Слово день святыя Троицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ

Когда был созидаем мир, тогда, по свидетельству писания: Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. гл. 1, ст. 2). Сие толкуют Святые учители, что Дух Божий вливал во все твари некую животворную силу; подобно, как птицы насиживая яица, испускают из себя некую силу животворную, от которой птенцы зачинаются и оживотворяются.

И поистинне, когда глас Божий провозглашал, да произрастит земля траву, древа и прочее: да произведет вода рыбы, и птицы и прочее; и земля и вода в тот самый час повеленное производили; конечно для того, что уже Дух Божий силою своею таинственною утробы их уплодотворил и оживотворил. Да и что даже до ныне, при наступлении весны, паки все оживотворяется, и каждая тварь подобное себе производит, конечно для того, что сила Духа Божия, которая при создании в каждую тварь была влиянна, и доселе во оных пребывает без всякой перемены.

Сия истинна есть нами видима и почти осязаема. Последний цветок в корени своем, в стебле, в жилах, в расположении, в питании, в мере, и в красоте, так устроен, что сколькоб человек премудр ни был, не только того произвести, но довольно и понять не может: то как же бы земля, сама собою не одушевленная, ни понятия ни разума не имеющая, могла то произвести, ежелиб она не исполнена была духа Божия силою, которая таинственным и премудрым образом все то в ней производит.

О сем мы помянули для того, что в сей великий день празднуем устроение церкви Христовы. Устроение сие не меньшей, или и большей требует премудрости, нежели устроение мира. Дабы мир устроен был в совершенстве, подлежало сойти Духу Божию, и носитися верху воды: кольми паче сего животворящаго Духа сошествие потребно было для сооружения столь великаго и священнаго здания, каково есть церковь Божия. Но так и поступила премудрость Господня. При создании мира Дух Божий ношашеся верху воды. И при устроении церькви бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще Апостоли, и явишася им разделенни языцы, яко огненни, седе же на едином коемждо их: И исполнишася вси Духа свята (Деян. гл. 2, ст. 2 и след.).

Из сего прямо явствует, что церковь Божия устроена силою Духа Божия. И ежели о земле сказано: Основал землю на тверди ея; не преклонится в век века (Псал. 103, ст. 5): то уже кольми паче истинно оное слово, которым церковь почтена: На сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ю (Матф. гл. 16, ст. 18).

С какою премудростию основана и устрояема была церковь Христова, в сие углубляться я намерения не имею: ибо сие завело бы нас в высокое и пространное разсуждение. Довольно о сей премудрости сказать только то, что об ней Апостол произнес: Да скажется ныне началом и властем на небесных церковию многоразличная премудрость Божия (Ефес. гл. 3, ст. 10). То есть, что, де, и самые верховные небесные силы, с каковою премудростию устроена церковь, совершенно не понимают: а может, де, им несколько то истолковать сама же церковь, яко премудрость оную на самой себе дознающая. И так оставив углубляться в сие высокое разсуждение, примемся за другое до тогоже принадлежащее, но которое удобнее к понятию и к большей нашей пользе послужит.

Сказали мы, что Дух Божий носимый верху воды при создании, не только тогда всю тварь устроил и животворною наполнил силою; но и ныне, чрез толико веков, таже самая сила во всякой и малейшей твари действует, и оную оживотворяет непрестанно: тот же Дух Божий устроивый церковь и наполнив оную силою своею при основании ея, и ныне действует в церкви своей, и оную оживотворяет непрестанно. Как бы на пример вода в крещении могла наши омывать грехи, ежели бы Дух Божий таинственно в воде сокрываемый тому не содействовал? Как бы в причащении под видами хлеба и вина могли мы питаться телом и кровию Христовою, ежели бы Дух Божий не совершал сего таинственным образом? Как бы тело наше умершее и согнившее могло иметь надежду воскресения, ежелиб Дух Божий не вложил в тело наше семя нетления и жизни? Как бы весь состав церкви Божия, противу безчисленных, бывших и ныне сущих гонений, искушений и соблазнов, мог устоять непоколебимь, ежелиб не было Духа Божия во всей связи сего священнаго состава?

Но все сии примеры относятся ко всей церкви вообще. Мы оную единую кафолическую, или вселенскую церковь для лучшаго понятия и пользы раздробим на многие церкви. Сие писанию непротивно, оно признает и едину церковь и многие церкви. Об единой церкви говорит: Едино тело, един Дух (Ефес. гл. 4, ст. 4). А о многих церквах объявляет: Вы есте церкви Бога жива (2 Кор. гл. 6, ст. 16). Как тело из многих членов состоит; так и церковь из многих истинных Богослужителей. Во всем теле есть дух животворный: но и во всяком члене тотже дух есть. Ежелиб в котором члене духа животворнаго не было, был бы он мертв; и потому бы уже до тела не принадлежал. Дух Божий животворящий пребывает во всем теле церкви; но тот же Дух Божий пребывает и во всяком ея члене, то есть, во всяком истинном Христианине: а потому и каждая благочестивая душа почтена славным именем церкви, поелику в ней живет Дух Божий. Вы есте церкви Бога жива, и Дух Божий живет в вас (Рим. гл. 8, ст. 9), взывает Апостол.

