Первое воскресенье после Пасхи традиционно именуется Антипасхой. Это слово нередко наделяют чуждым ему смыслом. Так, обращая внимание на приставку «анти», люди усматривают в нем противоположность, враждебность и противодействие Богу по образцу таких греческих заимствований, как слово «антихрист».
Само же слово «Антипасха», являющееся буквальной калькой с греческого ἀντίπασχα, имеет совершенно иной смысл. Оно дословно переводится как «взамен, вместо Пасхи» и означает первое воскресенье после Светлого Христова Воскресения. Однако вызывает вопрос: почему для церковного праздника было выбрано именно такое слово?
Исторически оно появилось в IV веке среди христиан по следующим причинам. В этот день по древней иерусалимской традиции в последний раз совершали богослужение схожим образом, что и в саму Пасху. Так Антипасха стала пониматься как день, завершающий пасхальный цикл, как отдание праздника.
Святитель Григорий Богослов, рассуждая о различиях между Пасхой и Антипасхой, заключает:
«То был день спасения, а это — день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть только день нового рождения…» (Слово 44-е в неделю Новую).
26 и 27 апреля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли уставные богослужения Антипасхи. Всенощное бдение в Успенском соборе возглавил архимандрит Агафодор (Маркевич). Божественную литургию возглавил архимандрит Макарий (Веретенников).
Справка:
Вечером пели: справа — 1-й академический хор под управлением Евгения Боровинского, слева — хор под управлением Сергея Сухарева.
Утром пели: справа — смешанный хор под управлением Натальи Волчковой, слева — хор под управлением Сергея Сухарева.
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться