Как и подобало обетованному Мессии, Христос намеревался торжественно войти в святой город, являя Себя Царем богоизбранного народа и долгожданным Избавителем. В тот день, когда каждое семейство, следуя Моисееву Закону, выбирало жертвенного агнца для пасхальной вечери в воспоминание об избавлении от египетского рабства, Спаситель являл Себя Израилю Истинным Агнцем, Который Жертвой Своей избавит мир от греха, рабства диаволу и вечной смерти. Ветхозаветный пасхальный агнец полтора тысячелетия прообразовывал Жертву Христову, и теперь Спаситель шел принести Себя во всесовершенную Жертву, Которая завершит Ветхий Завет и сделается для нового Израиля – христиан – новой Пасхой.
Рано утром 2 апреля 30 г. Иисус в сопровождении народа вышел из Вифании в Иерусалим. Гора, на восточном склоне которой лежала Вифания, называлась Елеонской, или Масличной, по множеству росших на ней маслин (греч. «елеа» – «маслина»). Западный ее склон был обращен к Иерусалиму. Близ Вифании лежало другое небольшое селение – Виффагия (что значит «дом зеленых фиников», ныне арабская деревня Эт-Typ на восточной стороне южной вершины Елеонской горы).
Иисус послал в Виффагию двух учеников Своих, сказав, что они, как только войдут в селение, увидят «ослицу привязанную и молодого осла с нею», и повелел: «Отвязав, приведите ко Мне и, если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их». Поручение это было не из числа обыкновенных: Иисус всегда ходил пешим, Иерусалим был недалеко, а между тем, словно готовясь к дальнему пути, ученики шли отвязывать чужих животных, забирая осла и ослицу у неизвестного хозяина, – по-видимому, простого земледельца, которому животные были самому необходимы в его трудах. Апостолы недоумевали, но произошло так, как предрек Господь Иисус Христос: войдя в селение, они увидели привязанных животных, взяли и повели к Учителю, а их простой ответ, по виду нимало не убедительный: «Надобны Господу», – оказался непреоборимым. Хозяин отдал животных, не зная кому и на что.
В гористой Палестине коней использовали редко, почти исключительно для военных действий. Сесть на коня было символом войны, а сесть на осла или мула – символом мира. Спасителю было угодно, чтобы Его торжественное вступление в Иерусалим символизировало примирение между Богом и согрешившим человечеством.
Апостолы возложили на животных свои одежды, Иисус воссел на ослика, и шествие продолжилось. Осленок был необъезженный, не отвыкший еще от матери (по-видимому, ради него и была взята ослица), но шел ровно и послушно. Это имело и сокровенный смысл: ослик, «на которого никто из людей никогда не садился», символизировал языческие народы, не «оседланные» ни Законом, ни пророками, но которые вскоре должны будут воспринять Евангелие. Животные, не носившие еще ярма, в ветхозаветные времена выбирались для священного употребления (см.: Втор 21:3; 1 Цар. 6:7). Следовавшая за осликом рабочая подъяремная ослица символизировала труждавшийся под ярмом Закона еврейский народ, который отвергнет Мессию, но в последние времена тоже последует за Христом (см.: Рим. 11:25).
В тот день даже ученики Христовы не увидели в действиях Иисуса исполнения древних пророчеств Захарии и Исаии, «но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано». Иисус показывал, что Он Мессия-Царь, предвозвещенный пророками, и что в смирении и простоте Он совершенно чужд притязаний на земное владычество.
Множество ликующих людей, следовавших с Иисусом и видевших в Нем Мессию, постилали на Его пути свои одежды – воздавали честь, которой в Израиле удостаивали восходивших на трон царей (см.: 4 Цар. 9:13). Иудеи несли в руках и постилали на пути Иисуса пальмовые ветви, символизировавшие радость, уподобляя вхождение Христа в Иерусалим великому празднику Кущей. С пальмовыми ветвями иудеи встречали некогда своего правителя Симона Маккавея, освободившего страну от сирийского ига (1 Мак. 13:51).
Когда шествие достигло вершины Елеонской горы и открылся величественный вид на святой город и храм Господень, ослепительно сиявший золотыми кровлями в лучах утреннего солнца, люди с особенной силой восчувствовали радость долгожданного Пришествия Мессии и громко приветствовали своего Избавителя: «Осанна Сыну Давидову!»
Собравшиеся на Пасху в Иерусалим иудеи, узнав, что в город вступает Тот Самый Иисус, Который воскресил четверодневного мертвеца Лазаря, шумной толпой вышли навстречу. К ним присоединились и многочисленные паломники, расположившиеся в шалашах и палатках около стен города. Все в радости славили Бога за великие чудеса Христовы и восклицали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» – люди возглашали прекращение вражды между грешной землей и Небом, ибо Сам Бог воцарялся на земле, а потому ликовали и Ангельские Силы «в вышних», на Небесах.
Конечно, народ чаял всего лишь земного воцарения Христа, но важно то, что Мессия был торжественно признан. Этим прославлением Христа Сам Отец Небесный указывал на Иисуса как на пришедшего Мессию и привлекал внимание человечества к Его учению, великим делам и в особенности к готовому вскоре совершиться искуплению рода человеческого.
Увидев, как «весь народ пришел в движение», фарисеи в злобном бессилии «говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним». Их, должно быть, особенно раздражало, что народ славил Христа как пришедшего от Бога. Желая опорочить торжество, фарисеи стали приписывать дело прославления Иисуса стараниям Его учеников и говорили: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Они давали понять, что шумное волнение народа может вызвать расправу римских властей, Иисус же, показывая, что прославлению Мессии в тот предопределенный свыше день невозможно противодействовать, ответил присловием из пророков: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (см.: Авв. 2:11).
Через пять дней, в час смерти Спасителя, когда не слышно уже будет прославляющих Его гласов народа, тогда распавшиеся камни действительно засвидетельствуют истинность слов Христа. Видится здесь и пророчество о язычниках, которые до Пришествия Христа были каменносердечны, но когда Израиль отверг своего Господа и преступно умолк, тогда они уверовали и возопили всему миру о Христе Спасителе.
Источник: С. Ю. Воробьев. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – С. 341-348.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра