Обыкновенное есть при сем радостном торжестве взаимное
между Христианами сие приветствие: Христос воскресе. И на то каждый ответствует
с веселым духом: Воистинну воскресе. Кажется таковый вопрос и ответ сами
по себе вразумительны: однако со всем тем, по моему разсуждению, великаго требуют
объяснения. Ибо, ежели только сии слова разуметь о едином лице Христове, и о
едином свойственном Ему воскресении, то из сего заключить можно, что акибы мы
еще о том усумневалися. Ибо оным ответствием сие бы могло быть означаемо: слыши,
возлюбленный о Господе брат! я тебе возвещаю радостную весть, что Христос
воскресе.
На то кажется мог бы он мне сказать: как! разве сия весть для меня есть новая:
я еще во крещении сочетался Христу умершему за меня, и воскресшему: разве ты
каковое о сей вере моей имееши сумнение, что акибы сия весть для меня была или
новая или мною неверуемая?
Любезная братия! почтим сие церкви обыкновение, и стократно и тысящекратно не престанем радостными устами возвещать Христово воскресение. Но при всем том взойдем мы выше разсуждением своим.
Сии слова, Христос воскресе, и Воистинну воскресе, не к единому лицу Христову, не к единому Его воскресению могут относимы быть. Единожды в лице Своем умер Христос, и единожды воскрес. Но в членах Своих многократно Он умирает, и многократно воскресает. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. гл. 3, ст. 27). Сим таинственным действием стали мы едино с Ним тело.
Ежели неповинно за правду страждем, страждет и Он
в нас, по сему Апостольскому слову: Исполняю лишение скорбей Христовых в
теле моем (Колос. гл. 1, ст. 24): тоесть,
чего Христос не претерпел на кресте, то дополняет Он страданиями моими. И для
того хваляся восклицает: Язвы Господа моего на теле моем ношу (Гал. гл.
6, ст. 17). Ежели мы грехом душу умерщвляем, то и Он умирает в нас. Ежели мы
чрез покаяние и исправление воскресаем, то и Он воскресает в нас. Сие доказывают
оныя Павловы слова: Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос
в вас (Гал. гл. 4, ст. 19). Тоесть, дети! я духовно родил вас, и изобразил
в вас лице Христово: но вы грехами своими Его умертвили: почему я принужден,
яко жена раждающая, мучиться, доколе в вас паки умершаго Христа не воскрешу:
Дондеже вообразится Христос в вас.
Положив таковое разсуждение, яко с истинною Христианскою
точно сходственное, сии слова: Христос воскресе, и воистинну воскресе,
уже так разуметь надлежит. Христос воскресе: Дух Христов не умерщвлен
ли в тебе каковыми грехами? Действует ли Он в тебе по всей силе своей? Все ли
в тебе дела суть таковы, каковы свойственны человеку имеющему живущаго в себе
Христа? Ежели же Он грехами твоими в тебе умерщвлен,
то хотя при спасительном поста подвиге, при нынешнем Его воскресении, чрез покаяние
и причащение воскрес ли Он паки в тебе? Воскресе Христос?
Ты ответствуешь: Воистинну воскресе. Тоесть, я чувствую благодатное действие Христа живущаго во мне. Исповедую, яко грешен есмь: но при помощи Его признал свой грех, истинное в нем принес раскаяние и сокрушение, и сие благое намерение утвердил в себе принятием святыни причащения. И потому ныне чувствую себя облегченна совестию, успокоенна душею, лучшее начинаю жить жительство: и для того заключаю, и радостно восклицаю: Воистинну во мне воскресе Христос.
О прямое воскресение! О величайшее для Христианина торжество! Воскрес ты в сей день, и тем радостнаго дня сего радость приумножил: да и самому Христу, новое приобрел воскресение. Столько днесь воскресений сих, сколько есть воскресших душ. Веселятся Ангели на небеси, которые и о едином грешнике кающемся, радуются (Лук. гл. 15, ст. 7, 10).
Когда мирское какое совершается празднование, обыкновенно
оно бывает сопровождаемо общим сродников и приятелей пированием.
По сему, мню, важному резону древняя святейшая церковь имела сие препохвальное
обыкновение, что все Христиане в сей пасхи день причащались. Предлагала она
на жертвеннике нетленную пищу, и оною насыщала радостных чад своих: возносила
чашу безсмертия, и сим питием увеселяла сердца Христиан торжествующих.
Вы, в прошедшие спасительные дни восприявшие сию святыню, возвеселитеся днесь. Составьте лик общаго празднования. Блюдитеся притом, да не како паки умрет Христос в вас: но чтоб вы всегда могли с незазорною совестию восклицать: Воистинну в нас воскресе Христос. Аминь.
Говорено в Успенском Соборе, 1783 года, Апреля 16 дня.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра