2 Павел Алеппский говорит, что в Троицком монастыре позволяется оставаться только одну ночь («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 26).
3 Павел Алеппский сообщает, что Антиохийский патриарх Макарий по приезде к Троице для отдыха с дороги, перед вступлением в самый монастырь, поставлен был в Клементьеве на одном постоялом дворе («Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 25; в английском переводе с арабского: at an inn); а «Выходы патриаршие», напечатанные в V томе «Дополнений к Актам Историческим», говорят, что Александрийский патриарх Паисий останавливался в Клементьеве слободе на подворье. У Анании Федорова в Собрании о Суждале в краткой передаче жития митр. Суздальского Илариона сказано, что он, быв в Троицком монастыре до пострижения в монахи, «обнощева близь обители святаго в гостиннице» (с. 168 sub., fin.), но в подлинном житии Иларионовом сказано: «в слободе тамо у некоего живущаго обнощеваша» (Иларион с товарищем) (моего экземпляра л. 13 об.). В 1696 г. у монастырей гостиные дворы с гостиными кельями за стенами, или вне их («Акт. Эксп.», т. IV, № 313, с. 464).
4 [Вид и план Гостинного двора из книги планов и фасадов на фототипич. таблице № XIV; см. также таблицу № II.]
5 Здесь и ниже в издании 1909 г. дата постройки не указана [Прим. ред.].
6 Под 1556 г. упоминаются бывшие у Троицы больницы и богадельни в Никон. лет.( т. VII, с. 271, нач.).
7 См. Забелина «Быт русских цариц», с. 14. О месте богадельни на большой дороге, близ теперешней Вознесенской церкви, говорит Ландратская книга по Москве 1715 г.
8 О выдаче богаделенным жалованья в 1821 г. см. в «Описании Новоспасского монастыря» (М., 1821, с. 47, прим.).
9 В издании «Краткого описания лавры» 1829 г. говорится о богадельне так, что как будто она еще оставалась мужско-женской (повторяются слова издания 1824 г., что внутреннее устройство здания, то есть новой богадельни, приспособлено к помещению в нем 60 человек беспомощных, престарелых и немощных обоего пола). А биограф архим. Антония П. С. Казанский говорит, что «из благотворительных учреждений существовала (при лавре до Антония) одна женская богадельня в монастырском корпусе, примыкающем к каменным лавкам на горе», что «в ней призревалось до 60 старух с порядочным помещением, но (что) каждая из них должна была готовить пищу сама для себя».
10 На что митр. Филарет сначала весьма было не соглашался, но потом согласился (письма его к наместнику Антонию № 347 и 348).
11 См. статью иеромон. Арсения «Село Клементьево, ныне часть Сергиевского посада», напечатанную в «Чтениях Общ. Истор. и Древн. Росс.» (1887, с. 40, fin. sqq.).
12 Каменные лавки дозволены к строению в 1810 г. на земле, уступленной лаврой, но в 1827 г. лавочники начали строиться и за лавками. В 1830 г. земля за лавками возвращена лавре, но лавра отказалась от нее (см.: «Богословский Вестник», 1901, май, с. 8793, статья свящ. Н. А. Романского).
13 О монахах Подольного монастыря, умерших в лавре во время осады последней Поляками, см. «Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 года» (с. 79, прим.).
14 См.: Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции (кн. 2, М., 1872, отд. III, с. 60). В 1681 г. предполагалось было восстановить Пятницкий монастырь, с тем чтобы сделать его монастырем тюремным для бесчинно живущих монахов («Акт. Истор.», т. V, № 75, с. 113, соl. 1). В 1641 г., как значится в описи лавры сего года, около Подольного монастыря были огороды большого Троицкого монастыря. Во второй половине XVIII века на погосте Пятницкой церкви были дома не только церковнослужителей, но и обывательские, и последние в 1780 г. по резолюции митр. Платона были снесены. В 1796 г. Платон приказал для получения лучшего вида на лавру перенести церковнослужительские дома с погоста напротив на другую сторону дороги, а находившиеся тут обывательские дома снести. [Ныне (1908 г.) в Пятницкой церкви совершается богослужение монашествующими Троице-Сергиева монастыря.] В писцовой книге 1684 г. значится, что у церквей бывшего Подольного монастыря стоят две кельи и что в них живут на корму (подразумевается лаврском) Московские отставные стрельцы (см. у о. Арсения в статье о Введенской и Пятницкой церквах, с. 21 нач.). О посылании в монастыри на корм отставных стрельцов и потом отставных солдат (начавшемся с царя Федора Алексеевича, который вступил на престол 30 января 1676 г.) см. «Акт. Экспед.» (т. IV, № 280 и 283, с. 414 и 418, соl. 2), «Акт. Истор.» (т. V, № 58, с. 86), у Строева в «Списках иерархов» (соl. 1056; указание одного указа 1753 г.), у В. Милютина в сочинении «О недвижимых имуществах духовенства в России» (М., 1862, с. 524 sqq.) и в издании И. Кушнерева «Русская военная сила» (вып. 7, М., 1890, с. 178 sqq.).О посылании на корм отставных стрельцов и солдат именно в Троицкий .монастырь см. у о. Арсения в статье о Казанской и Ильинской церквах Ильинского прихода (с. 10 sqq.; в 1763 г. жило в подмонастырных Троицких слободах, находясь на содержании лавры, более 800 человек инвалидов); см. также «Полного Собрания постановлений и распоряжений по ведомству правосл. исповедания» т. II, с. 177, соl. 1, fin., и с. 240, соl. 1 [и «Историч. описание лавры» (Тр.-С. Л., 1902, с. 4041)].
15 Пафнутьев сад упоминается в 1737 г. См. статью о. Арсения «О служках и пр.» (с. 8, прим., fin.). Новая ограда около него складена летом 1899 г.
16 [При постройке Странноприимного дома часть рощи была уничтожена и взамен ее посажены новые деревья.]
17 См. в «Богословском Вестнике» (1901, май, с. 7781) статью свящ. Н. А. Романского «К характеристике Филарета, митрополита Московского. (Дело о Филарете, иеромонахе Троице-Сергиевой лавры)».
18 [См. фототипическую таблицу № I, вид лавры ХVII века.]
19 Миллер в описании своей поездки к Троице, совершенной в 1778 г., говорит: «как при учинившейся в 1763-м году перемене наблюдаемо было, чтоб монастырския земли не лежали впусте, то ближния земли (к Троицкому монастырю) были разделены между столькими жителями слободскими (подмонастырных сдобод), на сколько доставало, и сии-то теперь настоящие крестьяне» .
20 [См. часть этой местности на фототипических таблицах № IV, VI и XVI.]
21 Именной указ от 22 марта 1782 г. в Собрании законов (т. XXI, № 15371, с. 442): «по поданным нам от генерал-маиора и Московскаго губернатора Архарова, в бытность его здесь (в Петербурге), представлениям, утвержденным ныне от нашего генерал-фельдмаршала, Главнокомандующаго в Москве и в губернии тамошней графа Чернышева всемилостивейше повелеваем: живущим в слободах ведомства Коллегии экономии, близ Свято-Троицкой Сергиевской лавры лежащих, непахотным жителям, производящим торговлю и ремесла, позволить записаться по желаниям их в купечество и мещанство, учредя для них посад, под именем Сергиевской, и в нем Ратушу, сходственно учреждениям нашим главы I, в статье 27, и главы XX, в статье 278».
22 В Писцовой книге Московского уезда 1623 и 1624 годов говорится о трех Стрелецких слободах: «(под монастырем) слобода Пушкарская, да три слободы Стрелецких, а в них стрелецких и пушкарских двести семнадцать дворов». В Переписной книге 1646 года сначала называется слобода Стрелецкая, в которой перечисляется восемьдесят два дома, потом: «да под монастырем же по другую сторону стрельцов» и еще перечисляется принадлежащих стрельцам девяносто восемь домов. Но в Писцовой книге слово «слобода» употребляется не в смысле особого поселка, а в смысле линии домов, или их порядка, в каковом смысле слово и доселе употребляется у Троицы и около Троицы; так что «три слободы» Писцовой книги значат не три особых, в разных местах, поселка, а три линии, три порядка домов, находящихся в одном месте (по теперешнему было полторы улицы: улица в две слободы, как это говорят и доселе, и улица в одну слободу). «По другую сторону» Переписной книги должно быть понимаемо не в смысле «по другую сторону монастыря», а в смысле «по другую сторону улицы». Чтобы бывала Стрелецкая слобода на какой-нибудь другой стороне монастыря, кроме западной, на это нет никаких совершенно указаний. Единственная сторона монастыря, на которой можно было бы предполагать Стрелецкую слободу, есть северная сторона с нынешней Переяславской улицей. Но Переяславская улица, как это видно из Писцовой книги 1684 года, еще в сем году представляла из себя соприкасавшееся с Служней слободой пахотное поле.
23 В описи после перечисления жителей села Клементьева читается: «Да в селе жь в Клементьиеве торговые лавки и анбары и шалаши и скамьи и кузницы и харчевни и походячей торг и с бобылей изделье и таможенная пошлина и квас и сусло и баня и пролубное и всякая продажа и конская площадка и поместная проезжая пошлина и мылная продажа и на велик день яичная краска (т. е. и право продавать крашеные пасхальные яица было отдаваемо на откуп!) и против монастыря Святых ворот лавки же и шалаши; а кем имянем те всякие промыслы в откупу или на вере и что с них сбираетца в монастырь всяких пошлин порозно, и то все писано подлинно в казенных в приходных книгах».
24 И. М. Снегирев говорит в своих «Путевых записках о Троицкой лавре», напечатанных в 1840 г.: «доныне в Клементьевской слободе по понедельникам, каждую неделю бывает торг, а 15 августа ярмарка, на которую съезжаются с товарами купцы и мещане из Москвы и ближайших городов» (с. 50). Что торги и ярмарка переведены из Клементьева на Вознесенскую площадь вслед за открытием шоссе это мы слыхали от нескольких лиц и это говорит и историограф Клементьева о. Арсений. В Посадской думе должно быть дело о переводе торгов и ярмарки, но, к сожалению, нам его не нашли. О. Арсений передает сказание каких-то старожилов, будто «храмовая, то есть Успенская, ярмарка в селе продолжалась до двух недель, на протяжении двух верст в поле, на юг к Москве». О лавках Клементьевских, перенесенных на Вознесенскую площадь, говорил нам человек, который сам некоторое время торговал в них, но который, по причине глубокой старости, к сожалению, все очень плохо помнит.
25 Из письма архим. Варлаама к Московскому главнокомандующему графу С. А. Салтыкову от 16 декабря 1736 года, напечатанного в «Русском Архиве» (1900, № 8, с. 439) следует, что Рождественская церковь освящена архим. Варлаамом 17 декабря сего года.
26 О Рождественской церкви см. статью иеромонаха Арсения «Христорождественская церковь в Сергиевском посаде».
27 См. статью о. Арсения «Казанская и Ильинская церкви Ильинского прихода в Сергиевском посаде».
28 См.: «Акт. Экспед.» (т. I, № 330, с. 392, соl. 1) и у о. Арсения в статье «Село Клементьево», с. 14, нач. sqq.)
29 См.: Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции. Кн. 2. М., 1872. Отд. III. С. 120.
30 О монастырских «детенышах» см. у М. А. Дьяконова в его труде «Очерки из истории сельского населения в Московском государстве XVIXVII вв.» (СПб., 1898). Название имеет отношение к греческому paidopoulin, о котором см. у Дюканжа. См. также «Акт. Эксп.» (т. IV, № 14, с. 25, fin.).
31 См. статью о. Арсения «О служках...» (с. 44, fin.).
32 О монастырской десятинной пашне см. «Акт. Истор.» (т. V, № 171, с. 300; пахалась местными монастырскими крестьянами повытно («Акт. Истор.», т. V, № 65, с. 95, соl.1).
33 О бобылях см. статью М. А. Дьяконова в «Журнале Мин. Народ. Просвещ.» (1896, № 4) и в его труде «Очерки из истории сельского населения в Московском государстве XVIXVII вв.» (СПб. 1898); также статью Успенского «О больших строителях».
34 Павел Алеппский называет их монастырскими архонтами («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 24 sub., fin.).
35 «Жители (подмонастырных слобод), кои без земли остались и числом прежних (получивших землю) почти в 3/4 превосходят, называются бобылями; однакож различными рукоделиями, постоялыми дворами и извозом не менее (чем получившие землю) имеют случаев снискать себе довольное пропитание; потому здешние обыватели без различия, а особливо те, кои собственное свое прилежание к тому употреблять не оставляют, довольно зажиточны и следовательно для них двухрублевый оклад, положенный на каждую душу мужескаго пола, что они вносят в Коллегию экономии или определенному от оной казначею, да сверх того подушных по 70 коп. с души, не может быть тягостен».
36 В географическом лексиконе Российского государства, собранном Федором Полуниным и изданном Герардом Миллером в Москве в 1773 г., в статье о Троицком Сергиевом монастыре (принадлежащей самому Миллеру) говорится о жителях Посада, что «многие из них упражняются в рукоделиях, делают и продают разныя крашеныя и писаныя деревянныя вещи, ларчики, чашки, детския игрушки и тому подобное» (буквально повторяется в «Новом и полном лексиконе Российской империи» Льва Максимовича, напечатанном в Москве в 17881789 годах, только с ошибочным: «каменныя» вместо «крашеныя»).
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра