С самых первых веков мысль о смерти вызывала страх у многих еще не просвещенных светом евангельской веры язычников. И даже те, кто потом принял Таинство Крещения, тоже боялись грядущего разлучения души с телом.
В языческой среде следствием подобного животного страха смерти стали ритуалы с жертвоприношениями ради личной защиты и умилостивления умерших. На языческой Руси подобные обряды обычно проводили поздней осенью, с умиранием природы.
После Крещения Руси Православная Церковь стала просвещать прежде языческий славянский народ и по возможности исправлять его греховные обычаи и привычки. Одним из деятельных плодов проповеди стало прекращение осенних языческих обрядов и жертвоприношений в честь умерших. Вместо подобных поминальных тризн Церковь установила родительские субботы — специальные заупокойные богослужения с сугубой молитвой о почивших родственниках и обильной милостыней на помин души. Так появилась Димитриевская родительская суббота.
Апостол Павел, рассуждая о страхе смертном, в Послании к Фессалоникийцам писал:
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. <…> …мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13–18).
Но как можно помочь тем сродникам, которые были крещены, но не жили христианской жизнью и в таком состоянии умерли? Специально ради облегчения их посмертной участи Святая Церковь и установила родительские субботы. Благодаря таким службам души усопших получают существенную помощь, утешение и обретают надежду на прощение своих грехов и жизнь вечную.
1 и 2 ноября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли уставные заупокойные богослужения Димитриевской родительской субботы. Вечернюю службу с парастасом возглавил архимандрит Макарий (Веретенников). Позднюю Божественную литургию с панихидой возглавил архимандрит Диодор (Дидковский).
Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — 1-й академический хор под управлением Никиты Зюзина.
Утром пел хор под управлением игумена Антония (Зинина).
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться