Слово на освящение храма

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Днесь благодатию святаго и животворящаго Духа освятися храм сей. Храм вещественный, на служение Богу живому и истинному чрез сие священнодействие определенный. Но в самое сие время слышу я, что слово Господне возглашает, яко Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь (Притч. гл. 9, ст. 1). Сей храм должен быть устроения превосходнаго и величественнаго: яко созданный не мудростию мира сего, но премудростию вечною. Храм превосходящий красотою все, что ни есть краснаго в мире, храм духовный, святейший, который не имеет нужды во освящении, но освящает всех удостоившихся пребывати в нем: храм непоколебимый и вечный; яко на седми столпах утвержденный.

Седмь столпов хотя вообще означают непоколебимую во веки храма сего твердость; но особенно означают они седмь даров Духа святаго, коими храм сей и содержится и украшается и утверждается. Сии седмочисленные дары по пророческому слову суть, премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх Божий (Исаии гл. 11, ст. 2).

Какая сила, какое время возможет поколебать твердость столпов сих? Тверд столп премудрости: ибо она все прекрасно устрояет, и все к своим концам без остоновочно приводит. Тверд столп разума: ибо он проницает в союз вещей, и все дела производит, не по предъубеждению и страсти, но по просвещению и истинной пользе. Тверд столп совета: ибо он ограничивает самолюбие и самонравие, и заставляет тем более бояться, чем более кто мнится себе просвещен быть. Тверд столп крепости: ибо она не допускает ослабевать во искушениях и напастях, но мужественно преодолевает оныя. Тверд столп ведения, ибо оно умеет различать истину от лжи, и правду от непрады. Тверд столп благочестия: ибо оно человека земнаго творит небесным, и землю с небом соединяет. Тверд столп страха Божия: ибо он удерживает худые склонности, и дает действие и возвышение добрым. Кто на таковых столпах воздвигнутый храм посмеет или возможет разрушить? О Боже! Свят храм твой, дивен в правде (Псал. 64, ст. 5 и 6). Истинно Господне слово: На сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ю (Матф. гл. 16, ст. 18).

Сей храм устроенный премудростию не относится к Богу, что акибы он его устроил для себя самаго. Бог сам себе храм есть: ибо ничто Его вместить не может: Небо и землю не аз ли наполняю (Иерем. гл. 23, ст. 24), глаголет он чрез Пророка. Да и укреплять себя каковымилибо столпами нужды он не имеет. Все в нем предвечно; ничто в нем ни умножено ни уменшено быть не может. Вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся: ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют (Псал. 101, ст. 27 и 28).

Храм сей премудростию устроен для нас: ибо он составляет церковь Господню или вообще, или в особенности. Церковь вообще есть собор избранных Божиих, любящих Его и любимых от него, во всяком роде, племени, чине и состоянии. Церковь в особенности есть каждаго истиннаго Богопочитателя душа; по оному Апостольскому слову: Вы есте церкви Бога живаго, и дух Божий живет в вас.

Церковь Божия вообще есть свята и непорочна, и не требует освящения, яко единожды навсегда освятися кровию Христовою. Но душа твоя, христианин! дабы была храмом вечныя премудрости достойным, нужно, чтоб ты дары Духа святаго не только не помрачал, но непрестанно приводил бы их в большее сияние и совершенство. Дух святый их тебе не отрицает. Прими охотно и с радостию сей великий тебе подносимый дар. Ибо без сего храм твой внутренний устроен быть не может; или и устроенный поколеблется. Просвещай себя духовною мудростию: управляй дела свои разумом: без совета благоразумных и честных ничего не предпринимай: укрепи дух твой мужеством противу слабостей и пристрастий: умей различать между истиною и лжею, яко между светом и тьмою: одушевляй себя благочестием, сим огнем священным, душу твою любовию к Богу воспламеняющим: ограждай слабое свое сердце страхом Божиим противу всех искушений мира.

Ежели храм твой таковым образом устроен и утвержден, что его поколебать может? Кто ны разлучит от любве Божия? Ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ниже ина тварь кая? (Рим. гл. 8, ст. 35 и 38).

Освятили мы днесь храм сей, что мы зделали? истинному Богопочитателю, яко некоему сокровищу устроили ковчег. Таковому рабу Господню уготовали чертог, где он с возлюбленным женихом своим втайне беседует, и где они взаимно соуслаждаются. И для того то один из таковых в восторге возопил: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Псал. 121, ст. 1). О коль возлюбленна селения твоя, Господи сил! желает и скончавается душа моя во дворы Господни: лучше день един во дворех твоих паче тысящ (Псал. 83, ст. 1, 2 и 11).

Но для чего из седми даров Духа святаго, первым даром почтена премудрость? Премудрости свойство есть предъусматривать конец, и ко оному все дела порядочно и успешно уметь приводить. Всякое дело не потому похвально, что начато; но когда оно благополучно к концу приведено: да конец же дает и судить о всяком деле, добро оно или худо. Доброе дело бывает порочно, когда с худым намерением предприято: так как по видимому и худое дело перестает быть худым, когда предприято с благим намерением.

Мудрости духовныя конец есть добродетель. Но плотския мудрости конец есть одно мудрование и высокоумие с презрением других. Разум кичит, Апостол говорит, но любы созидает (1 Кор. гл. 8, ст. 1). Разум без любви производит одно кичение и гордость: а любы дает то истинное просвещение, чтоб быть полезным для всех.

Почему слово Божие и разделяет мудрость на духовную и плотскую. Кто премудр и искусен в вас, возглашает Апостол, да покажет от добраго жития дела свои в кротости и премудрости. Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, ниже лгите на истину. Несть сия премудрость свыше снизходяща, но земная, душевна, бесовска. Идеже бо зависть и рвение, тамо нестроение и всяка зла вещь. А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потомже мирна, кротка благопокорлива, исполнена милости и благих дел, несумненна и нелицемерна (Иак. гл. 3, ст. 13, 14, 15, 16 и 17).

Она чиста; ибо не столько острит ум и язык, сколько чистит сердце. Она мирна; ибо хранит покой свой и других. Она кротка; ибо о себе не высокомудрствует. Она благопокорлива; ибо признает свои слабости и недостатки, и потому неупряма. Она исполнена милости и благих дел: ибо корень ея есть здрав и плодоносен. Она несумненна; ибо в душе своей от Духа святаго имеет свидетельство. Она нелицемерна: ибо искренна и откровенна.

На основании сем нам предписано блюстися Философии (Колос. гл. 2, ст. 8); не для того; акибы она сама собою была предосудительна; но чтоб не состояла она в одном мыслей и слов мудровании, а все ея просвещение относилось бы единственно к честности и благонравию. Запрещено нам. Прилагаться в научения странна и различна (Евр. гл. 13, ст. 9); для того, чтоб обучаясь наукам, не о том единственно мыслить, дабы только приобресть различных вещей знание, но паче и прежде всего утверждать слабыя сердца благодатию.

Ныне освятили мы храм сей: а чрез то благоволил Господь обоя совокупить во едино. Училище наук и училище Христово стали быть соединенны: мудрость мирская внесенная во святилище Господне становится освященною: одно другому спомоществует: но притом одно другим утверждается. Свет малый и свет великий происходит от единаго Отца светов. Прекрасное зрелище, когда дикая маслина будучи привита к маслине тучной и благоплодной делается и сама плодоносною.

Вы рачители премудрости: вы здешняго знаменитаго училища питомцы, сей священный союз храните благочестием и добродетелию. В затруднениях вашего понятия, во искушениях своих, притекайте к сему святилищу, и открывайте свои нужды с сыновнею свободностию, Отцу щедрот и Богу всякия утехи. Отверзайте уста алчущие правды и наполнитеся духа. Сей храм будет вас освящать невидимым Божиим присутствием: а вы его освящайте своим благоговением: таким образом из одного храма устроите два: или паче два соедините во един, в жилище Господне.

Ты же вездесущий и вся исполняющий! подаждь храму сему ту благодать, да чего воспросят у тебе на месте сем, и ты услыши на небеси горе, и милостив буди им. Аминь.

Говорено в новоосвященном храме при
ИМПЕРАТОРСКОМ московском Университете 1791 года Апреля 5 дня.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.