Нравоучение одиннатцатое

НРАВОУЧЕНИЕ ОДИННАТЦАТОЕ.

При случае сего учения удивляться надобно гордому человеческаго ума любопытству. Он все изследовать и все понять и самые тайны Божия стремится, хотя многих под ногами лежащих вещей не понимает, и сам человек есть земля и пепел. Такие были высокомудрствующие Епикурские и Стоические философы, о которых нам деяния Апостольская знать дают. Они послушавши Павла, на Ареопаг тогда представленнаго, который светло им проповедывал воскресшаго Христа, и что потому и всем нам воскреснуть надобно; они сие Павлово учение осмеивали, а самаго проповедника суесловом не стыдились называть. И здесь-то збылась оная Божия гроза: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу; и обезуми Бог премудрость мира сего1. Такие-то были оные безумные Иудеи, которые видя и слыша Христа, небесное учение проповедующаго, говорили: откуду сей книги знает не учившись? И соблажнялися о нем, и на них збылось то Христово слово: Аз в мир приидох, да слепии видят, и видящии слепи будут2. Сих же сообщники были и Капернаумские жители, которые, как послышали, что Христос им и всем верующим в Него хощет дать плоть свою ясти, и кровь свою пити: начали между собою прение иметь, роптать, и сии слова говорить: Како может сей нам дати плоть свою ясти?3 И еще: жестоко есть слово сие, и кто может послушати?4 Так и сии безумные ропотники послышали сие Христово обличение: дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничто же. Глаголы, яже аз вам глаголах, дух суть, и живот суть5. Что, де, я вам, несмысленные, ни говорю, вы того не должны одну только смотреть поверьхность и плотским умом разсуждать: о Божиих вещах надобно особливое иметь понятие, и духовнаго держаться разума: глаголы, яже аз глаголах, дух суть, и живот суть. В сие пагубное любопытство впал было оный у Евангелиста Иоанна помянутый Никодим, один из ученых Фарисеев Князь Жидовский. Он познавши, что Христос есть учитель, которой от Бога пришел, просил его показать себе ко спасению путь: Христос на сие ему с подтверждением сказал: аминь, аминь, глаголю тебе, аще кто не родится водою и духом, не может внити в царство небесное6. Вам известно, что здесь говорится о крещении. Тот Никодим на Христово слово сей подлинно фарисейской предложил вопрос: како может человек родитися будучи стар?7 Уж ли, де, опять может внити во утробу матере своея и родиться? О вопрос сам чрез себя немощный! но не меньше суетны и все те, которые в Христианских догматах хотят быть судиями. Христианское учение есть камень, на которой ежели кто падет, сокрушится, а на котораго камень падет, сотрет его. Вера есть для нас святое убежище, безопасное пристанище, а неверствие или пустое любопытство есть опасное зло, которое прямо ведет к развращению. Таковые развращающие путь Господень всегда были и будут: не льзя быть пшенице без плевел; всегда церковная роза терниями была окружена: подобает и ересем в нас быти,8 как негде слово Божие говорит; за чем? Да искуснии явятся. Надобна тьма, чтоб лучше узнать превосходство света: злато во огне светлейшим становится. Мы от сей опасности удалены, мы Христиане, наша вера, наша церковь есть утверждена на камени Христе.

Аз глаголю тебе, говорит глава наша Христос в лице Петровом церкви своей, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей9. Где теперь вооружавшиеся на разорение церкви? Изчезли, и только что оставили заблуждения своего смрадные следы, и свое имя на вечное всем потомкам безчестие: а церковь Христова между такими терниями процвела, церковной корабль между такими непогодами, имея управителя Христа, безвредно выше волн носился, и славно в тихое достиг пристанище. Мы с нею вкупе исповедуем единаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Исповедуем; а далее не испытуем, к неприступному не приступаем, непостижимаго не изследуем, безконечнаго не досягаем, не выступаем из своих границ, и знаем повиноваться Богу. Когда же так, слушатели, то надобно тех примером казниться, чтоб и нам любопытством каковым в подобное не впасть заблуждение. Смотри, не высокомудрствуй, но бойся: ты у Бога в руке так, как у скудельника глина. Но скажет ли глина своему художнику: Почто меня так ты создал?10 Мы Христовою кроткою идя стезею и Божияго Его учения руководствуеми светом, веруем видети благая Господня на земли живых11. Аминь.

Сказывано Генваря 18 числа.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.