совершенном виде не есть «реставрация для реставрации». Это есть школа русского народного зодчества, одинаково поучительная для рядового строителя-каменщика и для художника-архитектора, да и зрелый мастер-архитектор найдет для себя немало поучительного в богатом архитектурном наследии Троице-Сергиевой Лавры.
Василий Зубов
Источник: В. П. Зубов. Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк. - Троицкий сборник. № 2. - Сергиев Посад, 2002. - С. 372-408.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра