«Слезы — естественны падшему человеческому естеству. До падения оно не ведало слез, — ведомо ему было одно чистейшее наслаждение райским блаженством. Оно утратило это блаженство: ему оставлены слезы, как выражение сочувствия к блаженству, как свидетельство падения, как свидетельство состояния под гневом прогневанного Божества…» (Аскетические опыты. Т. 1) — так о природе слез пишет святитель Игнатий Кавказский.
Во время жительства Адама и Евы в раю не было никаких поводов для плача. Впервые прародители столкнулись со слезами уже после изгнания из Эдемского сада, который должны были возделывать. После грехопадения местом подобных трудов стала человеческая душа, поскольку под воздействием греха она легко растила в себе множество сорных трав — грехов.
С тех пор, чтобы спастись, человеку приходится с болью искоренять в себе страсти и постоянно готовить почву для семян добродетелей. Однако для того, чтобы сухая земля души произрастила добрый плод, ей необходима живительная влага. Для падшего человека этой водой стали слезы раскаяния. Псалмопевец и пророк Давид писал, что «сеющии слезами, радостию пожнут» (Пс. 125:5).
Святитель Иоанн Златоуст в толковании на данный стих отмечает:
«Как семена имеют нужду в дожде, так мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не произрастила худых трав, — чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. <…> Что дождь для семян, то слезы для страждущих» (Беседы на псалом 125).
Для пробуждения в душах христиан спасительного раскаяния в своих грехах Церковь с началом поста учредила особые богослужения с чтением Великого покаянного канона святителя Андрея, епископа Критского. Так, следуя за своим учителем покаяния, все верующие собираются в храмах и молитвенно взывают:
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление» (Великий покаянный канон, песнь 1).
3 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли службы понедельника первой седмицы Великого поста. Утреннее богослужение возглавил архимандрит Евстафий (Солнцев). Великое повечерие с чтением канона совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.
Справка:
Утром и вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — 1-й академический хор под управлением Евгения Боровинского.
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться