На всерадостнейшее извещение о рождении Благовернаго Государя и Великаго Князя Александра Павловича

СЛОВО

НА ВСЕРАДОСТНЕЙШЕЕ ИЗВЕЩЕНИЕ
О РОЖДЕНИИ БЛАГОВЕРНАГО ГОСУДАРЯ
И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА.

Исполнилось уже желание отечества нашего: новая светлейшая звезда возсияла на горизонте нашем. Преклонились небеса к смиреннейшим нашим молениям: на доме ПЕТРОВЕ открылось благословение Авраамово, и оныя слова, из уст Вышняго Давиду изреченныя, благость его обратила на нас действием самим: До века уготовлю семя твое, и созижду в род и род престол твой.1 АВГУСТЕЙШАЯ России МАТЕРЬ объемлет руками дражайший крове своея залог, и Непорочнейшая Двоица, Дражайшие Родители, ПАВЕЛ и МАРИЯ, приносят пред олтарь Господень плод чрева своего.

Какое воздадим Тебе, Благодетелю Господи! достойное благодарение! чем изъявим усердие за толикое благодеяние излиянное на все отечество наше!

Ибо сей низпосланный с небеси дар, можем сказать, что не есть более свойствен родившим его, как и всей России.

И хотя просвещение ваше сие понимает и чувствует совершенно: но к некоторому умножению удовольствия и торжества нашего разсмотрим те внутренния причины, по которым и Августейший Дом, и все отечество, рождение Благовернаго Князя должно почитать, и почитает величайшим Божиим благодеянием: а по тому и радоватися, и торжествовать, и друг друга сим щастием приветствовать, и Богу Благодетелю благодарственныя приносить жертвы, довольнейшее имеем побуждение.

Умножение рода, святое писание почитает особливым благословением Божиим, как то видим во многих местах, что где Бог мужам, по сердцу его избранным, хотел изъявить свое благоволение, не иным чем оное изъявлял, как обещанием, умножать семя их, и продолжать род их. Святый Давид быв сам обещания сего сподоблен, описывая мужа блаженнаго, окруженнаго окрест трапезы своея благодатными детьми, яко новорожденными масличными, заключил: Тако благословится человек бояйся Господа.2

Да и подлинно суть довольныя причины, таковое благодеяние почитать великим: ибо сие есть естественно всякой твари, чтоб производить подобное себе. Оный Дух Божий, который при создании мира ношашеся верху воды,3 была сия животворная сила, которую Создатель всех вливал в твари рукою своею производимыя. Когда убо тварь достигает сего намереннаго самим Богом конца, тогда живое чувствует удовольствие, не токмо что соответствует намерению Господа своего, но и что в произведении подобнаго видит открывшееся пред ним новое зерцало, в котором усматривает самаго себя. И как сие подобное есть самая Его кровь, часть существа Его, то по тому и почитает самаго себя в нем, яко перераждающагося, обновляющагося, и всегда живущаго.

На сем основании сему новому от существа его отдаленному существу привязывает сердце и дух свой; поверяет ему тайны свои, участным его творит всех жизни своея распоряжений; почитает его подпорою старости, при смертном случае утешителем, по смерти дел своих, советов и намерений утвердителем, исполнителем и проповедником.

Но сие разсуждение есть общее: оно простирается до всего рода человеческаго, до всех родителей. Но сие же разсуждение совсем в ином уважении должно представлено быть, когда речь есть о тех особах, коим вышний мира Правитель поручил владычество других.

Удовольствие и щастие одного или двух родов от удовольствия и щастия многих не родов, но народов столько же различествует, сколько различествует одна или две капли от многих каплей соединившихся и состовл. великую реку. Щастие одного рода ничего не значит при нещастии всего общества: но напротив щастие целаго общества сильно поправить нещастия многих родов.

Сие общественнаго тела блаженство обитает во главе его: и ведаем, что оно проистекает из главы, яко из источника, чрез разныя струи: чрез струю премудрости, благочестия, правосудия и человеколюбия. Но сия райская струя не может иметь течение свое безпрерывное, разве продолжением никогда непресекаемым рода владычествующих.

Естьлиб когда сия струя при гневе раздраженных небес пресеклась, не льзя сказать, какое произойти может разстройство, и всего добраго превращение. Нет нужды наведываться нам о том в иностранных историях. Домашние бывшие примеры еще и доселе наполняют мысль нашу мраком, когда оные себе на память приведем. Всех величайших в России злоключений, близ двух тому сот лет назад оную постигших, первейшею причиною пресеченное Царскаго корене произращение.

Что же от того времени доселе цветет блаженная тишина, не по тому ли наипаче, что после бури тоя возсиявшее самодержавия светило доселе сияет без всякаго затмения.

От дней, которые оглашены славою ВЕЛИКАГО ПЕТРА, сияние мудраго самодержавия Всероссийскаго на вышший безудержно восходило степень, доколе уже ныне благословением Божиим и щастием Великия МОНАРХИНИ взошло оно на верьх полнаго света своего. Гром и страх войны пременился в сладчайшую тишину; враги вострепетали, недоброжелатели умолкли, пределы империи разширилися, Россиане лаврами увенчанны, слава гласит во все концы земли, внутри предел покой, Виновница таковых благодеяний со удовольствием взирает на Свои народы, опочивающие в недрах мира, Престола Наследник процветает дарованиями, яко крин в полной силе своей, Супружницею благословен Добродетельнейшею: святейшая и примерная, или паче безпримерная любовь сопрягает Их. Чтобы нам еще, любезные сыны отечества! чтобы нам еще оставалось желать от щедроты Божеския? что? разве да сие блаженство паче и паче утвердится в род и род, и да слава дел ВЕЛИКИЯ ЕКАТЕРИНЫ и Достойнаго Наследника ЕЯ прешлется позднейшему потомству, или паче да будет безсмертна.

И се видим, что и сие желание наше принято от небес во благое. Нашествием Святаго Духа, и осенением силы вышняго, Отроча родися нам, и дадеся нам, и нарицается имя Его великаго совета Царствия Российскаго Ангел.4

Может ли убо вящшая причина быть, чтоб все отечество наше не воздвигло радостнаго восклицания до небес во гласе и шуме празднующих.

Но удержите еще сладчайшия движения ваши. Умножение рода Царскаго подлинно есть величайшее благословение Господне. Но как Владыки земные иногда не меньше между собою различествуют, якоже и звезда от звезды различествует во славе:5 то по тому и раждаемый от них плод больше или меньше подает надежды, следовательно и удовольствия, смотря на корень, из котораго он произрастает. Ежели и дикая ветьвь масличная, по разсуждению Апостольскому, привитая к маслине тучной, сообщением соков делается благоплодовитою, то кольми паче, когда сия ветьвь есть ей естественна.6

Здесь самая истинна повелевает мне речь свою оживотворить воспоминанием славных имен, ВЕЛИКАГО ПЕТРА, ВЕЛИКИЯ ЕКАТЕРИНЫ, и Дражайших Высоких Родителей. Ибо Сии суть Благословенные Корени, от Коих ныне произрос Сладчайший и Знаменитейший Плод.

Воззри днесь с горних мест, Ты Великий Муж, и от небеснаго на земное блаженство обрати очи Свои. Преставился Ты от земли, но Благословенная Кровь Твоя украшает Престол Твой. Она Нетленна есть, и пребудет в продолжении Рода Твоего. Сие зрелище на земли да умножит райския Твои утехи на небеси.

Но да пребудет Он Спокоен в блаженстве святых: наше удовольствие днесь составляет то, что дух Онаго Великаго Мужа наследным образом преходит в Род Его. И смеем ли мы о том усумниться, когда утешаемся, зря на АВГУСТЕЙШУЮ МОНАРХИНЮ, Которая делами Своими довольно доказала, сколько взошедший в душу ЕЯ дух ПЕТРОВ в Ней есть действителен.

Той же Великаго Мужа дух, одушевленный ВЕЛИКОЮ ЕКАТЕРИНОЮ, действует и в Благословенном Наследии ЕЯ. Не сумнюсь, чтоб Великий пред очами высокаго Наследника сияющий АВГУСТЕЙШИЯ РОДИТЕЛЬНИЦЫ пример, и приложенное о добром ЕГО воспитании попечение, много не споспешествовало ко влиянию дарований украшающих Особу ЕГО. Но не могу и того отрещи, чтоб и самая от источника благороднейшаго проистекающая кровь не имела к тому сильнаго содействия своего. А то уже почитать должны благословением Божиим, или паче праведною наградою заслуг и добродетели Дражайшаго Наследника, что небеса сопрягли с Ним МАРИЮ, телесными и душевными дарованиями Преукрашенную Супружницу.

Взирая на таковые Источники, из Коих проистекла днесь Златая Струя, лиющая на нас радость и веселие, не должны ли мы о Новорожденном Князе с Евангелием возопить: что убо отроча сие будет?7

И так истинныя радости нашея виною есть не то токмо, что благословил Бог Августейший Царский Дом приращением Рода Его: Но что Новорожденный Князь, заимствуя кровь и бытие Свое от столь Славных Начал, несумнительную подает надежду, что будет Он во свое время украшением Царскому Роду, подпорою благочестия, утехою России.

Вознесите убо до небес гласы свои, любезнейшие сыны отечества! благословите Господа венчающаго нас милостию и щедротами.8 Утвердите сию надежду утверждая себя во благочестии и в услугах отечества: да будем достойни толикаго дара Его, паче же да будем достойни продолжения благодеяний Его.

Но паче всех и прежде всех да возрадуется душа Твоя о Господе, Всепресветлейшая МОНАРХИНЯ Наша! Се зриши и Первенца ПАВЛОВА, а в Нем созерцаеши и Новаго Проповедника славы Твоея: Новаго Преемника великих дел Твоих. Промысл Божеский удовлетворяет желания Твои: лобзай Сей с небеси посланный Тебе дар: и взаимно взирая на Него и на Дражайшую Двоицу Твою, Рцы в веселии пред Господем: се Аз и дети мои, яже ми даде Бог.9

Вы же, Дражайшие Родители! Вас бо Отсутствующих, яко Присутствующих, приветствуем мы: принесите Сей Сладчайший Плод утробы Вашея, принесите в жертву Господеви: да будет Он посвящен на служение Его от пелен младенческих: приняв Его Чиста и Непорочна от купели духовныя, представьте таковым во все течение жизни, и в день праведнаго мздовоздаяния. К доброму же Его воспитанию что потребно? Доволен для Него Ваш добродетельный пример: довольно сего просвещения во всех ваших делах сияющаго, сея непорочности, супружеския сердца святейшею любовию соединяющия. Доброе древо приносит добрые плоды, и утвержденное в душе Вашей благочестие не сильно поколебать тление века сего.

Ты же Боже! утверди Сие, еже даровал еси нам. Рожденное по плоти Отроча, Ты отродил еси водою и духом: сия святыня да обитает всегда в сердце Его: утверди Его здравие, и сподоби нас Его узреть в зрелости плодов Его. О сем грешными устами моими умоляет благоутробие Твое вся Тебе верою служащая Россия. Аминь.

Сказывано в Москве в Успенском соборе 1777 года, Декабря 21 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.