XXVI. Слово в неделю Пасхи

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПАСХИ.

Обыкновенное есть при сем радостном торжестве взаимное между Христианами сие приветствие: Христос воскресе. И на то каждый ответствует с веселым духом: Воистинну воскресе. Кажется таковый вопрос и ответ сами по себе вразумительны: однако со всем тем, по моему разсуждению, великаго требуют объяснения. Ибо, ежели только сии слова разуметь о едином лице Христове, и о едином свойственном Ему воскресении, то из сего заключить можно, что акибы мы еще о том усумневалися. Ибо оным ответствием сие бы могло быть означаемо: слыши, возлюбленный о Господе брат! я тебе возвещаю радостную весть, что Христос воскресе. На то кажется мог бы он мне сказать: как! разве сия весть для меня есть новая: я еще во крещении сочетался Христу умершему за меня, и воскресшему: разве ты каковое о сей вере моей имееши сумнение, что акибы сия весть для меня была или новая или мною неверуемая?

Любезная братия! почтим сие церкви обыкновение, и стократно и тысящекратно не престанем радостными устами возвещать Христово воскресение. Но при всем том взойдем мы выше разсуждением своим.

Сии слова, Христос воскресе, и Воистинну воскресе, не к единому лицу Христову, не к единому Его воскресению могут относимы быть. Единожды в лице Своем умер Христос, и единожды воскрес. Но в членах Своих многократно Он умирает, и многократно воскресает. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. гл. 3, ст. 27). Сим таинственным действием стали мы едино с Ним тело.

Ежели неповинно за правду страждем, страждет и Он в нас, по сему Апостольскому слову: Исполняю лишение скорбей Христовых в теле моем (Колос. гл. 1, ст. 24): тоесть, чего Христос не претерпел на кресте, то дополняет Он страданиями моими. И для того хваляся восклицает: Язвы Господа моего на теле моем ношу (Гал. гл. 6, ст. 17). Ежели мы грехом душу умерщвляем, то и Он умирает в нас. Ежели мы чрез покаяние и исправление воскресаем, то и Он воскресает в нас. Сие доказывают оныя Павловы слова: Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. гл. 4, ст. 19). Тоесть, дети! я духовно родил вас, и изобразил в вас лице Христово: но вы грехами своими Его умертвили: почему я принужден, яко жена раждающая, мучиться, доколе в вас паки умершаго Христа не воскрешу: Дондеже вообразится Христос в вас.

Положив таковое разсуждение, яко с истинною Христианскою точно сходственное, сии слова: Христос воскресе, и воистинну воскресе, уже так разуметь надлежит. Христос воскресе: Дух Христов не умерщвлен ли в тебе каковыми грехами? Действует ли Он в тебе по всей силе своей? Все ли в тебе дела суть таковы, каковы свойственны человеку имеющему живущаго в себе Христа? Ежели же Он грехами твоими в тебе умерщвлен, то хотя при спасительном поста подвиге, при нынешнем Его воскресении, чрез покаяние и причащение воскрес ли Он паки в тебе? Воскресе Христос?

Ты ответствуешь: Воистинну воскресе. Тоесть, я чувствую благодатное действие Христа живущаго во мне. Исповедую, яко грешен есмь: но при помощи Его признал свой грех, истинное в нем принес раскаяние и сокрушение, и сие благое намерение утвердил в себе принятием святыни причащения. И потому ныне чувствую себя облегченна совестию, успокоенна душею, лучшее начинаю жить жительство: и для того заключаю, и радостно восклицаю: Воистинну во мне воскресе Христос.

О прямое воскресение! О величайшее для Христианина торжество! Воскрес ты в сей день, и тем радостнаго дня сего радость приумножил: да и самому Христу, новое приобрел воскресение. Столько днесь воскресений сих, сколько есть воскресших душ. Веселятся Ангели на небеси, которые и о едином грешнике кающемся, радуются (Лук. гл. 15, ст. 7, 10).

Когда мирское какое совершается празднование, обыкновенно оно бывает сопровождаемо общим сродников и приятелей пированием. По сему, мню, важному резону древняя святейшая церковь имела сие препохвальное обыкновение, что все Христиане в сей пасхи день причащались. Предлагала она на жертвеннике нетленную пищу, и оною насыщала радостных чад своих: возносила чашу безсмертия, и сим питием увеселяла сердца Христиан торжествующих.

Вы, в прошедшие спасительные дни восприявшие сию святыню, возвеселитеся днесь. Составьте лик общаго празднования. Блюдитеся притом, да не како паки умрет Христос в вас: но чтоб вы всегда могли с незазорною совестию восклицать: Воистинну в нас воскресе Христос. Аминь.

Говорено в Успенском Соборе, 1783 года, Апреля 16 дня.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.