«Что такое ересь? Ересь есть примесь к откровенному Богопознанию учения, заимствованного из плотского мудрования, общего отступникам духам и отступникам человекам. Откровенное Богопознание преподано Самим Богом; оно не терпит никакой примеси...» (Слово о чувственном и о духовном видении духов). «[Это] возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа — человека против всесовершенного Бога» (Понятие о ереси и расколе).
Так определяет понятие ереси святой Игнатий Кавказский. По мысли святителя, данный грех тесно связан с гордостью, роднящей еретиков с самим диаволом и духами злобы. Такие люди пребывают в помрачении ума, в крайней степени духовной прелести, охватывающей все сферы их жизни, как внутренней, духовной, так и видимой, внешней.
В церковной истории одной из таких наиболее опасных ересей было арианство, захватившее почти весь христианский восток. Оно не только учило, что Сын (второе лицо Троицы) лишь творение Бога, но и выступало против почитания икон, воспринимая иконопочитание как идолопоклонство. По их логике, если Христос лишь творение Бога, то ни о каком подлинном боговоплощении не могло идти речи. А если боговоплощения не было, то Бог по-прежнему остается невидимым, ввиду чего Его иконописные изображения ставятся в один ряд с идолами.
С целью обличения возникшей ереси в 787 году в Никее состоялся Вселенский собор, на котором святые отцы опровергли учение ариан и утвердили догмат иконопочитания. Он гласит, что честь, воздаваемая иконам, относится не к самим изображениям, не к доскам и краскам, но к самому первообразу, к тем, кого иконы изображают, — Спасителю, Богородице или святым.
Однако арианство выступало не только против Христа и икон, оно угрожало всему Православию. Ведь если Сын не был Богом, то и спасти людей от смерти Он также не мог. В таком случае все человечество по-прежнему пребывает в грехах без надежды на спасение. Если принять это, то, по замечанию апостола Павла, «вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19).
Вспоминая победу над данной ересью, Церковь установила в 842 году особый праздник по случаю восстановления практики почитания икон после длительного периода иконоборчества (VIII–IX века), объявив повсеместное торжество Православия.
9 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения Недели Торжества Православия. Всенощное бдение в Успенском соборе возглавил архимандрит Агафодор (Маркевич). Литургию с чином Торжества Православия в Трапезном храме возглавил архимандрит Иеремия (Соловьев).
Справка:
Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — 2-й академический хор под управлением Александра Левенцова.
Утром пел 2-й академический хор под управлением Александра Левенцова.
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться