Священник Николай Шпачинский
Кто не знает Троице-Сергиевой Лавры? Кому из русских православных неведомо имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца? Нужно допустить, что человек совсем ничего не слыхал, что он ничем не интересовался, если кто скажет, что ему неведомо это имя. Что преподобные Антоний и Феодосий Печерские для Киева и Печерской Лавры, то преподобный Сергий Радонежский для Москвы и Троице-Сергиевой Лавры. Он — основатель Лавры близ Москвы, устроитель ее. Он — слава и величие Троицкой Лавры и даже не одной Лавры, но и всей Русской Церкви.
Преподобный Сергий — небесный покровитель и защитник основанной им Троицкой обители и весьма многих других обителей. Это — небесное светило, сиявшее при земной жизни для всей тогдашней Московской Руси и доныне осиявающее всю Русскую Православную Церковь. Его жизнь и подвиги великое чудо христианской Церкви, тем более удивительное, что в лице преподобного Сергия не одна добродетель, не один подвиг нашли себе живое воплощение и осуществление; в лице преподобного — целый союз христианских добродетелей, целое богатство великих совершенств. Вспоминая эту дивную жизнь, не знаешь, чему больше удивляться: его ли необыкновенному смирению, когда он отклоняет от себя всякие почести и начальствование и, хотя соглашается принять игуменство в основанной им обители, однако решительно противится желанию святителя Алексия посвятить его в архиерейский сан?
Его ли терпению, когда он живет в лесной чаще, ведет борьбу с злыми духами, переносит лишения и голод? Его ли трудолюбию, когда он сам, игумен, служит братии, носит им воду, дрова, когда за несколько кусков гнилого хлеба строит крыльцо при келии одному из братии? Его ли миролюбию, когда он враждующих князей примиряет и приводит их к повиновению московскому князю? А что сказать о его монашеских, игуменских, священнических подвигах? Сам он как инок подает самый совершенный пример послушания, смирения и нестяжательности.
Как игумен он следит за братнею и в ночные часы и, если видит брата на молитве, сам благословит его и помолится с ним, не выдавая себя; если слышит пустую беседу, даст знак прекратить беседу и на следующий день поучает тихо, с кротостью, терпением и смирением. Сам часто ночи проводит в бдении и молитве. К божественной службе спешит в числе первых и последним оставляет Божий храм. О совершении же им священнического служения свидетельствуют весьма красноречиво те небесные знамения, очевидцами которых были ближайшие из учеников Преподобного, столь же достойные сподвижники его. Один раз ангел небесный видимо для ученика преподобного Сергия сослужил Преподобному. В другой раз ученики его видели, как при совершении Божественной литургии огонь окружал Божественную трапезу и самого Преподобного, и потом, при освящении святых Даров, вошел в святую Чашу, из которой приобщался Преподобный. Это благодать Святого Духа окружала угодника Божия. А что еще сказать о самой молитве Преподобного, о небесных явлениях, бывших ему во время молитвы, о дарах прозорливости, о чудесах и знамениях, которые совершались им при жизни, совершаются и после его блаженной кончины?..
Его святые молитвы приклоняли к нему на милость Живоначальную Троицу, в честь и славу Которой устроена была первая церковь самим Преподобным. Много молясь о своих учениках, преподобный Сергий один раз удостоился видения, которое указало ему на будущее величие и значение Троицкой обители. «Сергий! Ты молишься о своих чадах, и моление твое услышано: посмотри — видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы». Такой голос был услышан преподобным Сергием, причем он увидел множество прекрасных птиц, прилетевших и в самый монастырь, и за его ограду. Это множество птиц указывало на великое множество учеников, которые имели собраться под кров и защиту угодника Божия после его кончины.
В другой раз преподобный Сергий во время молитвы удостоился небесного посещения Самой Пречистой Девы Богородицы, пришедшей к нему со святыми апостолами Петром и Иоанном. Не вынося необычайного сияния, преподобный Сергий пал ниц. Пречистая же коснулась его Своими руками и сказала: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышаны твои молитвы об учениках. Не скорби больше об обители своей, отныне она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего». Нам, грешным, трудно и представить себе всю силу молитвы Преподобного, который удостаивался этих небесных видений. Нам трудно и вообразить, как велика, как горяча, как искренна должна быть молитва, за которой следует небесное явление. Для самого Преподобного и для учеников его эти явления были сколько умилительны, столько и неожиданны. Сам Преподобный был долгое время в состоянии высшего духовного озарения, сияя в лице своем особою славою и небесным светом. И всю ночь после видения он оставался в бдении и молитве, прославляя Пречистую за Ее великую милость.
Слава и величие преподобного Сергия, раскрывающиеся в его удивительной, поистине чудесной жизни, были воздаянием за те великие подвиги, которые он воспринял на себя в ранней юности и которым не изменял и во всю свою жизнь. В раннем детстве он избегал веселья и смеха, соблюдал строгий пост в среды и пятницы, вел такую жизнь, что все изумлялись ему, считая его иноком в мирской одежде. Едва достигши двадцати лет, он уже искал пострижения в иноки, но по любви и послушанию своим родителям остался в доме их до их кончины. После же кончины родителей он все свое наследство раздал нищим, а сам стал упражняться в лесу в строгом исполнении всех правил монашеских, перенося с великим терпением и смирением всякие тяжелые труды, скудость, недостаток во всем необходимом, искушения от злых духов, страх от диких зверей и прочее. Долго отказывался Преподобный от принятия священства и игуменства, но и по принятии их он не только не ослабел, но, наоборот, еще больше укрепился в решимости строго соблюдать все монашеские уставы и требования и сам подавал братии пример терпения, смирения, трудолюбия и искренней любви. Он хотел подражать Самому Господу и быть всем слугой, по заповеди Спасителя [См.: Мк. 10,43.]. Немало бывало разных скорбей и огорчений для Преподобного, когда братия роптала на скудость во всем и строгость жизни. Но Преподобный всех увещевал с великою любовию, незлобием и кротостию, внушая братии быть довольной тем, что есть, и не роптать на Промыслителя.
Поистине — это величайший угодник Божий, богоносец, в котором обитал Сам Дух Божий; это — истинный воин и ученик Христов, восприявший Христа в свою душу от самой юности своей; это — светило духовное, сияющее в Церкви великими подвигами поста, воздержания, бдения и молитвы; училище благочестия и смирения, любви и терпения; это — великий молитвенник за землю Русскую пред Живоначальною Троицею.
Мы же, братие, празднуя светлую память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, припадем с смиренной молитвой к сему угоднику Божию, чтобы и нас он наставил в вере и благочестии, чтобы и нас хранил под своим небесным покровом и заступлением. Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас! Аминь.
Печ. по: Проповеди. Приложение к «Руководству для сельских пастырей». Сентябрь. Киев, 1911. С. 452-457.
Источник: Слава, пережившая века. Сборник проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014
18 сентября 2015