Подкаст
“Дорога в Лавру”

Архиепископ Каширский Феогност и епископ Сергиево-Посадский Парамон совершили Литургию в Прощеное воскресенье

1 марта 2020
2212

«Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села́, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем» (великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах»).

Первый человек Адам согрешил и был изгнан из рая вместе со своей женой Евой. Священное Предание повествует нам о том, что после грехопадения Адам сидел близ райских обителей и горько плакал. Спустя тысячелетия на реках Вавилонских, в плену, плакал уже весь иудейский народ. Несмотря на то, что эти события далеко отстоят друг от друга, люди плачут об одном и том же. Это плач детей, лишенных общения с Богом.

Не о райских благах рыдал Адам, но о том, что больше не сможет увидеть Господа, Бога Своего и Создателя, а израильский народ плакал не о плене, но о том, что лишен своей главной святыни – храма Господня и богообщения.


Современные христиане часто так же, как древний Адам или израильский народ, преступают Христовы заповеди и отдаляют себя от Любящего и Всеблагого Бога. Чтобы вновь обрести в своем сердце утраченного Христа и сподобиться радости богообщения, Церковь предлагает своим чадам пройти путем Адамова плача и покаяния – путем Великого поста.  

1 марта, в день воспоминания Адамова изгнания из рая и прощеное воскресенье, епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, совершили совместную Литургию в Троицком соборе Лавры. Накануне в Сергиевском Трапезном храме епископ Парамон совершил всенощное бдение.

Во время причащения духовенства с проповедью к присутствующим в храме обратился архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Он напомнил верующим о библейской истории изгнания Адама из рая и заметил:

«Цель поста – не воздержание от какого-либо рода пищи. Пост состоит именно в борьбе с нашими страстями, которые нас одолевают и не дают нам соединиться с Богом».


После причащения прихожан со словом проповеди обратился архиепископ Каширский Феогност:

У разных народов в разное время были разные точки отсчета нового года. У кого-то весной, у кого-то – осенью, у кого-то – зимой. В разные времена люди считали, что это начало нового года. Но для православного человека год, наверное, начинается с Прощеного воскресения.

За год все накапливают много зла, обид, раздражения, неудовольствия, и Святая Православная Церковь подготавливает нас к Святой Великой Четыредесятнице, а затем к Пасхе. Именно Прощеное воскресение – это преддверие нового года, это начало, необходимое условие того, что ты будешь жить в Боге и жить благословенно. Трудно человеку очистить свое сердце до конца, но только тогда, когда человек отпускает и очищает свое сердце, только тогда начинается новая жизнь, и начинается новый год. Простить – что это значит? Что стоить за этим словом?

Прежде всего, прощает только Бог, мы можем лишь отпустить, но не простить. Прощение от Бога. Что стоит за прощением? Корень его – это любовь. Только тот, кто любит по-настоящему, может простить. Но вместе с тем, прощение не имеет ничего общего с безнаказанностью. Если человек любит, то он требует. И наказание – это вразумление. Когда человек отпускает, он вместе с тем требует, чтобы больше этого не повторилось.


Что стоит за непрощением? За неумением простить стоит гордыня, эгоизм и эгоцентризм. Когда весь мир человека замыкается в нем самом, когда он вольно или невольно, сознательно или бессознательно считает именно себя центром мира. И конечно, из этого центра ему трудно простить других, которые не видят его «величие», его «мессианские» качества. Такой человек впадает в обиду. Именно обида на других и жалость к себе являются признаками болезни, которая называется гордыня.

У каждой болезни есть признаки: у одной – температура, у другой – кашель, у третьей – другие симптомы. Признаки гордыни – это обида на других и жалость к самому себе, одиночество и отчуждение. Это свидетельство того, что человек находится в глубокой гордости, и он при всем своем желании не может простить. Он может сказать: прости, а сердце его останется холодным как лед. Но по-настоящему простит только тогда, когда поймет, что он не в центре мира, что он такой же, как и все, и у него нет никакой сверхзадачи, он просто человек, который ходит под Богом, как и все остальные.

Когда мы пытаемся понять, почему мы не можем простить ближнего, то ответ очень прост – по своей гордыне, по своему эгоизму, по эгоцентризму. И наоборот, тогда, когда мы с любовью и радостью видим в ближнем нашего брата, и если он и болен этой гордынею, то это не повод, чтобы осуждать его. Если мы придем в онкологическую клинику, мы же не будем осуждать больных, которые лежат при смерти. Точно также, когда мы видим человека, который одержим гордыней – это такой же рак, только рак души, мы не будем его осуждать, кроме скорби, кроме сочувствия, у нас не будет других чувств.

Простить можно только тогда, когда ты поймешь, что гордыня – это болезнь, самая тяжелая из всех болезней, которые есть на свете. Ни рак, ни коронавирус, ни какая другая болезнь не страшнее гордыни. Самая страшная – гордыня, потому что она убивает не только душу, но и тело. Потому в день Прощеного воскресения еще и еще раз заглянув внутрь себя, даже когда мы обнаружим гордыню, – а она, к сожалению, живет в той или иной мере – следует осознать, что наши ближние также больны этой тяжелой болезнью. Тогда в сердце будет сострадание и любовь к ближним. Но вместе с этим следует всегда помнить, что доброта не имеет ничего общего с безнаказанностью, а любовь ничего не имеет общего со вседозволенностью.

Только любовь, которая сопряжена с состраданием и с требовательностью способна донести эти простые и добрые истины. Да поможет нам Господь каждому в свою меру осознать это, а если мы и не можем не то, что избавиться, а даже осознать, на это есть Покаяние. Это великое, спасительное таинство.

Мы каемся во всех грехах, но самые страшные грехи – это эгоизм и эгоцентризм, они есть производные гордыни. Благословение Господне на нас. С нами Бог. Он, как мы читаем в благодарственных молитвах, Врач душ и телес, потому не будем пугаться и ужасаться тех мерзостей, которые у каждого в какой-то мере присутствуют в душе. Мы под Богом ходим, и покаяние не имеет ничего общего с самопоеданием и самобичеванием. Покаяние всегда есть радость, а в любви всегда есть место прощению».

Справка.

Всенощное бдение в Сергиевском Трапезном храме Лавры совершил епископ Сергиево-Посадский Парамон в сослужении братии обители в священном сане.

На богослужении пели братский хор Лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и 1-й академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Божественную литургию в Троицком соборе Лавры совершили епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.

На Литургии пел знаменный хор Лавры под управлением иеромонаха Зиновия (Бубякина).

Расписание богослужений

27
Июль
Прп. Стефана Махрищского
Ап. от 70-ти Акилы (I). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809). Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).
17:00
Всенощное бдение с литией
28
Июль
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия.
05:00
Исповедь первая смена
05:30
Ранняя Литургия
06:30
Средняя Литургия
08:00
Исповедь вторая смена
08:30
Поздняя Литургия
09:30
Поздняя Литургия
16:45
Вечернее богослужение
17:00
Соборно совершаемый акафист преп. Сергию Радонежскому
27 июля
2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Июль
Август
27 июля
2024
Выберите дату