Для восхождения к блаженному пребыванию с Богом прп. Иоанн, игумен горы Синайской, определяет основание, которое необходимо иметь согласно мере своего духовного возраста каждому христианину. Ступени «деятельного восхождения, разумного восшествия» к добродетельной жизни должны иметь незыблемый фундамент и твердое основание подвига: «Благое же основание, трехсоставное или трехстолпное, составляют незлобие, пост и целомудрие. Все младенцы во Христе да начинают с этих добродетелей, принимая в пример чувственных младенцев, у которых никогда ничего нет злобного, ничего льстивого; нет у них ни алчности неутолимой, ни ненасытного чрева, ни телесного разжения…» (Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 1, п. 10).
Преподобный отец через иносказательное толкование исхода народа Божия (под которым понимает души подвижников) из Египта и рабства фараону (под которыми разумеет мрак страстей и возбуждающего их диавола) показывает ключевое значение поста: «Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста. А опресноки – ненадмевающееся мудрование. Да соединится с дыханием твоим сие слово Псалмопевца: "аз же, внегда бесы стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро души моея возвратится" (ср.: Пс. 34:13)» (Слово 14, п. 32). Здесь видим, что пост должен сочетаться со смиренномудрием, т. е. скромным о себе мнением христианина, не смотря на все предпринятые ради Бога и добродетели усилия, самопонуждение. Если сами дадим себе и своим усилиям цену, либо пожелаем похвалы от окружающих, то труды наши не будут иметь цены в очах Божиих. Поскольку «всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен», постольку «пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой» (Слово 22, п. 7).
Весьма актуальным для практики применения поста в качестве духовного оружия оказывается то, как прп. Иоанн разъясняет вред крайностей на примере ошибочного суждения Евагрия Понтийского: «Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: "Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять ее хлебом и водою". Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы» (Слово 14, п. 12). Богомудрый и рассудительный Лествичник объясняет, каким образом следует соблюдать постепенность в мере поста, а также какова цель применения этого духовного оружия: «Итак, скажем в опровержение сего правила: если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому противу хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани, и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности, и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича» (Там же).
Прп. Иоанн показывает нам из опыта, что объем принимаемой нами пищи весьма зависит от навыка – либо давать свободу чреву, либо кушать воздержно и довольствоваться небольшим количеством снедей. При постоянстве того или иного образа питания человек приходит в соответствующий навык: «Обременяющий чрево свое расширяет внутренности; а у того, кто подвизается против чрева, они стягиваются мало по малу; стянутые же не будут принимать много пищи, и тогда, по нужде самого естества, будем постниками» (Слово 14, п. 24).
Наконец, перечислим несколько причин, ради которых определен нам от Бога пост, относящихся к духовному противоборству как с унаследованным от Адама поврежденным естеством человеческим, так и с падшими духами, воюющими через плоть:
«Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей» (Слово 14, п. 23);
«Удивительное дело, что ум, будучи бестелесен, от тела оскверняется и омрачается, и что напротив невещественное от борения утончевается и очищается» (Слово 14, п. 28);
«… мы не сможем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия» (Слово 26, п. 201);
«Знай, что часто бес приседит желудку, и не дает человеку насытиться…» (Слово 14, п. 26);
«По пресыщении нашем, сей нечистый дух отходит, и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: "Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться"» (Слово 14, п. 27).
В заключение напомним, согласно опыта прп. Иоанна Лествичника, что порождает в человеке противоположная воздержанию и посту страсть объедения: первородный сын ее «есть блуд, а второе после него исчадие – ожесточение сердца. Третие же – сонливость». Происходят от нее «море злых помыслов, волны скверн, глубина неведомых и неизреченных нечистот». Дочерями этой страсти оказываются: «леность, многословие, дерзость, смехотворство, кощунство, прекословие, жестоковыйность, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство, наглость, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние, – самая лютая из всех страстей» (Слово 14, п. 35).
Допрошенная св. Лествичником страсть объедения признается: «… нет ничего в человеках, чтобы могло меня совершенно упразднить. Кто стяжал Утешителя, тот молится Ему против меня, и Он, будучи умолен, не попускает мне страстно действовать в нем. Невкусившие же небесного Его утешения всячески ищут наслаждаться моею сладостию» (Там же). Таким образом, наиболее действенным средством для обуздания страстных влечений, для того, чтобы бремя поста и воздержания от страстей оказалось легким, оказывается по прп. Иоанну благодать Божия, согревающая сердце христианина. Будем же возгревать дар благодатного оживления наших сердец посильным подвигом поста, регулярным участием в храмовом богослужении и тщательным исполнением заповеди Божией о любви к ближнему. Если каждая из перечисленных добродетелей, соединенных между собой как звенья одной цепи, будет хотя отчасти исполнена нами, то Бог не замедлит дать свою благодатную теплоту, согревающую наше сердце для все более ревностного Ему благоугождения и стяжания вечного Царства Божия еще здесь, во временной нашей жизни.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра