Подкаст
“Дорога в Лавру”

Наместник обители принял участие в собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

28 сентября 2023
1749

25 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. Участие в собрании принял наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

Перед началом собрания в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя была совершена Божественная литургия.

За богослужением молились участники собрания, по окончании Литургии они проследовали в Зал церковных соборов.

Места в президиуме заседания заняли: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы митрополит Воскресенский Дионисий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы митрополит Каширский Феогност, председатель Комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа).

Открывая заседание, митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла от лица всех собравшихся.

Предстоятель Церкви обратился к участникам собрания с такими словами:

«Всех вас сердечно приветствую и выражаю радость по поводу нашей встречи. Время от времени Патриарх должен встречаться с представителями монашества: во-первых, чтобы сказать о том, что на душе лежит, но также и самому что-то услышать, потому что многое формируется в сознании Патриарха от того, что он получает со стороны как духовенства, так и монашествующих. Вы прибыли из разных епархий нашей Церкви, и, конечно, замечательно, что встречи в таком формате у нас проходят практически ежегодно».

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви зачитал основной доклад.

Одним из выступивших с докладом на собрании был наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

В своем докладе владыка отметил, что «духовная борьба за превалирование мирного устроения в сердце и настроении начальствующего есть важнейшая часть того служения, на которое мы поставлены Самим Богом».

Его Преосвященство привел множество святоотеческих высказываний, подтверждающих эту мысль: «Если начальственная власть соединена с кротостью и справедливостью, то она и правота, и благость, и путь правосудия, и тишина в делах», как говорил преподобный Исидор Пелусиот. Преподобный Серафим Саровский особенно выделял неосуждение и молчание, как две категории, необходимые для мирного устроения, и замечал, что когда человек пребывает в таком состоянии, он способен получить Божественное откровение.

Однако категории молчания и неосуждения начальствующим сложно применить для исполнения, поскольку их служение предполагает и вынесение суждений, и принятие решений, и требование отчета. Вразумляя тех, кто проходил начальственное послушание, старец Амвросий Оптинский указывал на две причины душевного успокоения: монашеское самоотвержение и глубокую преданность воле всеблагого и всепремудрого Промысла Божия.

Говоря о наследии святителя Игнатия (Брянчанинова), епископ Кирилл заметил, что в его учении присутствует особый акцент на таком понятии, как «подвиг духовной нищеты», и на это следует обратить внимание современным монахам, поскольку, рожденные в эпоху «торжества информации», они тоже подвержены риску начать надмеваться своей осведомленностью в разных сферах. Суть этого подвига — смиренное возвеличивание Бога в нашем внутреннем мире. Это приносит христианину духовную победу, даже без «усиления» аскезой телесного или душевного плана. Такое духовное делание крайне важно для современного начальствующего и может стать крепким фундаментом для стяжания каждым своей степени мира душевного.

Если проводить параллель между духовным устроением семьи и монашеской общины во главе с игуменом, то стоит обратить внимание на слова преподобного Порфирия Кавсокаливита, который советовал родителям больше молиться о детях, нежели читать им наставления, даже самые правильные и полезные. По выражению святого старца, в нашу эпоху девальвации авторитетов «всем требуется много молитвы и мало слов».

Духовному руководителю, каким является игумен для братии, необходимо учиться «внутреннему молчанию», которое вовсе не ограничивает его в необходимости осуществлять руководство всей жизнью монастыря и общаться с братией, но помогает при этом вслушиваться в глубинное устроение каждого человека, понимать, что на самом деле движет его словами и поступками, и осознавать, что ему полезно и что он способен воспринять в данный момент. Духовный наставник не должен забывать о силе слова: сказанное с раздражением, оно будет иметь негативные последствия, сводящие на нет пользу от замечания. Учиться искусству побеждать зло добром особенно рекомендовал священнослужителям и монашествующим святой праведный Иоанн Кронштадтский.

По учению отцов Церкви, для стяжания внутреннего мира необходимо научиться именно внутренне, а не только с внешним спокойствием переносить раздражающее поведение окружающих. Готовность перенести оскорбления — одно из основных средств к стяжанию мира душевного, и невозможно найти лучший источник, где можно почерпать силы для этого трудного делания, нежели образ Господа Иисуса Христа.

Важно при этом, чтобы раздражение и осуждение, направленное на начальствующего, не было вызвано его действительным забвением своей обязанности заботиться о вверенных его попечению братьях или сестрах. Что же касается справедливого суда и наказания, выносимого руководителем, то они не должны определяться эмоциями, но выноситься на основе молитвенного испрашивания воли Божией, с пользой для монашеской общины.

В заключение владыка Кирилл напомнил также о важности чтения святоотеческих трудов для приобретения правильного духовного устроения.

В ходе работы собрания участники обсудили наиболее актуальные вопросы современной монастырской жизни.


Справка

На собрании было зарегистрировано 528 участников из 152 епархий Русской Православной Церкви, в том числе из 9 епархий Белорусского экзархата, 1 епархии Казахстанского митрополичьего округа, из Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В собрании приняли участие 19 архиереев, 156 наместников и игуменов и 195 игумений, а также насельники и насельницы обителей.

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству

Фото4 фото

Расписание богослужений

24
Июль
Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены.
Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Обре́тение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1998). Мч. Киндея пресвитера (III–IV). Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.
16:45
Вечернее богослужение
25
Июль
Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».
05:30
Братский молебен
06:00
Исповедь первая смена
06:00
Ранняя Литургия
06:30
Средняя Литургия
08:00
Исповедь вторая смена
08:30
Поздняя Литургия
16:45
Вечернее богослужение
24 июля
2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Июль
Август
24 июля
2024
Выберите дату