В неделю двадесять девятую

CЛОВО

В НЕДЕЛЮ ДВАТЦАТЬ ДЕВЯТУЮ
О БЛАГОДАРНОСТИ

За благодеяния воздавать благодарность, и глас честныя совести требует, и Слово Божие то же повелевает. Спаситель рода человеческаго, когда из десяти исцеленных Им прокаженных мужей, увидел только из них единаго пришедшаго с благодарением; как его похвалил, так прочих осудил, сказав: не десять ли очистишася, а девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу? (Лук. гл. 17, ст. 17 и 18). Ибо сколько есть благородно и честно быть благодарным: столько же безчестно неблагодарным быть.

Но как неблагодарствия пороком многие страждут; а может быть многие и не знают совершенно, в чем состоит оно: то польза наша требует сие обстоятельнее объяснить, дабы разположить сердца к благодарности; а неблагодарные тем меньше были бы извинительны.

Благодарность есть признание благодеяний, оказанных нам от другаго. Общий всех нас и всех тварей Благодетель есть Бог. Все, что ни имеем, все имеем от Него. Он нас создал, Он образом своим нас почтил, Он нам даровал душу разумную, Он нас просвещает, наставляет, руководствует, спомоществует в каждом деле, и везде и во всякое время, Он нас от напастей избавляет, от болезней изцеляет, от искушений предохраняет: Он наше покаяние приемлет, и грехи разрешает; Он нас одевает, питает, греет; Он наши затруднения облегчает, в сумнениях просвещает, услаждает в горестях, в нещастиях утешает, и в жизни сей благословляет благоденствием, и в жизни будущей предуготовал нам безсмертие и жизнь блаженную. Одним словом: все, что ни имеем, все имеем от Его единаго. Поелику в Нем и живем, и движемся, и есмы (Деян. гл. 17, ст. 28). И для того Апостол взывает: что имаши, еже неси приял? Аще же приял еси: почто хвалишися, аки не прияв? (1 Кор. гл. 4, ст. 7). Но и все при том Бог нам дарует, не по каким либо нашим заслугам, или бы чем наперед Его мы одолжили; но единственно для того, яко благ, яко в век милость Его (Псал. 117, ст. 29). Кто бо даде Ему, Апостол восклицает, и воздастся ему? (Рим. гл. 11, ст. 35). То есть, кто мог Его наперед одолжить, чтоб Он после того, аки бы долг платил нам?

Как за таковыя безчисленныя благодеяния человеку не быть благодарну? Да и должно ли сию благодарность отлагать, хотя на малейшее время: когда мы всякий час, всякую минуту Его благодеяниями наслаждаемся, и без них, ни на одно мгновение ока, обойтиться не можем.

Но каким образом мы благодарность свою ему изъявлять должны? Признанием сердца и прославлением всегда и везде Его милостей. Изрядно! но в чем должно состоять сие признание, сие прославление? Тотчас принуждаюсь я открыть источник нашея неблагодарности, и что наша обще так почитаемая и приносимая Богу благодарность едва ли быть может Ему угодна.

Прямо благодарное сердце признает так Божие к себе благодеяние, что все относит к Нему, а ничего не присвояет себе. Вот здесь то для нас великое претыкание! Мы благодарим Бога устами; но между тем по самолюбию и непомерному и безразсудному хвалимся, ежели не пред людьми, по крайней мере в сердце, что мы произвели то своим умом, своим досужством, своим проницанием, своими острыми переворотами: что мы то преодолели своею храбростию, своим мужеством, своею неустрашимостию: что мы то получили за свои заслуги, за свои подвиги, за свои отличныя пред другими исправности: что мы до того достигли великими издержками, истощанием многаго богатства: что мы то преодолели своим трудом, своим усилием: что все то есть награда нашего тщания, прилежания и неутомимыя работы. Ах! сколь трудно, чтоб самолюбие человеческое сими мыслями не заразило сéрдца. Но сия-то зараза уже и делает благодарность нашу пред Богом нечистую. Ты с Ним входишь в расчот. Ты милость Его или уничтожаешь; почитая то должною тебе наградою; или половину только из того благодеяния Богу отдаешь, а другую почитаешь не Его, но своею. Твоя благодарность будет подобна оной Фарисеевой. Боже (Лук. гл. 18, ст. 11), говорил он, хвалу Тебе воздаю: яко несмь, яко же прочии человецы. Боже! благодарю Тебя, что Ты мне в том и в том помог, что Ты мне то и то даровал: но видел же Ты, Всевидящий! как и я благоразумно поступал, как проворно действовал, какия были мои усилия, заслуги, пред другими отличности и исправности.

Таковая благодарность не только Богу отвратительна, но и человеку приятна быть не может. Ежелиб ты одолжил кого благодеянием своим и милостию, и он бы за сие тебе словами благодарил: но между тем бы ты узнал, что он думает и негде отзывается, что он то заслужил, и без твоей милости то ему получить следовало: едва ли бы таковую мысль, таковый отзыв, принял ты со благоволением. Но какое сравнение человека с Богом? Ты умом своим того достиг: но кто даровал ум, кто его просвещает и хранит? Ты мужеством своим то преодолел: но кто тебе даровал силы телесныя и душевныя, кто их в движение приводит, кто их подкрепляет? Ты исправностями своими то заслужил: но кто тебе даровал способности и дарования: кто их в порядке устрояет, кто им успех подает? Ты своим трудом и пóтом, ты своим неусыпным прилежанием то приобрел: но кто тебе возсиявал солнце, кто дожди изливал, кто благовременность разполагал, да и кто тебе даровал здравие, кто вложил охоту, кто к тщанию привел; кто, кто? Разве Бог, из Него же и Им же всяческая (Рим. гл. 11, ст. 36); иже на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори. И по тому то Спаситель Евангелием своим внушает нам, говоря: яко без Мене не можете творити ничесо же (Иоан. гл. 15, ст. 5). Так какъже, при таковых убедительных и ясных истинах, дерзаем мы чем либо своим хвалиться пред Богом? Можем ли, исчисляя Его благодеяния, не все отдавать Ему, и посмеем ли со вседействующею Его силою, еще помещать и себя? Какая то будет благодарность? Не паче ли некоторым образом хула? Ибо хулою почитается, когда кто от Бога что отъемлет, и то присвояет себе. Чтоб наша благодарность была истинная и Богу угодная, надлежит все Единому восписывать Богу, и падши пред Ним, с сокрушенным, но вкупе и радостным сердцем, признавать и возглашать: кто я? Прах и пепел пред Тобою. Что мой разум? Скотен бых у Тебе (Псал. 129, ст. 3). Что мои заслуги? Аще беззакония назриши, Господи, кто постоит? Что мои подвиги и мужество? Аще не Господь сохранит град, всуе бдяй и стрегий (Псал. 89, ст. 10). Что мои труды и усилия? Дние мои, яко паучина поучахуся. Тебе Единому подобает и слава, и честь, и поклонение, и благодарение, во веки веков. Таковое-то благодарнаго сердца признание пред Богом и исповедание должно быть!

Но не подумает ли кто из сего, что аки бы уже и разум наш должен быть безплоден, и труды тщетны, и усилия напрасны, и заслуги не нужны, и отличности безполезны, и ревнования суетны. – О, никак! Ты и в человеке бы сие предосудил; ежели бы он положившись на одни твои милости и благодеяния, ни за что бы не принимался, и почитал бы излишним всякое честное упражнение, единственно полагаясь на твои милости. Ты бы почел его человеком, не благодеяний твоих, но презрения достойным. Так уже ли Бог изливает на тебя все благодеяния и милости, для того, чтоб ты сидел в недействии, и дарованныя от Него тебе силы, и всегдашнее Его содействие и помощь, своим нерадением обращал бы в ничто? Ты в руке Божией секира, ты пила. Вышняя десница сими орудиями движет и действует. Секира и пила должны последовать сему движению. Но не может хвалиться ни секира, ни пила; аки бы они какое дело сами собою производили: но вся честь и слава единому принадлежит художнику.

Теперь время предложить вопрос, и вопрос нужный. Для чего Бог требует благодарности? Люди может быть благодарности ожидают, дабы могли пред людьми похвалиться, что многие ими одолжены; многие ими взысканы. И тем изъявить свое могущество, что они многих счастливыми; а коли восхотят, то и несчастливыми сделать сильны. Но Бог для чего благодарности требует? Ибо Он от таковаго тщеславия безконечно удален. Бог требует от нас благодарности, не для Себя, но для нас же. Чем кто с большею благодарностию благодеяния Божия приемлет, тем еще большими Он таковаго наделяет: а не благодарному не только сего не творит, но и данных милостей лишает. Сему свидетелем есть Евангельское слово: от лениваго раба возмите талант, и дадите имущему десять талант. Имущему бо везде дано будет и преизбудет; а от неимущаго, и еже мнится имети, взято будет от него (Матф. гл. 25, ст. 28, 29). Видите, что и последний талант взят от неблагодарнаго: ибо подлинно был он неблагодарен, яко Божий дар пренебрег, и оставил в недействии.

Но не должны мы мыслить о Боге человечески, аки бы Бог, для того благодарному милости Свои умножает, что Он благодарностию человеческою, аки одолжается; а неблагодарность, аки бы чего лишает Его. Ни благодарность наша ничего в Боге не умножает; ниже неблагодарность какую либо обиду Ему причинить может. Нет! благодарному для того умножает Он Свои благодеяния, что находит благодарнаго сердце, яко оно вместительно к принятию благодеяний Его, и поверженное на таковую благую землю семя, для него же принесет богатую жатву: а неблагодарнаго сердце находит Он к тому неспособным и невместительным: и по тому вотще на таковой безплодной земле и семя сеять. –

Познав теперь, в чем состоит истинная благодарность; и сколько неблагодарность вредна: не подумайте, чтоб сим одним все благодарности дело и кончилось. Нет! Бог для Себя ни в нас, ни в какой твари нужды не имеет. Но Он любит и человека и твари Свои, и о пользе их непрестанно промышляет. Благодарности Он от нас требует для того, чтоб мы призная Его милости и благодеяния, столько же, или сколько можем, были милостивы и благодетельны к ближним своим. Не для того, аки бы Он и без нас, всех всем снабдить не мог: но чтобы подать нам случай, заслужить Его бóльшия милости. Чем более мы одолжим других: тем более Он изливать будет на нас свои неистощимыя щедроты. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Псал. 102, ст. 13). А боятся Его те, которые желая на суде Его не осуждены, но помилованы быть; милуют подобных себе братий своих.

Вам известна оная Евангельская притча, что Господь единаго должника простил в десяти тысящах талантов. Но сей же самый неблагодарный, должника своего не простил и в нескольких пенязях, но влек, и давил его, и всадил в темницу. Услышав сие Господь, разгневался, и предал его мучителем, сказав: рабе лукавый и неблагодарный: весь долг оный отпустих тебе: понеже умолил еси Мя. Неподобаше ли и тебе помиловати клеврета Своего, яко же и Аз тя помиловах? (Матф. гл. 18, ст. 32, 33). Сей пример ясно доказывает, что благодарность наша, не может приятна быть Богу: ежели и мы получив от Него безчисленныя милости, не будем ближним своим возможныя творить благодеяния.

Но не могу при сем оставить, чтоб еще не воспомянуть о весьма предосудительном нашем поступке в разсуждении благодарности. Мы обыкновенно, когда получаем от Бога какия милости и благодеяния, тогда, как ни есть, Богу благодарение приносим, но не творим сего, не знаю почему в нещастиях наших. Да и едва ли почитаем нужным или пристойным в таковых случаях благодарить. Мы поступаем по обыкновению человеческому. Людям мы за благодеяния благодарим; но за причиненныя ими нещастия на них жалуемся, поносим и проклинаем. Едва ли не так мы и с Богом думаем поступать: но таковое заблуждение Христианину есть никак не совместно.

Может быть человекам, нам причиняющим нещастия, благодарить мы не одолжаемся; для того, что они только хотели сделать нас несчастливыми. Но от Бога посылаемыя нещастия, не суть нещастия; и Его наказания суть благодеяния. Он наказывает нас за грехи; не для того, чтоб нас сделать несчастными, но чтоб нас исправить и сделать блаженными. О! тогдаб то мы были несчастливы, ежелиб Он оставил нас совсем не в наказанности. Мыб совсем погибли, яко овцы заблуждшия. Кто есть сын, его же не наказует отец? Аще же без наказания есте, так вы от прелюбодеяния рожденные, а не дети законныя (Евр. гл. 12, ст. 7, 8). Не таковы были праведные Божии: они равно и за нещастия, яко за щастия, благодарили. Благо мне, говорит к Богу Пророк, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданиям Твоим (Псал. 118, ст. 71). И наказание Твое то мя научит (Псал. 17, ст. 36). Также и Иов из под бремени всех несчастий, сей благодарный глас произносил: яко же Господеви угодно, тако и бысть. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века! (Иов. гл. 1, ст. 21).

С таковою жертвою благодарения, ежели мы всегда пред лице Божие являться будем: не только Он примет оную, яко жертву приятную, яко воню благоухания; не только дарованныя Им нам милости и благодеяния утвердит, но и несравненно бóльшими нас благословить не оставит, по неизреченной Своей благости. Аминь.

Говорено в Троицкой Лавре, 1795 года, Декабря 9 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.