Когда живо тело, являют то действия его. Без духа в теле не можешь ты ни ходить, ни рукою двигать, ни смотреть, ни слушать. Тоже надлежит сказать и о душе. Думали язычники, да тоже может быть думают некоторые и из Христиан, что душа наша сама собою естественными своими силами и способностями, может удаляться от худых дел, и творить дела благия. Но истинна слова Божия утверждает, что человек без Духа Божия в нем живущаго ничего добраго творить не может: даже, по Апостольскому слову, и помыслить мы чтонибудь доброе от себе, яко от себе, не можем, но возможность наша есть от Бога (2 Кор. гл. 3, ст. 5). А Спаситель тоже и примером чувственным утверждает: как ветвь не может приносить плода, ежели не будет на древе, и его живности и сока не будет соучастна; тако и вы аще во мне не пребудете. Надобно душе угобженной быть благодатным туком Духа Божия, дабы могла приносить плоды духовные.

Ты чувствуешь доброе побуждение к молитве, не думай, чтоб сие происходило от единой природы твоея души. Нет! Сегоб в тебе быть не могло, ежелиб тебя к тому не возбудил Дух Божий. Вот на то свидетельство Апостольское: Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. гл. 8, ст. 26): то есть; сии воздыхания молитвенные, кои сердце твое чувствует, а объяснить их не может, не суть дело твое, но дело Духа Божия. Да и чего нам в молитве просить, мы сами собою того знать не можем; а Дух Божий то нам вдыхает (тамже), по учению тогоже Апостола.

Решился ты отстать от какойлибо греховной страсти, не причти сего собственной твоей силе: нет: сие действие есть Духа Господня: и для того святые обыкли Бога молить: Обрати нас к себе, Господи, и обратимся.

Почувствовал ты сострадание о бедности другаго человека, и восхотел ему своим имением помочь: сие чувствие не есть твоя работа; но Дух святый воспламенил тебя сим чувствием. Различныя искушения и напасти тебя окружили; ты пренес все то терпеливо и великодушно. Не слабые силы твои сие перенести могли: а Дух Божий своею силою подкрепил силы твои.

Познал ты Бога, познал разныя науки и художества: не дерзай сего присвоять своему труду, прилежанию, и счастливым дарованиям твоея природы. Всякий свет происходит от Отца светов; и он один отверзает ум разумети писания. Словом: всякое благое дело не есть наших сил дело; но Духа Господня благодатным образом все то в нас производящаго. Павел исчисляет благия дела: радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: и исчислив заключает, что все они суть плод не наш, но плод духовный, плод Духа Божия в человеке живущаго.

Так что же человек при творении благих дел? Блажен он, ежели таковым духа побуждениям соизволяет и безъотрицательно им последует. Блажен, ежели он покаянием и признанием своих грехов не ожесточает сердца своего, и входа Духу святому в себя не затворяет.

А из всего того можете вы заключить со мною, первое, что надобно всегда с благим намерением призывать Духа Божия, чтоб нас к добру разположил и во оном утвердил. Второе, побуждения к добру Духа Божия надобно не опущать, но восхищать оные с радостию, и обращать в свою пользу. Третие, всякое высокоумие и излишнее на силы свои надеяние отвергать, а признавать себя без его содействия крайне недостаточным к творению благих дел. Четвертое, посему распознавать невернаго от Христианина. Язычник, ежели и творит добрыя дела; не могут они почитаться совершенными: ибо происходят от побуждений слабаго человеческаго сердца, то есть, или от самолюбия, или от корыстолюбия, или от лицемерия, или от славолюбия, или от пристрастия к выгодам мирским: ни мало оныя не относя ни к Богу, ни к вечности, ни к спасению своея души. Но истиннаго Христианина дела суть чисты и совершенны. Поелику происходят от побуждений Духа Божия, и относятся к благоустройству душевному, и к вечности. Пятое, как все наши дела суть плод Духа Святаго, а не наши: то потому и не можем мы требовать за оные должной награды: а все препоручаем благости его, и от неяже ожидаем несравненно большаго, нежели сколько мы заслужили. Шестое, как благия дела суть от Духа Божия: так злыя дела суть дела диаволи. Вы отца вашего диавола есте, сказал Спаситель ожесточенным беззаконникам, и дела его творитè (Иоан. гл. 8, ст. 44). И потому мы в крещении отрицаемся диавола и всех дел его.

Все сказанное вообразив и углубив в мысли и в сердце, призовем Духа святаго всею нашею верою, да наставит нас на всякую истинну, да сердце чисто созиждет в нас, и дух прав да обновится во утробе нашей. Аминь.

Говорено в Троицкой Лавре 1791 года Июня 1 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.