Граф Юрий Александрович Олсуфьев (1878–1938) – русский искусствовед, реставратор. Принадлежал к известному дворянскому роду. Благодаря происхождению и личным качествам в юности Ю. А. Олсуфьев входил в ближний круг общения императорской семьи. Однако придворной карьерой он пренебрег и в 1902 г. уехал жить в родовое имение, где широко занимался благотворительностью: построил детский приют и школу неподалеку от усадебного дома.
В числе владений Юрия Александровича было Куликово поле, к тому времени уже отданное под распашку. Стараниями графа на Куликовом поле был воздвигнут храм-памятник во имя прп. Сергия Радонежского. Автором проекта стал архитектор А. В. Щусев. Софья Владимировна Олсуфьева (1884–1943) много сделала для организации при храме монастырской общины и мастерских шитья, сама вышивала для храма хоругви и плащаницу. Строительство храма было закончено уже после отъезда Олсуфьевых, в 1917 г., храм отреставрировали к 600-летию Куликовской битвы.
Крестьяне, распахивая Куликово поле, находили оружие, разные старинные предметы и несли их графу. Из найденных на месте битвы предметов Олсуфьев составил археологическую коллекцию с описанием экспонатов (до наших дней, к сожалению, дошла лишь малая ее часть). «Так у него собрался настоящий музей, в котором была, например, такая ценность, как медный монашеский крест, найденный на Куликовом поле. Из летописей известно, что только два монаха находились в рядах русского воинства – Пересвет и Ослябя. Пересвет был убит в единоборстве с татарским богатырем Челубеем. Следовательно, крест принадлежал ему... Софья Владимировна была глубоко верующей. Когда наступила революция, она видела сон, будто к ней явился святой Сергий и сказал, чтобы она поселилась около его гроба. Она исполнила его волю», – рассказывал кн. Сергей Голицын.
Свою усадьбу Красные Буйцы в Тульской губернии Ю. А. Олсуфьев покинул 5 марта 1917 г., взяв с собой иконы Тихвинской Божией Матери и св. Николая Чудотворца. С ним была жена Софья Владимировна, в других санях – сын Миша с няней. В Сергиевом Посаде Олсуфьевы купили у купца Горяйнова двухэтажный дом по ул. Валовой, 8.
Граф Олсуфьев стал одним из членов созданной осенью 1918 г. Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. К этому времени он уже имел солидный стаж подобной работы. Не раз он отправлялся в путешествия по старинным русским городам и глухим местам нашей страны, изучал памятники древнерусского искусства в Ферапонтове, Кириллове, Ростове Великом.
В Комиссии по охране памятников Лавры Олсуфьев проявил исключительную активность. Он занимался описями серебряных предметов, разработал план архитектурной и живописной реставрации Троицкого собора, исследовал иконы ризницы и храмов, миниатюры в книгах лаврской библиотеки. Одновременно занимался массой других насущных вопросов: охраной и сигнализацией, башенными часами, архивами архиеп. Никона (Рождественского), приобретением строительного кирпича для реставрационных работ, остеклением икон Троицкого собора, колоколами лаврской колокольни, ценами на работы типографии и пр. Вначале он занимал должность заместителя председателя Комиссии, а с сентября 1919-го – председателя. Весной 1920 г. его вынудили подать заявление об отставке, но уже в августе Отдел по делам музеев Главнауки пригласил его в Комиссию на внештатную должность эксперта по древнерусской живописи и миниатюре для работы по организации музея в Лавре. Да и во время вынужденного перерыва Олсуфьев работал в Лавре в качестве члена комиссии, занимавшейся отбором вещей из ризницы для сдачи государству. Благодаря ему удалось отобрать и сохранить золотые и серебряные предметы, имевшие художественную или историческую ценность.
Несмотря на оскудение собственных средств, Олсуфьевы старались помогать другим. Так в голодные 1920-е под руководством Ю. А. Олсуфьева в Сергиевом Посаде была образована сельскохозяйственная артель. Когда тяжело заболел В. В. Розанов, Олсуфьева постоянно бывала у него, присутствовала при его кончине, взяла на себя все хлопоты по похоронам. В 1939 г. тяжелобольная дочь Розанова находилась в одной из московских больниц, Софья Владимировна навещала ее, а потом взяла к себе и заботилась о ней.
Дом № 8 по ул. Валовой в Сергиевом Посаде, где проживал граф Ю. А. Олсуфьев
После ареста в 1930 г. научного руководителя ЦГРМ А. И. Анисимова Олсуфьев вел его научную тему по монументальной живописи. Он изъездил всю центральную часть России, весь Север, Новгородскую и Псковскую области. В его дневниках и отчетах описана масса произведений искусства, отмечены их сохранность, наличие записей и пробных расчисток, дана классификация по их ценности и пр. При этом условия, в которых проходили экспедиции, были очень трудными. Олсуфьев спас от гибели сотни икон, сваленных после закрытия церквей в неприспособленных помещениях, обследовал состояние фресок в храмах Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, исследовал причины заболевания фресок, разрабатывал приемы их консервации и реставрации.
В 1934 г. Центральные реставрационные мастерские были закрыты, Ю. А. Олсуфьев перешел в мастерские Третьяковской галереи на должность заведующего секцией реставрации древнерусской живописи. Жили Олсуфьевы в то время в подмосковных рабочих поселках, в деревнях, переезжая с места на место, снимая частное жилье. Юрию Александровичу приходилось добираться до места службы пешком и пригородными поездами, заниматься огородом, ремонтом печного отопления и т. п.
24 января 1938 г. гр. Олсуфьева арестовали по обвинению в «распространении антисоветских слухов». Постановлением тройки при УНКВД СССР по Московской области он был приговорен к расстрелу. 14 марта 1938 г. приговор был приведен в исполнение.
Супруги Ю. А. и С. В. Олсуфьевы
Софья Владимировна осталась жить в пос. Косино, где супруги ранее купили половину дома. Она работала реставратором в ГМИИ им. А. С. Пушкина и музее-усадьбе Кусково. Ее арестовали 1 ноября 1941 г. Осудили по той же статье, что и мужа, и дали 10 лет работы в ИТЛ. Она скончалась 15 марта 1943 г. в лагере, бывшем Свияжском монастыре, была сброшена в общую могилу-ров возле монастырской стены. Теперь в стену монастыря ближе к могиле вделаны две памятные доски: В. М. Голицыну и С. В. Олсуфьевой.
В 1920 г. по благословению священноначалия Лавры во избежание возможного поругания гр. Олсуфьев перенес и хранил в своем доме на Валовой улице честную главу прп. Сергия. Возвращение великой святыни состоялось в 1946 г., уже после кончины Юрия Александровича.
10 октября 2013 г. на доме № 8 по ул. Валовой в Сергиевом Посаде, где жил граф Юрий Александрович Олсуфьев, была установлена памятная доска.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра