Святыни Серапионовой палаты

С южной стороны к Троицкому собору Троице-Сергиевой Лавры пристроена Серапионова палата или палатка, помещение с многочисленными мощевиками. Свое название она получила от имени архиеп. Новгородского Серапиона, преставившегося в Лавре 16 марта 1516 г., над гробом которого она была сооружена. В 1783 г. при митр. Платоне (Левшине, † 1812) палата была перестроена. В 1853 г. иконостас палаты был позолочен. Свой современный вид с богатым убранством строение получило при наместнике архим. Антонии (Медведеве, † 1877).

7.jpg

Внутренний вид часовни на месте келии прп. Сергия. Литография. 1865 г.

В палате находятся устроенные митр. Платоном надгробия над могилами бывших настоятелей монастыря: архиеп. Серапиона, митр. Московского Иоасафа (Скрипицына), почившего в Лавре 27 июля 1555 г., и архим. Дионисия (Зобниновского), преставившегося 10 мая 1633 г. По числу трех рак палата еще называлась «палаткой трех мощей». Останки трех святых почивают под спудом в крипте собора. По преданию палата стоит на месте келии прп. Сергия, где имело место посещение Преподобного Божией Матерью.

Здесь же в особом ковчеге хранится нетленная кисть правой руки первомученика архидиак. Стефана (ок. 4–34 гг.), старшего из семи первых в истории Церкви диаконов. Нетленные останки первомученика архидиак. Стефана были обретены в IV в. Частицы мощей святого также находятся в Киево-Печерской Лавре, в румынском монастыре св. Стефана, в афонских монастырях Зограф, Ставроникита и Констамонит. Другой драгоценной реликвией является помещенная в символический аналой часть камня от Гроба Господня.

6.jpg

Рака с десницей первомученика архидиак. Стефана

В Лавру прп. Сергия обе великих святыни мирового христианства были привезены Андреем Муравьевым из его путешествия на Святую Землю, совершенного в 1849 г. Впечатления от этого паломничества он оставил в своих знаменитых письмах о богослужении:

«Вечером я затворился во храме. Прочая братия обители Архангельской отслужила для меня всенощную на Голгофе, потом мы читали акафист Сладчайшему Иисусу и молитвы Причащения на св. Гробе; потом я обошел во мраке и тишине ночи все святыя поклонения, слабо освещенныя тусклыми лампадами, исключая только св. Кувуклии и Голгофы, ярко горевших как бы великия светила на тверди святилища. Оставалось еще час до утрени греческой в соборе, и я сел в углублении на Голгофе в ожидании службы, чтобы несколько отдохнуть, и успел прочесть всё Евангелие от Луки. О, как сладко и вместе страшно читать на Голгофе ввиду, можно сказать, самаго события Сии знаменательные слова кающегося разбойника "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем", при которых невольно подогнулись колена.

С песнопением "Слава в вышних Богу" началась литургия, последняя для меня на св. Гробе. Совершали ее авва Иоасаф и отец Феофан из обители русской; пели наши послушники. Я стоял в приделе отваленнаго Ангелом камня, и невольный страх проникал душу, когда диакон возгласил Евангелие от Матфея, как отвален был некогда сей камень, и как со страхом и радостию воззвали мироносицы Господа, и как послал Господь учеников своих проповедать во всю вселенную, крестя во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. О, как утешительно было для оставляющаго навсегда святые места сии слышать от лица самого Господа Его обещание: "Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века!" Ибо поистине не в одном сем дивном Гробе заключается святыня Воскресшаго. Но как поет церковная песнь, во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Сквозь низкия двери гробнаго вертепа я видел всю божественную службу на престоле самаго Гроба, и над его отваленным камнем сподобил меня Господь приобщиться Своих Божественных Таин.

Так довершил я в Иерусалиме мое странствие, и помолился Гробу о счастливом обратном пути, и унес с собою на родину часть камня от вертепа, срезанную над самым гробом во время пожара нынешним архиепископом Севастии. Теперь все мои мысли будут стремиться на родину. Я еще отслушаю сегодня одну торжественную вечерню в храме Воскресения и завтра – литургию на Голгофе и потом пойду в дальний путь мой! Но, ах, лучше ли, чем пришел сюда! – вот тяжкий для меня вопрос, который разрешат только время и вечность. Всё, что мог человечески, старался я сделать для своего очищения; и грустно думать, что едва ли не удаляюсь от св. Гроба не так, как сказано у евангелиста Матфея о мироносицах: со страхом и радостию велию, дабы возвестить ученикам, что сподобились и сретения Христова, и Его сладчайшего гласа: "Радуйтеся!" – но как написано у более строгаго Марка: и исшедше бежаша от гроба, имяше же их трепет и ужас, и никомуже ничтоже реша, бояхубося. Господи, прости мне согрешения!»

5.jpg

Аналой с частью камня от Гроба Господня

Сейчас камень от Гроба Господа находится в Никоновской церкви в специально устроенном для него серебряном аналое XIX в. Он помещен под стекло с изображением иконы Иисуса Христа во Гробе, на нижней части оклада которого можно прочесть следующие слова:

«Свидетельство от архиепископа Севастийского на пожертвованный Г. Муравьевым в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру от Гроба Господня камень привезен из Иерусалима. Из предписанным сим известно, что председательному господину Андрею Муравьеву в принятии его от меня для явления вручил я данный един камешек от Святыя Кувуклия Пресвятаго и Первоприемнаго Гроба, изсеченный позади нынешней мраморной иконы Воскресения Христова на четыре перста ниже Святаго Гроба. Когда храм после пожара от бывшаго в 1808 году возобновляем был при мне архимандритом Комнином, и я, будучи священником, исправлял внутри храма Воскресения очередное служение. Во Иерусалиме 1850 г., Иннуария 18. Смиренный архиепископ Севастии Фаддей свидетельствует».

Среди прочих почитаемых святынь Троице-Сергиева монастыря в Серапионовой палате также находится золотой наперсный крест-мощевик прп. Сергия, присланный в благословение Игумену земли Русской Константинопольским патр. Филофеем.

Своды и стены палаты расписаны мон. Иулианией (М. Н. Соколовой) в 1949 г. сюжетами на темы жития прп. Сергия. Эти росписи дополняют особую молитвенную атмосферу святого места, по своей широкой известности они стали уже своеобразной «визитной карточкой» Серапионовой палаты.

4.jpg

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры

Вне палаты, с южной стороны, находится захоронение Арсения (Суханова, † 1668) - келаря монастыря в 1655-1660 гг. Это отмечено чугунной доской с надписью на фасаде палаты.

К. Конорева, сотрудник Паломнического центра СТСЛ


13 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.