Праведность через осуждение, чистота через очернение, верность через презрение — эти выражения не оксюморон, но жизненные установки древних иудеев, живших во времена Христа. Гордясь своей богоизбранностью, они нередко кичились своим положением и считали себя априори верными Богу и праведными лишь потому, что имели закон Моисеев и происходили от семени Авраама.
По этой причине они открыто гнушались всех не иудеев и в особенности самарян — народа, который возник на территории Израильского царства в результате смешения евреев с переселенцами. Конфликт между ними был настолько силен, что самарянам пришлось построить собственный храм для принесения жертв Богу на горе Гаризм.
Несмотря на разрыв с иудеями, самяряне горячо переживали о случившемся и, в отличие от мнимой праведности иудеев, искренне жаждали богообщения и служения Богу. Апостол и евангелист Иоанн Богослов приводит диалог самарянки со Христом:
«Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. <…> Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:19–26).
Так благодаря искреннему богоискательству самарян и ожиданию пришествия в мир Мессии — не земного правителя и царя, которого ожидали увидеть иудеи, но Спасителя, Который спасет людей от проклятия смерти и отпустит им грехи — Господь прямо открыл им в лице Фотины Свое мессианское достоинство.
Услышав это, самарянка отбросила все и стала проповедовать Христа среди единоплеменников, показав тем самым настоящую веру и праведность. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Евангелие о самарянке, замечает:
«Иудеям, хотя они и часто говорили: доколе души наша вземлеши? Аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся (Ин. 10:24), — Он не давал ответа ясного; а жене самарянской прямо сказал о Себе, что Он — Христос. Это потому, что жена была благонамереннее иудеев; они спрашивали не для того, чтобы научиться от Него, а чтобы постоянно насмехаться над Ним… Но жена, что говорила, говорила от искреннего сердца, с чистым намерением, и это очевидно из ее последующих действий. Она и сама слушала Его и веровала, и других привлекала к вере; да и во всем видны усердие и вера жены».
17 и 18 мая в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения Недели о самаряныне. Всенощное бдение в Успенском соборе возглавил архимандрит Макарий (Веретенников). Позднюю Божественную литургию совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.
За богослужением Преосвященный владыка хиротонисал во пресвитера студента 2 курса магистратуры Сретенской духовной академии диакона Георгия Атаманцева и рукоположил во диакона студента 2 курса аспирантуры Московской духовной академии чтеца Владимира Амирханяна.
Справка:
Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — 2-й академический хор под управлением Виталия Середенина.
Утром пели: справа — смешанный хор под управлением Натальи Маркевич, слева — хор под управлением Сергея Сухарева.
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться